Сегодня, 14 февраля, в Зале искусств ЮУрГУ состоялось открытие выставки «Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила». В Челябинск шедевр приехал впервые.
История картины великого итальянского художника Рафаэля Санти из Урбино «Мадонна дель Пополо» 1509 года напоминает классический детектив. Она была найдена на чердаке дома Демидовых в Нижнем Тагиле, куда попала, вероятно, в смутные времена революций. Пальмовая доска, служившая основой для картины, была разломлена почти пополам – на одной части угадывался лик Мадонны, вторая – с изображением Иосифа – представляла собой совершенно темное пятно. По борту платья Мадонны была обнаружена надпись золотом «Рафаэль из Урбино, писавший в 1509 году».
В Нижний Тагил был приглашен известный живописец, искусствовед и реставратор, профессор Игорь Грабарь. Именно он установил, что по многим убедительным признакам картина, известная как «Мадонна дель Пополо», принадлежит кисти великого Рафаэля Санти из Урбино.
После сложнейшей реставрации в мастерских Москвы она попала в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, хотя Игорь Грабарь считал, что картина должна вернуться в Нижний Тагил. Затем «Мадонну дель Пополо» передали в коллекцию Свердловского музея по настоятельной просьбе уральцев. Но тагильчане были этим очень возмущены и собрали множество подписей под обращением к министру культуры РФ Мелентьеву. А он был тагильчанином. Так «Мадонна дель Пополо» вернулась «домой».
Сегодня все музеи России готовы с радостью принять «Мадонну Рафаэля из Нижнего Тагила», чтобы показать ценителям искусства. И тагильчане время от времени вывозят шедевр на гастроли. В Челябинск она приехала впервые. В экспозицию также включены копия с «Мадонны дель Грандука» Рафаэля 1506 года, исполненная французским художником Руйллоном, и «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» итальянского художника Дж. Ч. Прокаччини (1574–1625).
Как «Мадонна дель Пополо» попала в коллекцию уральских богачей Демидовых – сегодня не известно. Все они увлекались коллекционированием. Однако искусствовед и директор Нижнетагильского музея Марина Агеева предполагает, что ее купил Николай Никитич Демидов, который был российским посланником во Флоренции, почти всю жизнь провел в Италии, но завещал себя похоронить в Нижнем Тагиле. Вместе с его телом на Урал прибыла и часть его огромной коллекции живописи и скульптуры.
Три Мадонны в Зале искусств ЮУрГУ будут находиться до конца марта. Вход на выставку свободный. Предусмотрено организованное посещение группами ежечасно с 10:00 до 16:00. Выходной день – воскресенье.