Город фоторепортаж Дом, конюшня и баня: в центре Челябинска нашли усадьбу солдата XIX века

Дом, конюшня и баня: в центре Челябинска нашли усадьбу солдата XIX века

Археологи ведут раскопки на месте будущего бизнес-центра.

Усадьба включала дом, баню, конюшню и хозяйственные постройки

Челябинские археологи завершают раскопки на перекрёстке улиц Карла Маркса и Красноармейской, где в скором времени возведут бизнес-центр. На участке между рынком «Пешеходный» и «Аркаим Плазой» под слоем земли обнаружили фундаменты старинной усадьбы и многочисленные предметы быта.

В начале XIX по улице Коммуны (ранее – Солдатской) проходила восточная граница города с забором и рвом. После Челябинск начинает расширяться, и в 1858 году территории продаются под застройку. На этом месте ставит свою усадьбу солдат Иван Брен. Да-да, рядовой солдат!

В 20-30-е годы на месте усадьбы построили бараки

– В то время солдаты могли жить в своих домах. Поскольку служба занимала не всё время, некоторые из них занимались предпринимательством. Конечно, официально всё было оформлено на жену или кого-то из родственников. Усадьба включала дом на шесть комнат, конюшню и баню, – рассказал председатель Фонда содействия сохранению культурного наследия «Общественный фонд «Южный Урал» Гаяз Самигулов. – После смерти солдата наследники продали дом поляку Болеславу Янчевскому. Судя по всему, он не стал кардинально перестараивать дом, но в документах значилось уже восемь комнат. Возможно, под жилые были переделаны хозяйственные помещения, которые в то время не учитывались. Усадьба считалась среднего достатка. Для сравнения: большинство челябинских домов того времени имели две-три комнаты.

Археологи признаются, что когда их пригласили на этот участок, они не рассчитывали на большой урожай артефактов, ведь после революции на этом месте были построены бараки. Но, к радости историков, из-под слоя земли показались фундаменты.

Археологи работали здесь две недели
В то время на восточной окраине города проживало много поляков

– Мы обнаружили полуземляночную баню. В Челябинске таких раскопано восемь, но в России они больше нигде не зафиксированы. Это не значит, что их нет – просто они не изучались археологическими методами. XIX век, хотя и был не так давно, но сведения о быте того времени очень скудны, поскольку многие вещи считали само собой разумеющимися, – продолжает начальник археологического отряда фонда «Южный Урал» Юлия Васина. – Строительство полуземлянки требовало минимум трудозатрат, а земля хорошо держала тепло. Здесь каменка, полог и небольшой слив. Почему небольшой? Это мы привыкли мыться и лить воду. Люди того времени сидели, потели и потом соскребали грязь, воды тратили мало. Дефицита воды в Челябинске не было, просто была такая традиция.

Небольшая полуземляночная баня была рассчитана на несколько человек
Дорожка была выложена из обычных кирпичей

Среди находок – «николаевские» монеты 1837 и 1841 годов номиналом 1 и 2 копейки. Историки отмечают, что это были небольшие деньги, возможно, потому они и были потеряны. Ещё один вариант – их отдали детям играть после того, как они вышли из употребления.

«Николаевские» монеты 1837 и 1841 годов

Под слоем земли и песка специалисты нашли много фарфоровой посуды. Изучение кухонной утвари того времени – это отдельная тема исследований. Пока, отмечают историки, они накапливают материал.

Среди находок - предметы второй половины XX века. Например, баночка от пленки для диафильмов
Единственная бутылочка с пробкой. Внутри - техническое масло

– В начале XIX века такая посуда была не у всех, но во второй половине столетия она стала доступна и для средних слоёв. Не стоит забывать, что фарфоровые и фаянсовые заводы базировались преимущественно в Центральной России, и довезти товар, да еще такой хрупкий, до Челябинска без железной дороги было весьма непросто, – рассказал Гаяз Самигулов. – Чтобы делать какие-то выводы или классифицировать эту посуду, необходимо накопить материал.

Керамика была распространена больше, чем фарфор
В XIX веке производители заказывали бутылки по каталогам. Установить их содержимое уже не возможно.

– Посуда этого времени была и подороже, и подешевле. У Кузнецова были простые расписные тарелки «агашки». Все его фабрики были в деревнях, нанимались простые крестьяне, которые расписывали посуду вручную, – отметила Юлия Васина.

Кузнецовский фарфор был распространен в середине XIX века, но доставить посуду на Урал было сложно
Назначение этого предмета пока не ясно

Раскопки продлятся до конца недели. Найденные предметы передадут, скорее всего, в музей археологии ЮУрГУ, а остатки старинных построек засыплют землёй, и на их месте возведут четвертую очередь бизнес-центра «Аркаим Плаза» с парковкой.

Юлия Васина: «Отдавать покровский завод под застройку было жалко»

– Город растёт, перепланируется – это неизбежно. Есть вещи, которые жалко безумно, как, например, заводы Покровских на Цвиллинга, которые мы нашли в прошлом году. Я очень-очень уговаривала: будет у вас гостиница, оставьте эти подвалы, сделайте их под стеклом в каком-нибудь баре, и это будет ваша фишка, – сокрушается Юлия Васина. – Там были отличные подвалы – четыре слоя отличного кирпича, выложенного под паркет. Тем более что это было единственное раскопанное у нас промышленное предприятие того времени.

Крышка от шкатулки или сахарницы

Напомним, в прошлом году челябинские археологи обнаружили остатки водочных заводов Покровских на участке между домами №13 и 15 на улице Цвиллинга. Там, где прежде было кафе «Ани», а до того – служебная усадьба семьи Покровских, к саммиту ШОС и БРИКС вырастет трёхэтажная гостиница.

Фото: Фото Олега Каргаполова, видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления