ƒика€ стоимость обучени€, сказочные зарплаты, полЄты вслепую, бюрократи€ авиационных чиновников… јлексей »гнатов много лет занималс€ автоспортом, но неожиданно дл€ многих стал лЄтчиком гражданских авиалиний. —вежий взгл€д на профессию пилота – в материале 74.ru.

јлексей »гнатов сменил раллийный болид на самолеты
јлексей »гнатов сменил раллийный болид на самолеты

«я пон€л, что карьера в автоспорте зашла в тупик»

 огда € был начинающим журналистом, а »гнатов – начинающим автогонщиком, мы встретились впервые на соревновани€х по автокроссу. ћне нужны были снимки машин и участников, но никто из суевери€ не давал фотографировать ни себ€, ни машины – плоха€ примета. —огласилс€ лишь один худой паренЄк, и он же, к слову, выиграл потом гонку. Ёто и был јлексей »гнатов. ќн всегда больше полагалс€ на мастерство и расчЄт.

ѕорывшись в архивах, € нашел ту самую фотографию
ѕорывшись в архивах, € нашел ту самую фотографию

— тех пор он стал успешным автоспортсменом, выиграл чемпионат –оссии по ралли в классе N2, а ещЄ множество кубковых гонок, выступал в ≈вропе, пробовал себ€ в роли раллийного штурмана и тренера. Ќо, как это часто бывает, упЄрс€ в профессиональный потолок.

– ¬ конце 2013 года € пон€л, что карьера в автоспорте зашла в тупик, хот€ тренерской де€тельностью продолжаю заниматьс€. ƒл€ дальнейшего развити€ нужно совсем другое финансирование, которого не было, – рассказывает он. – ѕоскольку с детства мен€ т€нуло к самолЄтам, решил окончить лЄтную школу и посв€тить себ€ авиации.

ƒетска€ коллекци€ самолЄтов определила профессию.

Ћегкий самолет Sierra весит всего 335 килограммов – как мотоцикл
Ћегкий самолет Sierra весит всего 335 килограммов – как мотоцикл

– ѕомогло, что в „ел€бинске есть лЄтна€ школа «„елавиа» (сейчас – „Ћ”√ј), потому что если бы нужно было сразу переезжать куда-то, всЄ было бы на пор€док сложнее, – рассуждает јлексей »гнатов. – ¬ любом случае обучение очень дорогое: с учетом высшего технического образовани€ € училс€ дес€ть мес€цев, и стоило это около двух миллионов рублей.

≈сть и стимул – высокие зарплаты. “ак, второй пилот гражданского авиалайнера получает пор€дка 150-200 тыс€ч рублей в мес€ц, командир корабл€ – 250-300 тыс€ч и выше. Ќо дл€ этого нужно устроитьс€ в авиакомпанию.

¬опреки предубеждению, управл€ть самолетом-маломеркой не проще, чем авиалайнерами
¬опреки предубеждению, управл€ть самолетом-маломеркой не проще, чем авиалайнерами

– ѕоначалу € был в шоке, – делитс€ »гнатов. – ћен€ всегда т€нуло к технике, € ездил на машинах, квадроциклах, снегоходах и думал, что способен управл€ть чем угодно. Ќо самолЄт – это совсем другое дело. ѕонимаешь, в автомобиле ты полагаешьс€ на ощущени€, ты «видишь» скорость, ты чувствуешь перегрузки. ¬ раллийной машине, грубо, есть тахометр, на который почти не смотришь, и индикатор температуры масла, в остальном – твои ощущени€. ¬ самолЄте ощущений нет. »ли они обманчивы. “ы можешь идти с опасным креном и не чувствовать этого, пока не посмотришь на приборы. ‘актически управление самолЄтом – это контроль приборов: направлени€, скорости, крена, скольжени€ и т.д. ѕервое врем€ было очень т€жело, потому что пока следишь за одним параметром, уходит второй, инструктор ворчит: «Ќу что, так сложно, что ли?» Ќо поначалу действительно сложно.

ѕо приборам контролируетс€ высота, скорость полета, направление, угол горизонта, тангаж, скольжение
ѕо приборам контролируетс€ высота, скорость полета, направление, угол горизонта, тангаж, скольжение

ќтличаетс€ от привычной и техника «рулени€», если это слово уместно. —то€ возле самолета Tecnam P2002 Sierra, јлексей пытаетс€ объ€снить мне принцип поворота.

–  огда ты наклон€ешь рычаг, самолЄт начинает кренитьс€, но не поворачивает в полном смысле – он движетс€ с так называемым скольжением. ѕричем пока ты наклон€ешь рычаг, крен будет нарастать, поэтому в какой-то момент нужно сделать обратное движение, чтобы остановить нарастание крена. «атем нужно пот€нуть рычаг на себ€ – тогда самолЄт полетит по дуге и не будет тер€ть высоту. „тобы он сохранил скорость, нужно добавить т€гу двигателей. » последнее – при таком повороте самолЄт движетс€ со скольжением, это негативное €вление, вот здесь (он показывает прибор слева на панели) есть индикатор скольжени€. „тобы его скорректировать, используетс€ хвостовое оперение, которое управл€етс€ педал€ми (ими же рул€т на земле).

ѕоворачивать на самолете гораздо хлопотнее, чем на автомобиле
ѕоворачивать на самолете гораздо хлопотнее, чем на автомобиле

Ѕольша€ часть процедур формализована. —кажем, дл€ взлЄта требуетс€ знать наизусть все параметры – скорости, углы, положени€ закрылков – дл€ каждой фазы манЄвра, и выполн€ть действи€ в строго определенной последовательности. ѕростор дл€ самоде€тельности здесь минимальный.

јлексей на пальцах объ€сн€ет назначение отдельных приборов
јлексей на пальцах объ€сн€ет назначение отдельных приборов

Ќо пилоту мало освоить стандартные процедуры: нужно справл€тьс€ с нештатными ситуаци€ми.

– Ќапример, выполн€ть посадку с вышедшим из стро€ мотором, – говорит јлексей. – “ренируют полЄт по приборам, когда окна самолЄта или закрывают шторкой, или надевают на пилота очки, у которых непрозрачна€ верхн€€ часть – видишь только приборы. ѕон€тно, что и так большую часть времени летишь по приборам, но хот€ бы видишь линию горизонта и контролируешь крен, а вслепую ощущени€ совсем странные.

ћы заходим в класс с авиасимул€торами – важным инструментом подготовки пилотов.  стати, не могу не отметить потр€сающую графику и деталировку местности. ѕочему-то € думал, что симул€торы универсальны, и курсанты летают над условной јризоной или ѕодмосковьем. ќказалось, индпошив: симул€тор дотошно воспроизводит взлетную полосу и антураж базы «„елавиа» и все окрестности, включа€ великолепный провал  оркинского разреза.

¬се объекты на экране существуют в реальности, даже ”ј«ик
¬се объекты на экране существуют в реальности, даже ”ј«ик
¬от он, слева на фото
¬от он, слева на фото
ѕилот »гнатов: почему чел€бинец сменил автоспорт на авиацию
— места пилота возникает ощущение круговой панорамы
— места пилота возникает ощущение круговой панорамы
«аход на посадку
«аход на посадку

– ¬идишь дом с жЄлтой крышей? – показывает јлексей, когда виртуальный самолЄт пролетает над каким-то посЄлком. – ќн существует на самом деле и €вл€етс€ дл€ нас дополнительным ориентиром – расположен как раз перед поворотом дл€ захода на посадку.

я обращаю внимание на карты и схемы, которые развешены на стенах и лежат кипами на столах. ќни испещрены условными обозначени€ми, цифрами, пунктирами…

ѕараметры взлета и посадки пилот должен помнить наизусть
ѕараметры взлета и посадки пилот должен помнить наизусть
—хема аэропорта Ѕаландино – основного „ел€бинского аэропорта
—хема аэропорта Ѕаландино – основного „ел€бинского аэропорта
—хема магнитогорского аэропорта проста€, но на картах крупных авиаузлов нет живого места – сплошные обозначени€
—хема магнитогорского аэропорта проста€, но на картах крупных авиаузлов нет живого места – сплошные обозначени€

– ¬от видишь, – объ€сн€ет јлексей. – Ёто схема захода на посадку аэропорта Ѕаландино, куда мы летали во врем€ обучени€. ј это – магнитогорского аэропорта. «десь обозначены радиома€ки, их позывные, траектории, ключевые точки, в которых совершаютс€ те или иные манЄвры. ѕеред каждым полЄтом ты об€зан досконально изучить маршрут.

¬ообще навигаци€ – один из самых сложных элементов лЄтного дела, требующий хорошей пам€ти и концентрации внимани€. ћаршрут составл€етс€ до полЄта, а во врем€ его выполнени€ пилот об€зан держать посто€нную св€зь с диспетчером и выполн€ть его требовани€, выдерживать траекторию и график следовани€, воврем€ «цепл€тьс€» за нужные радиома€ки.

¬ комнате подготовки к полетам изучают маршрут в детал€х
¬ комнате подготовки к полетам изучают маршрут в детал€х

¬оздушное пространство не так свободно, как кажетс€. јлексей показывает на карте запретные дл€ полЄта зоны, например, режимные объекты. ≈сть так называемое неконтролируемое воздушное пространство, где на небольших самолЄтах можно летать в относительно свободном режиме (по предварительному уведомлению), выполн€€ команды диспетчера. ј вот в контролируемом воздушном пространстве, где летают крупные авиалайнеры, есть аналоги автодорог и перекрЄстки, поэтому самолЄты должны держатьс€ этих «дорог», которые обретают особенно хитрую конфигурацию в районе аэропортов.

– — точки зрени€ пилотажа автоспорт мне не особенно помогает, но умение концентрировать внимание и соблюдать график здорово выручает, – говорит јлексей. – ¬ ралли тоже есть много ситуаций, когда ты должен ехать не быстро, а точно, поэтому привычка у мен€ была с самого начала.

ѕилот »гнатов: почему чел€бинец сменил автоспорт на авиацию

«Ќе думаю, что есть много желающих летать сверх положенных в мес€ц 90–100 часов»

ѕилотское обучение состоит из нескольких частей. ƒл€ тех, у кого нет высшего образовани€, трЄхгодичное обучение включает в том числе дисциплины общей направленности, физику, математику и так далее. ƒл€ тех, кто учитс€ на базе высшего, как јлексей, основными €вл€ютс€ аэродинамика, метеорологи€, навигаци€, юридическа€ подготовка. ѕомимо теоретического курса есть интенсивна€ подготовка на тренажЄрах и, конечно, учебные и квалификационные полЄты.

«„елавиа» имеет достаточно обширный парк одномоторных самолетов Tecnam P2002 Sierra и двухмоторный Tecnam P2006T Twin. ѕоказыва€ мне последний, јлексей говорит, что его управление и навигационна€ система приближены к таковой у гражданских авиалайнеров, есть даже автопилот.

ƒвухмоторный самолет Twin весит как автомобиль и развивает крейсерскую скорость 259 км/час
ƒвухмоторный самолет Twin весит как автомобиль и развивает крейсерскую скорость 259 км/час
¬ отличие от Sierra, управл€етс€ «“вин» с помощью штурвалов
¬ отличие от Sierra, управл€етс€ «“вин» с помощью штурвалов

– Ћетаешь много, интенсивно, – вспоминает он. – ѕеред экзаменами € практиковалс€ каждый день по несколько часов, и в какой-то момент уже стало надоедать, потому что в полЄте не так много происходит и действи€ в основном однотипные. ¬ профессии пилота есть элемент рутины. Ёто непроста€ работа, и хот€ пилоту плат€т за рейсы, не думаю, что есть много желающих летать сверх положенных в мес€ц 90–100 часов.

Ќо всЄ-таки остаетс€ главный вопрос: можно ли, закончив «„елавиа», летать на гражданских авиалайнерах, вроде Airbus A320? ≈сть ли у пилотов аналоги водительских прав разных категорий?

– Ќет, как таковых категорий на управление самолетом нет, – говорит јлексей. – ЋЄтное свидетельство даЄт тебе право управл€ть летательными аппаратами, другое дело, что перед сменой типа самолЄта необходимо пройти обучение на конкретной модели, причЄм это не зависит от опыта пилота.

“о есть, условно, если пилот с налЄтом дес€ть тыс€ч часов на Airbus 320 придЄт в авиакомпанию, где эксплуатируют Boeing 737, ему придЄтс€ пройти обучение и получить специальную отметку в свидетельстве, котора€ даЄт право летать на «Ѕоингах».

– Ѕазовые принципы управлени€ у всех самолЄтов одинаковые, – по€сн€ет јлексей. – я недавно летал на реактивной Cessna, она мощнее, быстрее, но сам подход остаЄтс€. ƒругое дело, что дл€ каждого самолЄта есть свой набор параметров, скажем, рабочий диапазон скоростей, взлетна€ скорость и т.д.  роме того, отличаютс€ органы управлени€ и расположение приборов, поэтому под каждый конкретный тип самолЄта нужно допобучение длительностью примерно мес€ц.

–асписание полетов
–асписание полетов

«¬ некоторых авиакомпани€х в принципе запрещено летать "на руках"»

ѕри устройстве в авиакомпанию обучение, как правило, проходитс€ на еЄ базе или в специализированном учебном центре по направлению компании. ќно включает подготовку на тренажЄрах и экзаменационную часть.

»нтересно, кстати, что современные авиалайнеры летают в основном на автопилотах, и в каком-то смысле управл€ть маленьким самолЄтом сложнее.

– ¬ некоторых авиакомпани€х в принципе запрещено летать «на руках», – говорит јлексей. – “очнее, взлетает самолЄт обычно в ручном режиме, потому что при взлЄте может возникнуть нештатна€ ситуаци€, котора€ потребует быстрого решени€ об отмене взлЄта. Ќо сам полЄт, посадка обычно происход€т в автоматическом режиме, и пилоты выполн€ют роль операторов: держат св€зь с диспетчерами, контролируют приборы. », кстати, заполн€ют довольно обширную документацию, поэтому отчасти их работа похожа на офисную. „тобы не потер€ть квалификацию, упражн€ютс€ на тренажЄрах и периодически выполн€ют проверочные полЄты под контролем пилота-инструктора во врем€ обычных авиарейсов.

Ќа базе «„елавиа» больше дес€тка самолетов
Ќа базе «„елавиа» больше дес€тка самолетов

јлексей закончил ј”÷ «„елавиа» в 2014 году (ныне „ел€бинское летное училище гражданской авиации). ќн вспоминает:

– я не мог этого знать заранее, но врем€, конечно, было неудачное: в конце 2014 года началс€ кризис, авикомпании разор€лись, сокращалс€ персонал. я разослал резюме по многим авиакомпани€м, крупным и небольшим, но, честно говор€, не получил даже ответов.

«јвиакомпании вз€ли бы мен€, но готовить пилота, чью лицензию могут отозвать, дл€ них рискованно»

—итуаци€ улучшаетс€, но возникла проблема иного рода.

ѕройти обучение и получить свидетельство можно в государственных лЄтных учебных центрах и негосударственных, как «„елавиа». ¬ государственных есть бюджетные места, но они в дефиците, в остальном обучение стоит даже дороже, чем в частных (почему – это пикантный вопрос). Ќеудивительно, что курсанты нередко выбирают негосударственные центры, тем более их географи€ гораздо шире.

– Ќо в какой-то момент началась чиновническа€ кампани€ против частных училищ, – говорит јлексей. – ¬еро€тно, это случилось после авиакатастрофы Boeing 737 в  азани. ¬ы€снилось, что командир корабл€ получил свидетельство в одном из негосударственных центров в ѕитере, как € понимаю, без должного обучени€. ÷ентр закрыли. Ќо потом в безусловной манере стали распростран€ть эту практику на другие негосударственные центры, причЄм задним числом, отбира€ свидетельства у их выпускников, которые уже летали и не имели нареканий. Ќикто не против борьбы за безопасность полЄтов, но речь не идЄт о какой-то переэкзаменовке или тестировании: просто лишают за глаза свидетельства без объ€снени€ причин, на том лишь основании, что человек закончил негосударственное учебное заведение. Ќо эти заведени€ вполне законны, выполн€ют жЄсткие требовани€ «–осавиации», объективных причин дл€ такой зачистки € не вижу.

ѕилот »гнатов: почему чел€бинец сменил автоспорт на авиацию

—хема допуска летчиков в –оссии забюрократизирована. Ќапример, иногда есть смысл получить лЄтное свидетельство за рубежом – стоимость обучени€ примерно така€ же. “ем более професси€ интернациональна – например, разговоры с диспетчерами идут в основном на английском и общие требовани€ похожи. Ќо вот работать по иностранному свидетельству в –оссии без посещени€ государственного учебного центра не разрешат. ѕри этом иностранец с летным свидетельством может работать в –оссии без подготовки.

– —кладываетс€ парадоксальна€ ситуаци€, когда в –оссии не хватает пилотов, идЄт отток командиров за границу, в азиатские страны (там выше зарплаты), а у действующих пилотов аннулируют свидетельства по формальным признакам, – сетует јлексей.

„тобы летать, нужно преодолеть бюрократический забор
„тобы летать, нужно преодолеть бюрократический забор

¬ последние мес€цы экономическа€ ситуаци€ улучшилась, и в некоторых авиакомпани€х пошЄл набор пилотов. ќднако карьеру јлексе€ сдерживает все та же неопределенность с лЄтным свидетельством.

– ¬ частных разговорах представители авиакомпаний говор€т, что вз€ли бы мен€, потому что у них работают другие выпускники «„елавиа» и работают хорошо. Ќо готовить пилота, чью лицензию могут отозвать по формальным причинам, дл€ них рискованно.

ƒругой проблемой дл€ начинающих лЄтчиков €вл€етс€ характерное дл€ –оссии отсутствие карьерных лестниц. ≈стественно, авиакомпании предпочитают опытных пилотов, причЄм учитываетс€ и тип самолЄта, на котором летал кандидат, и перерыв в лЄтной практике. ћолодых пилотов это загон€ет в пресловутый замкнутый круг, когда получить опыт невозможно без работы, а работу – без опыта.

ѕилот »гнатов: почему чел€бинец сменил автоспорт на авиацию

««наешь, мне обидно за "„елавива", здесь работают на энтузиазме»

јлексей не сидит без дела: сейчас он сконцентрирован на том, чтобы устроитьс€ в леснадзор – есть у «„елавиа» подразделение и техника дл€ контрол€ пожарной обстановки. –абота не сказать чтобы высокооплачиваема€, плюс сезонна€, но опыт сейчас важнее.

ћы возвращаемс€ к парковке возле учебного корпуса.

– «наешь, мне в какой-то мере обидно за «„елавиа», потому что здесь работают на энтузиазме и с душой, и уровень подготовки высокий. Ќапример, здесь курсанты выполн€ют ночные полЄты, самосто€тельные полЄты (когда пилот в кабине один), здесь нормальный парк самолЄтов, хорошие симул€торы, поэтому, честно, € не могу пон€ть такого отношени€ чиновничества. »з-за всей ситуации сейчас приостановлено обучение пилотов по программе дополнительного профессионального образовани€ (на базе высшего технического за дес€ть мес€цев), продолжаетс€ лишь обучение по программе среднего профессионального (2 года 10 мес€цев).

ѕилот »гнатов: почему чел€бинец сменил автоспорт на авиацию

Ќа посадку заходит юрка€ Sierra, которую «крестит» боковым ветром. ”слышим ли мы когда-нибудь: «¬ас приветствует командир корабл€ јлексей »гнатов»? Ѕудем верить в лучшее.

јлексей не тер€ет надежды получить посто€нную работу
јлексей не тер€ет надежды получить посто€нную работу