30 ноября понедельник
СЕЙЧАС -13°С

Всё равно достанут: банки и МФО в Челябинске научились обходить запрет на звонки должникам

Они предлагают заключить допсоглашение, которое разрешает звонить чаще.

Поделиться

Вместе с кредитом и займом клиентам предлагают добровольно согласиться на лишние звонки взыскателей

Вместе с кредитом и займом клиентам предлагают добровольно согласиться на лишние звонки взыскателей

Поделиться

Банки и микрофинансовые компании стали брать с южноуральских заёмщиков согласие на «расширенную» систему взыскания. В допсоглашении к договору прописывается, что звонить по поводу долга они могут чаще положенного. Эксперты уверены – должников больше волнует мелкое хулиганство коллекторов.

О том, что ряд микрофинансовых компаний внедрил эту практику, 74.ru сообщил главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. Он подчеркнул, что это не противоречит законам.

Напомним, по новому закону, который начал работать с 1 января 2017 года, беспокоить заемщиков по телефону взыскатели могут не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Нельзя беспокоить по телефону с 22:00 до 8 утра в будние дни и с 20:00 до 9 утра в выходные. Безусловно, такая интенсивность общения с должниками банки и МФО не устраивает. И, заключив соглашение, они могут договориться о другом количестве звонков и контактов.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

– При подобной ситуации для заёмщика есть определённые плюсы – у него появился шанс, что при плохой кредитной истории необходимая ему сумма будет одобрена, так как в качестве подстраховки МФО заключает дополнительное соглашение на «расширенную» систему взыскания, – пояснил Андрей Бахвалов. – Кроме того, как и банки, МФО включают этот пункт в соглашение и на случай технических сбоев, которые от них не зависят.

По его словам, большая часть постановлений судебных приставов касается нарушений по количеству направленных звонков, и в 90% случаев из них кредитор не виноват, причина – в сбоях работы сотового оператора.

– В законе пока не прописано, можно ли учитывать исходящие звонки должнику, выполненные по его просьбе, как обычные действия по непосредственному взаимодействию с должником, – продолжает эксперт. – А обстоятельства, которые побуждают сделать «внеплановый» звонок должнику, могут быть различными. К примеру, он сам позвонил в кредитную организацию или коллекторское агентство, представился, и, пока его соединяли с соответствующим сотрудником, звонок сорвался. Исходя из консервативной трактовки ФЗ-230 выходит, что просто так ему перезвонить нельзя, что весьма неразумно с точки зрения конструктивных контактов. Однако если в договоре с банком обговорены иные условия взаимодействия при взыскании, то можно спокойно позвонить и урегулировать вопрос, не тратя время на ожидание.

Поделиться

Андрей Бахвалов уточняет, что допсоглашение позволяет кредиторам обезопасить себя от лишних судебных разбирательств.

Как пишет газета «Известия», первыми увеличение частоты звонков заёмщикам стали прописывать банк «Открытие», «Тинькофф Банк», банк «Восточный». По информации издания, в планах это у Промсвязьбанка и Русфинанс Банка.

Как подтвердил 74.ru заместитель директора по работе с задолженностью Промсвязьбанка Антон Казаков, банк действительно предусмотрел изменения и разработал дополнительное соглашение на изменение частоты взаимодействия.

– Одним из преимуществ данного изменения мы считаем увеличение частоты контактов с клиентами, допустившими просрочку, и, как следствие, ожидаем позитивного влияния на эффективность взыскания на ранних стадиях, – добавил он.

С ним согласны далеко не все банки. Так, в Уральском банке реконструкции и развития перенимать эту практику не планируют.

– Мы не видим в этом целесообразности. Как правило, если должник не прячется от банка и готов к диалогу, то необходимости увеличивать частоту контактов нет, – разъясняет руководитель дирекции качества активов УБРиР Виктор Черванев. – По опыту скажу, что для поддерживания связи с заёмщиком достаточно законных двух коммуникаций в неделю. Если же должник прекращает всякое взаимодействие с кредитором, то увеличение количества звонков вряд ли поможет исправить ситуацию.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Как разъяснил руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктор Климов, практика «расширенного» взыскания возможна только с согласия заёмщика.

– Такие положения не могут содержаться в общих условиях договора на получение кредита или займа, – добавляет эксперт. – В целом закону это не противоречит, но человеку должны сообщить о новых условиях, чтобы он дал осмысленное согласие.

Виктор Климов поясняет, что при этом у заёмщика есть право расторгнуть такое соглашение и вообще отказаться от досудебного взаимодействия с взыскателем – это прописано в законе 230-ФЗ. Сделать это можно, обратившись с заявлением к кредитору спустя четыре месяца после возникновения просрочки.

– Таким образом, по факту говорить о том, что «расширенным» взысканием банки и МФО сейчас загонят всех в долги, нельзя, – считает Виктор Климов. – Кредиторы это делают, потому что для легальных участников рынка ограничение в звонках создаёт определённые неудобства, возникают вопросы: была ли коммуникация и что делать, если были сбои. За несоблюдение этого регламента их чаще всего штрафуют.

Он уверен, что для ответственных заёмщиков не столь важно то, что им позвонят не два раза в неделю, а три, при условии, что звонки поступают не ночью.

– Людей больше волнует мелкое хулиганство, которое по-прежнему сопровождает процедуру взыскания. Многие игроки рынка, даже легальные, часто используют мелкие угрозы, анонимные сообщения, распространяют информацию о долге в интернете, пишут в подъездах, – поясняет Виктор Климов.

Самая же большая проблема для заёмщиков сегодня, по его мнению, то, что в итоговой версии законопроекта 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», нет санкции для кредитора, который взыскивает долг через нелегалов.

– К примеру, есть некое МФО «Лютик», его долги выбивают «черные» коллекторы, а мы не можем наказать это МФО без длительной процедуры разбирательства, с чьего номера пришло сообщение, – резюмирует эксперт.

Напомним, в конце мая южноуральские приставы сообщили о первых трёх делах в отношении взыскателей, которые направили в суд. Одно из них как раз и касается превышения количества текстовых сообщений, ещё два – качества общения, то есть при контакте взыскателя с должником (устно и по телефону) отсутствовали необходимые сведения. О том, что можно, а что нет коллектору, и что делать, если с вас пытаются взыскать долг – читайте в нашем материале.

Напомним, в Челябинске всё чаще происходят громкие случаи с прессингом со стороны взыскателей. Так, челябинку Светлану Сюсюкову коллекторы достали прямо на больничной койке после инсульта. За дело сейчас взялась прокуратура и судебные приставы.

В начале февраля этого года в Кыштыме коллекторы разбили стекло в доме должницы по кредиту и написали на заборе слово «Долг». А из-за долга учительницы одной из челябинских муниципальных школ коллекторы третируют ее коллег и родственников. В прошлом году большой резонанс вызвала история пенсионерки из Коркино, которая хотела продать почку, чтобы избавиться от долга. В сентябре 2016 года коллекторы две недели ежеминутными звонками на все телефоны терроризировали челябинскую школу №54. Ранее подобным образом коллекторы атаковали механический завод и областную больницу №3, а также довели челябинку до самоубийства.

Фото: Фото Ильи Давыдова, инфографика Дмитрия Гладышева

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...