Город Город храмов

Город храмов

Вторая часть нашего спецпроекта о малоизвестных и непривычных сторонах жизни в столице Южного Урала проходила в храмах разных конфессий. Потому как для репортажа, а тем более – фоторепортажа, нет ни эллина, ни иудея. За помощью в организации съемки мы обр

Вторая часть нашего спецпроекта о малоизвестных и непривычных сторонах жизни в столице Южного Урала проходила в храмах разных конфессий. Потому как для репортажа, а тем более – фоторепортажа, нет ни эллина, ни иудея. За помощью в организации съемки мы обратились к руководству южноуральских отделений Русской православной церкви, их коллегам из римско-католической церкви, мусульманам и иудеям. Съемку пришлось проводить в разные дни, так что работа над проектом «Город храмов» несколько затянулась. О наших впечатлениях читайте ниже. Представителю каждой конфессии мы задавали одни и те же вопросы: нужен ли верующему храм как здание для общения с Богом? И можно ли общаться с Всевышним наедине, или лучше делать это вместе с единоверцами?

Католицизм и «божья экономика»

Приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии римско-католической церкви в Металлургическом районе Челябинска выглядит солидно. Съемочная группа 74.ru побывала здесь в Великий четверг (по католическому, конечно, календарю). Несмотря на значимый для любого христианина праздник, прихожан было сравнительно немного: по большей части – пожилые женщины. Но была и молодежь, и несколько делового вида мужчин разного возраста. Немногочисленность паствы строгой торжественности обстановки не мешала – служба велась размеренно и значимо.

Католический приход поразил смешением традиционного интерьера, современных технологий и продуманного удобства для прихожан. Поставленные кругом в несколько рядов скамьи – причем с подставками внизу, чтобы в моменты богослужений, требующие преклонения колен, не запачкать брюки и юбки. Лепные, объемные скульптурки на стенах с описанием под ними – и тут же электронное табло-шпаргалка для неопытных верующих. Клавесин рядом с кафедрой священника. И непременный запах свечей.

Настоятель прихода отец Маркус Новотни, издали строгий, как профессор, при разговоре оказался гораздо более «близким к народу». «Истинный баварец!» – кратко оценила священника руководитель фотоотдела 74.ru Алина Черепанова. Отец Маркус – молодой, рыжий, гренадерского роста, в интеллигентных очках, с ходу поразил необычными речевыми оборотами, проговариваемыми с заметным немецким акцентом.

«Храм и есть храм, это место, предназначенное для беседы с Богом, – разводит руками Маркус Новотни. – И внешний, и внутренний его вид должны способствовать молитве, настраивать человека на нужный лад. Поэтому в церкви молиться легче, чем где бы то ни было. А что касается молитвы индивидуальной и коллективной... В Писании сказано: «Где двое или трое соберутся во имя мое, там и я среди них!» Так что выходит, что совместная молитва двух верующих эффективнее, чем две индивидуальные. Вот такая божья экономика!»

Ислам: все флаги в гости к нам

Мечеть №159 (Центральный район) найти легко, хотя расположенные вокруг здания силовых структур стараются отвлечь внимание от дома Божьего для всех мусульман. В шаговой доступности управления ФСБ, ГУ МВД, областной прокуратуры, следственного комитета СК РФ, пограничников, миграционной службы. Но по пятницам многие прохожие спешат не в дома казенные, а в дом Божий. Мусульмане весьма серьезно подходят к своему праву – и обязанности – регулярно совершать намаз в мечети.

Для поклонниц демократических ценностей визит в духовный оплот ислама – испытание. Если на входе в христианский храм женщинам достаточно покрыть голову платком, то здесь их и близко не пустят в молельный зал. Харам! Мусульманкам предлагается совершать намаз на втором этаже мечети, на своеобразной галерке – в отдельном помещении с «окном» на восток, то есть на место священника.

Мужчины же, разувшись, занимают места в основном зале. Садятся рядами, причем умудряются набиться так плотно, что пройти по мечети практически невозможно. Поэтому совершение мусульманского намаза фотографам 74.ru пришлось снимать с разных стационарных точек, благо, что имам Рустам-хазрат заранее предупредил об этом, и в мечеть мы приехали заблаговременно: за несколько минут до начала места не осталось даже в «предбаннике».

Интересная деталь: среди пришедших помолиться мусульман довольно мало исконно уральских татар и башкир. Гораздо больше собирается верующих, по виду напоминающих гостей из южных государств – таджиков, азербайджанцев, жителей Кавказа. Однако интернациональная паства ведет себя очень сдержанно: поздоровавшись с пришедшими раньше, занимает свои места и приступает к священнодействию. Скажу честно: для съемочной группы, состоящей исключительно из славян, пребывание в мечети оказалось не слишком комфортным. Страшно оскорбить чужие религиозные чувства, и очень непривычно видеть вокруг столько людей из отчетливо другого этноса!

Мечеть оказалась единственным храмом, в котором мы побывали не во время праздника, а в обычную пятницу. Однако, как объяснил Рустам-хазрат, именно совершение необходимых ритуалов в пятницу является наиболее строгим обязательством мусульман в плане вознесения молитв.

«Молиться Аллаху можно везде, не только в мечети, – рассказывает имам. – Однако коллективное обращение к Богу, конечно, лучше. Коран говорит, что сотворенный в мечети многими верующими намаз лучше в 27 раз! Именно поэтому мусульмане регулярно посещают мечеть, и дело вовсе не в каком-то убранстве!»

Мечеть и в самом деле выглядит скромно. Скромно, но... достойно. И наверняка действительно настраивает верующих на общение с Богом еще до начала молитвы: ведь здесь нужно не просто сотворить священный знак, а разуться, снять верхнюю одежду, убедиться в чистоте тела, наряда и мыслей. Строго!

Молодежь пришла на Пейсах

Единственная челябинская синагога оказалось самым вкусно пахнущим из всех посещенных храмов. Еще бы, здесь мы побывали в вечер, когда иудеи собрались насладиться ритуальной трапезой в канун праздника Пейсах! Так что запах разнообразных блюд (несомненно, кошерных) начал соблазнять еще с порога, на котором нам пришлось потоптаться довольно долго. Сторож при синагоге заранее «срисовал» собирающихся перед калиткой мужчин с загадочной аппаратурой в кофрах и готов был пасть в бою, но не пустить незваных гостей. Потребовался звонок раввину и волшебное слово «74.ru», чтобы нас пустили в святая святых.

Внутри синагога совсем не похожа на убежище коварных масонов, каковым представляют ее люди недалекие, а сами последователи иудаизма оказались очень милыми и гостеприимными людьми. «Шалом!» – поприветствовал нас внутри молодой человек в классическом черном наряде ортодоксального еврея. Народ прибывал, причем даже в отсутствие раввина (Рав Меир Кирш задерживался) прихожане заходили в главный зал, радостно приветствовали друг друга, тут же начинали обсуждать какие-то общие дела. «Здравствуйте, молодежь!» – каждые две-три минуты обращались к нам почтенные еврейские матроны, пока прибывшие с ними мужчины одевали кипы. Еще один миф развеян – ни от кого мы не слышали известного по анекдотам одесского жаргона, которым принято пародировать представителей еврейского народа. Единственным обладателем акцента оказался сам рав Меир. «Как же можно запрещать молитву? – удивился нашему вопросу раввин. – Верующий может – и должен! – молиться где угодно, даже если он просто обращается мысленно к Богу. Тем более что храмы какой-то религии есть не в каждом городе, не в каждом селе. Но в храме обращаться к Богу легче, ведь здесь делаешь это вместе с единоверцами».

Кстати, несмотря на дружелюбие, иудеи вовсе не собирались демократично жертвовать ради фоторепортажа своими традициями. Поэтому в синагоге долгой съемки не получилось: приближалась суббота, а с ней – и запрет на любую работу.

Православная пышность

Так вышло, что в нашей команде не нашлось ни католиков, ни мусульман, ни крепких в вере иудеев. В церковь, мечеть и синагогу мы шли, опираясь только на общую эрудицию. Но уж от православия-то никаких сюрпризов не ожидали! Свое ведь, родное! Но оказалось, сюрпризы возможны и здесь. Свято-Симеоновский кафедральный собор выглядит совершенно по-разному во время воскресной службы (мы пришли в храм в Вербное воскресенье) и в будни. Огромная толпа верующих (далеко не все смогли вместиться в немаленький кафедральный собор), православная пышность и благолепие в праздник – и приглушенная тишина, гулкие своды в будни. Если честно, почти пустой храм буднего дня понравился нам больше. Хотя, наверное, для верующего его дом Божий прекрасен в любое время и при любых обстоятельствах.

Наместник Свято-Симеоновского собора отец Иннокентий, как и его католический коллега, напомнил о словах Библии: «Где двое или трое собрались во имя мое...» Отец Иннокентий уверен: для православного храм – это святыня, необходимая, но не единственная часть его веры. Здесь легче, здесь ближе к Богу. Но если нет возможности – возноси молитву там, где застигло тебя желание обратиться к Всевышнему.

Вообще священники всех четырех конфессий были на редкость единодушны в общении с журналистами. Несмотря на то, что у всех нас все-таки разная вера и разные обычаи: в мечети мы слушали цитаты из Корана, описывающие, как следует одеваться приличной мусульманской женщине, а в синагоге долго обсуждали смысл слова «мезуза». Словом, веры и верующие бывают очень разные.

P. S.: Благодарим за понимание и терпение всех прихожан и священнослужителей разных конфессий. Ведь в поисках красивых планов фотографы и операторы могли случайно и помешать кому-то вознести молитву или отвлечь от проповеди. Поверьте, мы не со зла!

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, Алины ЧЕРЕПАНОВОЙ, Дениса БАШМАКОВА, видео Андрея ВИННИКОВА, Евгения МОЛЧАНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления