24 ноября вторник
СЕЙЧАС -8°С

Тыл – фронту: как в Челябинске ковали оружие Победы

Война превратила столицу Южного Урала в центр оборонной промышленности.

Поделиться

Челябинские танки ИС-2 у Бранденбургских ворот в Берлине

Челябинские танки ИС-2 у Бранденбургских ворот в Берлине

Поделиться

Пока миллионы советских граждан сражались на фронтах Великой Отечественной войны, коллективы предприятий нашего региона совершали трудовые подвиги, без которых победа была бы невозможна. Южный Урал внёс огромный вклад в вооружение армии. С самого начала войны Челябинск стал крупнейшим центром оборонной промышленности, где не только производили военную продукцию, но и принимали важные для обороны решения.

В Челябинскую область эвакуировали более 200 предприятий, ещё 35 крупных заводов построили с нуля. Все отрасли народного хозяйства перевели для обслуживания нужд фронта. Именно в годы ВОВ на Южном Урале появились Челябинский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод и другие промышленные гиганты. Регион давал фронту танки, реактивные миномёты, броню, стрелковое оружие, боеприпасы. Здесь выпускали знаменитые Т-34 и легендарные «катюши».

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Ситуацию осложняло то, что многие квалифицированные работники предприятий ушли на фронт. Поэтому трудовые коллективы состояли в основном из женщин, подростков и стариков. В тяжёлых условиях, при нехватке еды и порой прямо на морозе они стояли у станков иногда по 16-18 часов в сутки, при этом работали с полной отдачей, следуя лозунгу: «Всё для фронта! Всё для Победы!».

Машины Танкограда

Готовые танки Т-34 в цехе

Готовые танки Т-34 в цехе

Поделиться

В годы Великой Отечественной войны Челябинский тракторный завод вместе с семью частично или полностью эвакуированными в столицу Южного Урала предприятиями образовали мощное танкостроительное предприятие, которое получило неофициальное название «Танкоград». За годы войны здесь создали 13 типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизельмоторов. Завод выпустил 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысячи танковых дизельмоторов, 17,7 миллиона заготовок боеприпасов.

Сборка башен танка Т-34

Сборка башен танка Т-34

Поделиться

Ещё до войны, в 1940-м году, на ЧТЗ, где основным направлением был выпуск тракторов, начали осваивать производство тяжёлых танков КВ-1 (Клим Ворошилов) конструкции Кировского завода. В августе из Ленинграда привезли опытный образец боевой машины и чертежи, а уже 31 декабря того же года государственная комиссия приняла первый челябинский танк.

После начала войны в Челябинск полностью эвакуировали Харьковский моторный завод №75 и Ленинградский Кировский завод, оказавшиеся в зоне досягаемости вражеской авиации. 6 октября 1941 года ЧТЗ официально переименовали в Кировский завод наркомата танковой промышленности в городе Челябинске (ЧКЗ). Сам наркомат также базировался в Челябинске.

Сборка танков КВ-1, 1942 год

Сборка танков КВ-1, 1942 год

Поделиться

В максимально сжатые сроки на заводе построили и ввели в действие 17 новых цехов общей площадью 100 тысяч квадратных метров. Прибывавшее с эвакуированных предприятий оборудование «с колёс» разгружали на пустырях, ставили на фундаменты будущих цехов, начинали производство прямо на морозе, а уже потом строили вокруг них стены и сооружали крыши.

Производить танки начинали с нескольких единиц в сутки, но быстро довели этот показатель до 12-15 машин в день. Специалисты завода постоянно работали над сокращением трудоёмкости производства. В четвертом квартале 1941 года выпуск тяжелых танков КВ увеличился по сравнению с третьим в 5,5 раз, а с первой половиной года – в 17 раз. Сделать это удалось, в частности, благодаря сокращению числа компонентов танков – если в мае 1941 года боевые машины имели 23,4 тысячи частей, то к концу года их было уже 9 тысяч.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен
Сборка тяжелых самоходных установок ИСУ-152

Сборка тяжелых самоходных установок ИСУ-152

Поделиться

Все основные цеха перевели на казарменное положение. В холодных цехах, еле отапливаемых паром от паровозных котлов, а то и под открытым небом в недостроенных корпусах, рабочие трудились по 16-18 часов и выполняли по две-три нормы в смену. С ноября 1941 года на заводе прекратилось производство тракторов, и уже всё предприятие занималось выпуском танков.

Сборка тяжелых танков КВ

Сборка тяжелых танков КВ

Поделиться

В 1942 году ЧКЗ впервые отправил на фронт легендарные Т-34. Их массовое производство на предприятии наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин нельзя запустить быстрее, чем за четыре-пять месяцев. К концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 «тридцатьчетверок». Этот танк, который на фронте получил нежное прозвище «ласточка», принёс советским войскам победу в обороне Москвы и Сталинграда. Именно на ЧТЗ выпустили знаменитый танк №18 «Челябинский колхозник», который установлен на постаменте на одном из склонов Мамаева кургана.

Танки Т-34 перед отправкой на фронт

Танки Т-34 перед отправкой на фронт

Поделиться

В 1943 году на Челябинском Кировском заводе освоили производство тяжёлого танка ИС-2 (Иосиф Сталин). В конце октября его приняли на вооружение. Он сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощные оружие и броню и стал основной машиной в гвардейских тяжелых танковых полках. В 1944 году производство ИС-2 поставили на конвейер – впервые в мире тяжёлые танки выпускали таким образом. Благодаря этому заводская стоимость машины значительно сократилась и лишь немногим превышала стоимость Т-34.

Челябинские ИС-2 у Бранденбургских ворот в Берлине

Челябинские ИС-2 у Бранденбургских ворот в Берлине

Поделиться

В августе 1944-го челябинский конструктор Михаил Балжи спроектировал новую машину – танк ИС-3. В конце декабря Сталин санкционировал производство этой модели на ЧКЗ. Танк имел усовершенствованную форму корпуса и башни и оптическую систему управления наводкой, которая позволяла эффективно вести бой на расстоянии 2000-2500 метров. Благодаря им Советский Союз полностью выигрывал в «войне брони» – таких танков не имела ни одна армия мира. Сегодня ИС-3 стоит на постаменте на Комсомольской площади в Челябинске.

Секрет завода Колющенко

На заводе Колющенко вместо плугов и молотилок стали выпускать снаряды и грозные «катюши»

На заводе Колющенко вместо плугов и молотилок стали выпускать снаряды и грозные «катюши»

Поделиться

Завод имени Колющенко – старейшее промышленное предприятие Челябинска – до начала войны выпускало плуги, молотилки и другую сельхозтехнику. Однако, как и многие другие заводы, строившиеся в советские годы, его изначально спроектитровали с возможностью полного перехода на оборонное производство. В годы Великой Отечественной предприятие стало важным поставщиком боевой техники и снарядов для фронта. В частности, оно выпускало секретные реактивные миномёты БМ-13 «катюша».

Уже к 29 июня, через неделю после начала войны с Германией, на заводе Колющенко освоили производство 120-миллиметровых мин. А в сентябре на предприятие начали прибывать люди и оборудование с эвакуированных заводов из Подмосковья и Украины. Как и на других предприятиях, здесь трудились женщины и подростки. Из-за нехватки рук рабочий день увеличили до 12 часов, а инженерно-технический персонал перевели на казарменное положение. Сотрудники завода неделями жили в комнатах отдыха прямо в цехах.

В этом здании на пересечении Труда и Елькина собирали Катюши

В этом здании на пересечении Труда и Елькина собирали Катюши

Поделиться

Под производственные цеха в срочном порядке переоборудовали гаражи, склады и подсобки. Заводу предоставили дополнительные помещения на пересечении улиц Елькина и Труда. Для того, чтобы эффективнее управлять рассредоточенными по всему городу площадками, был создан филиал завода вне его территории.

На Колющенко наладили производство гаубичных 152-миллиметровых снарядов, 250-килограммовых фугасных бомб, корпусов 82-миллиметровых мин. Со второй половины июля 1941 года предприятие начало осваивать выпуск новых снарядов марки РС-132, а решением Государственного комитета обороны от 9 августа колющенцам вместе с эвакуированным московским заводом «Компрессор» поручили наладить производство «Катюши» – минометной установки, не имевшей аналогов в мире.

Чтобы объяснить, какую важность имело тогда это производство, и каким грозным оружием были «катюши», отметим, что командование германских войск обещало своим военным за захват таких установок большое денежное вознаграждение, высшие награды и отправку в тыл. Потому что там, где «работали» БМ-13, оставалась лишь выжженная земля, а немцы, только узнав о приближении батарей залпового огня, в панике покидали укрепления. Правда, до самого конца войны ни один реактивный миномёт так и не попал в руки врага.

Памятник Катюше в Челябинске поставили на улице Доватора к 30-летию Победы

Памятник Катюше в Челябинске поставили на улице Доватора к 30-летию Победы

Поделиться

БМ-13 состоял из подвижной фермы, восьми направляющих (лонжеронов) и простейшей электрической системы, с помощью которой запускались снаряды. В пазах на лонжеронах закреплялись 16 реактивных ракет, приводимых в действие с пульта управления из бронированной кабины трактора или автомобиля ЗИС-5, а позднее – американского «Студебекера». Дальность полёта снаряда составляла 8,5 километров.

Производство «катюш» велось в строгой секретности и было рассредоточено по разным цехам, чтобы конечную продукцию могли видеть только сборщики. Рабочие, мастера, инженеры, которые целыми днями работали над деталями БМ-13, зачастую не до конца понимали, что они выпускают.

Сборочный цех находился на расстоянии от основного завода, в помещениях гаражей табачной фабрики. Отсюда «катюши» отправляли на фронт. Отгружали всегда ночью, накрывая установки брезентом. В 2010 году на стене этого здания появилась мемориальная доска, сообщающая жителям и гостям города о том, что здесь собирали знаменитые БМ-13.

Памятник «Катюше» поставили рядом с заводом, на улице Доватора, к 30-летию Победы при участии заводчан.

Бронебойный «Станкомаш»

Завод имени Серго Орджоникидзе. Лучший организатор ремонта оборудования инженер Н.И. Матевич., 1945

Завод имени Серго Орджоникидзе. Лучший организатор ремонта оборудования инженер Н.И. Матевич., 1945

Поделиться

Большой вклад в создание орудий Победы внёс и Завод №78 имени Серго Орджоникидзе (современный «Станкомаш»). Здесь выпускали корпуса и башни для танков, боеприпасы, производили ремонт прибывших с фронта боевых машин. В 1941 году для удобства управления из состава завода №78 выделили ряд цехов в самостоятельное предприятие – завод №200 для производства бронекорпусов и башен для тяжелых танков. 78-й завод занимался всеми остальными направлениями. Впоследствии предприятия вновь объединили, но было это уже после войны – в 1947 году.

«Станкомаш», как и завод имени Колющенко, проектировался с «двойным дном», то есть изначально при его строительстве закладывалась возможность переориентировать его на выпуск оборонной продукции. И освоение производства башен для танков КВ здесь начали еще в 1940 году.

Как и другие предприятия региона, в июне 1941 года завод №78 перевели на военные рельсы. Как обычно в то время, делалось это в максимально сжатые сроки. Для налаживания производства танков нужно было смонтировать пресс мощностью три тысячи тонн, причём сделать это нужно было не за несколько месяцев, как в мирное время, а всего за 17 дней. Позже на заводе вспоминали, что оборудование устанавливали молча, не разговаривая между собой, в колоссальном напряжении и в итоге всё успели.

Завод имени Серго Орджоникидзе. Стахановка А.М. Маряшина, 1945

Завод имени Серго Орджоникидзе. Стахановка А.М. Маряшина, 1945

Поделиться

Завод Орджоникидзе стал рекордсменом по количеству принятых эвакуированных предприятий – на его площадках разместились 23 завода из Харькова, Донецка, Мариуполя.

Уже в июле здесь впервые в Челябинске выплавили мартеновскую сталь, необходимую для производства брони. А в августе начали изготавливать корпуса и башни танков КВ для Челябинского Кировского завода. Нарком танковой промышленности Малышев, посетивший завод, принял решение прекратить производство станков и освободить все площади под выпуск оборонной продукции. К декабрю на заводе начал работать цех по ремонту танков КВ, а в цехах главного корпуса освоили массовое производства боеприпасов различного назначения (реактивные снаряды для «катюши», бронебойные, фугасные и другие).

В 1942-м на заводе №78 организовали серийный выпуск направляющих для «катюш», производство бронебойного снаряда «Якорь», литых башен тяжёлых танков. Число корпусов артиллерийских боеприпасов среднего и крупного калибров к 1944 году достигло 2,35 миллиона корпусов в год. В январе 45-го освоен выпуск 280-миллиметровых бронебойных снарядов.

Как в университетах делали патроны

Цеха патронного завода №541 располагались прямо в челябинских вузах

Цеха патронного завода №541 располагались прямо в челябинских вузах

Поделиться

О Челябинском патронном заводе №541 сегодня вспоминают нечасто. Во многом из-за того, что завод этот существовал только во время войны и базировался вовсе не на площадях какого-либо из местных производственных предприятий. Он располагался в стенах педагогического, агроинженерного университетов и нескольких зданиях на улице Спартака (ныне проспект Ленина). Завод был образован на базе нескольких предприятий, эвакуированных с запада страны – Ворошиловградского, Харьковского, Калининского и Тульского.

По официальной статистике, на 541-м трудились 10 тысяч работников, почти две трети из них – женщины, около 40% – подростки 13 лет и старше. Таким образом, сложности были те же, что и у остальных предприятий, – недостаток квалифицированных специалистов и необходимость выполнять и перевыполнять планы силами детей и женщин.

Станки стояли прямо в школах, коридорах и учебных аудиториях вузов. Делать снаряды для фронта рабочие учились буквально в ходе рабочего процесса. Для начальников цехов, бригадиров, технологов и мастеров действовал особый, казарменный, режим работы – они не покидали завод по нескольку суток.

Сразу после войны в вузах началась реконструкция, возобновились занятия, а Челябинский патронный завод полностью ликвидировали. Однако ещё долгое время разбитые цементные полы напоминали о том, что когда-то здесь работало промышленное предприятие.

Прозрачная броня из Челябинска

Бронекозырьки, выпущенные на челябинском К-4, спасли жизнь тысячам пилотов

Бронекозырьки, выпущенные на челябинском К-4, спасли жизнь тысячам пилотов

Поделиться

На сверхсекретном челябинском заводе «К-4» (впоследствии завод «Оргстекло») в годы Великой Отечественной войны выпускали так называемые бронекозырьки для боевых самолетов – штурмовиков Ил-2 и истребителей. Это стекла, которые защищали кабины пилотов от пуль и осколков и спасли жизнь многим советским лётчикам.

«К-4» – это не только название предприятия, но и шифр изделия, которое оно выпускало. Первоначально завод располагался в Ленинграде, однако в 1941 году его эвакуировали на Урал. Предприятие перевезли в цеха двух челябинских фабрик, одна из которых производила дрожжи, другая – безалкогольные напитки. При этом перевести всё, что нужно, из Ленинграда не успели к тому времени, когда Северная столица оказалась в блокаде, и пришлось налаживать производство авиаброни на месте, своими силами.

Большинство рабочих завода составляли подростки 14-15 лет, которых пришлось обучать производству на ходу, с нуля. Ветераны завода рассказывают, что многие из сотрудников были ниже станков ростом, и им приходилось вставать на ящики, чтобы было удобнее работать. При этом поблажек за малый возраст, как и на других предприятиях, никто не давал: за небольшое опоздание могли оставить без пайки хлеба, а за более серьёзное – даже привлечь к уголовной ответственности.

Имя первого директора завода оргстекла Зуси Шульмана долгое время не упоминалось ни в одной энциклопедии

Имя первого директора завода оргстекла Зуси Шульмана долгое время не упоминалось ни в одной энциклопедии

Поделиться

Первую продукцию завод оргстекла выпустил в июле 1942 года. Темпы производства постепенно налаживались, однако власти требовали большего. В 1943 году директора завода Зусю Шульмана вызвали в Москву к Сталину. Руководитель предприятия допускал возможность, что уже не вернётся оттуда. Чтобы близкие не волновались, он никому не сказал правду о том, куда едет.

В Москве Сталин задал Шульману прямой вопрос: когда завод будет поставлять авиаброню в необходимых объёмах? Несмотря на сильный страх и трясущиеся руки, директор «К-4» сказал всё как есть: что не хватает подходящего оборудования, сырья для производства, да и вообще людей нечем кормить. «А если всё это у вас будет – сделаете нам нужное количество брони?» – спросил верховный главнокомандующий. Шульман пообещал, что сделают. После этого завод стал наращивать объёмы и не только достигал поставленных целей, но и много раз перевыполнял планы.

Секрет производства бронированного стекла тщательно охранялся государством. Выпускали этот материал всего на двух заводах СССР – в Челябинске и Дзержинске (Нижегородская область). Архивные материалы о «К-4» начали рассекречивать только в конце 2009 года.

Сегодня на площадях бывшего завода К-4 офисы, склады, фотостудия и скейт-парк

Сегодня на площадях бывшего завода К-4 офисы, склады, фотостудия и скейт-парк

Поделиться

После войны завод продолжал выпускать оргстекло для авиапромышленности, но получил «гражданское» название «Оргстекло». Со временем здесь стали выпускать и товары народного потребления – пуговицы, бусы, пудреницы, шкатулки, чернильницы, вазы и другие изделия. А в 1997 году завод продали с молотка. Сейчас этого предприятия нет, его площади сдают в аренду компаниям различного профиля.

Разумеется, предприятия, выпускавшие продукцию оборонного назначения, работали не только в областном центре. Арсенал для советской армии создавали в Златоусте, Магнитогорске, Миассе, Усть-Катаве, Юрюзани и многих других населенных пунктах Челябинской области.

Законы военного времени действовали ещё несколько лет после войны, поэтому многие специалисты, приехавшие на Южный Урал вместе с эвакуированными предприятиями, не могли уволиться с местных заводов и уехать в свои города, поэтому многие продолжали работать в регионе и после войны, а кто-то остался на всю жизнь.

Фото: Фото предоставлены Музеем ЧТЗ, Объединенным государственным архивом Челябинской области, Игната Сарапулова, с сайта Google.ru/maps

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК12
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...