Ќа одном из чел€бинских предпри€тий сконструировали автомобиль, который по праву можно назвать «машиной апокалипсиса». Ќазвание это шутливое, но отнюдь не лишено смысла. ѕрокатитьс€ на огромном вездеходе – желание любого мужчины, которое зреет в нем еще с детства. 74.ru решил исполнить детскую мечту сильной половины человечества и протестировал уникальный гусеничный вездеход.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

 ажда€ деталь этих машин требует форс-мажора. –ешетки на окнах – это защита от веток, бревен и камней. “ри люка в крыше – не дань комфорту, а способ выбратьс€ из машины, утонувшей в радиоактивном болоте. ƒизель в середине салона согревает и обеспечивает лучшую развесовку (незаменимое качество в том же болоте – утонешь геометрически ровно). »з радиаторных жалюзи по левому борту метет с такой силой, что когда проходишь мимо, попросту сдувает. ј еще эта штука массой 10 тонн плавает.

ћашины апокалипсиса строит компани€ «”—ћ» (поселок –оза, „ел€бинска€ область). »сходником дл€ нового автомобил€ выступил многоцелевой харьковский вездеход “√ћ-126, корни которого уход€т к известному и весьма удачному военному т€гачу ћ“-ЋЅ, известному также как «ќбъект 6». –азработанный еще в 60-х годах прошлого века, он дал жизнь целому классу спецмашин самого разного назначени€, от военных т€гачей с вооружением до пожарных вездеходов. ” белой машины от «тэ-гэ-эма» заимствована нижн€€ часть, то есть шасси и силова€ установка, а верх и салон спроектирован заново.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

Ќовинка и донорска€ машина – т€гач “√ћ-126

ƒл€ чего? —мысл операции становитс€ очевиден, стоит лишь втиснутьс€ в узкий люк “√ћа, чтобы после приступа клаустрофобии выбратьс€ обратно. ¬идимость никака€, пассажирский салон низкий, мрачный и тесный. ƒобавьте к этому габариты спецмашины – ширина почти три метра: ездить вблизи застройки на подслеповатом носороге попросту страшно.

Ѕелый вездеход кажетс€ светлым и просторным, как современный коттедж после хрущевской коммуналки. ќбзорность еще не автомобильна€, но близка к ней, а в задней части салона можно выпр€митьс€. ј можно и спать – так и т€нет переделать “√ћ в дом на колесах.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

Ёто кабина полувоенного “√ћ-126

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

 абина модифицированного вездехода

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

ѕодобные машины бесполезно судить мерками гражданских автомобилей, и посадка за рычагами далека от эргономических идеалов. ќднако после шоковой терапии полувоенной техникой адаптированный вариант кажетс€ без п€ти минут роскошным.

ѕодкупает и минимализм салона.  то сидел в танках или Ѕћѕ, хорошо знает чувство см€тени€ от количества тумблеров, рычагов, т€г и проводов. Ќа ходу все это начинает л€згать и шевелитьс€. ¬ нашем случае есть только два рычага дл€ управлени€ машиной, рычаг коробки передач, педали да скромный щиток приборов.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

“рансмисси€ находитс€ в передней части машины

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

“ормозные механизмы обеспечивают поворот

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

‘рикционные ленты на складе

300-сильный дизель яћ«-238 живет аккурат позади водител€ в отдельной комнате. ѕод капотом – коробка передач в едином корпусе с главной передачей и механизмами поворота. ѕоворачивает машина за счет тормозных лент, которые перераспредел€ют момент на гусеницах. Ќа первой передаче одна из гусениц полностью останавливаетс€, что позвол€ет вертетьс€ на месте.

ѕодобные машины оснащаютс€ разными типами гусениц, и в данном случае стоит широкий вариант, обеспечивающий давление на поверхность в 0,15 кгс/кв. см – меньше, чем пеший человек, но больше, чем лыжник.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

–езкость на снегу – за гранью понимани€, если судить мерками обычных автомобилей

ѕока апокалипсис не наступил, пересекать асфальт приходитс€ по резиновым лентам. Ќо асфальт – это лишь краткий миг в жизни таких машин, потому что они рождены дл€ свободы, не размеченной на карте. ≈дешь не по указател€м, а по азимутам.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

–езиновые ленты защищают асфальт от металлических траков

¬от перед коротким капотом вырастает снежный овраг, который через квадрат лобового стекла кажетс€ набегающим дев€тым валом. ¬одитель јнтон кивает нам «ƒержитесь!» и поддает. ”ххх, ощущени€ станов€тс€ все более корабельными.

 

”хабы, которые на обычной машине одолеваешь внат€г, вездеход пролетает полным ходом. ѕоследний раз € испытывал похожую качку на катере в  расном море, которое становитс€ недружелюбным, когда судно выходит в открытую воду из тени мыса –ас-ћохаммед. ѕродлись наше путешествие подольше, думаю, начало бы укачивать.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

¬ездеход легко заезжает на гребни и отважно с них падает: вместо хлипкого автомобильного бампера – металлическа€ брон€ передка

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

—ам по себе ход кажетс€ довольно м€гким, хот€ после прыжков (а они случаютс€) что-то громко л€згает под днищем. ћашина довольно остро реагирует на камни под снегом и пеньки, хот€ как остро...  россовер бы оставил бампер, а тут лишь толчки.  ороче говор€, назвать езду комфортной €зык не поворачиваетс€, но все-таки основной дискомфорт порождает ухабистость рельефа помноженна€ на быстроту перемещени€. Ќа колесной технике здесь в принципе не поедешь так борзо.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

ƒизель за тонкой переборкой не оставил шансов предатьс€ прослушиванию плеера: грохот такой, что говорить можно лишь на повышенных тонах. ¬прочем, проблема шумности отступила на второй план, когда салон начало зат€гивать сизым дымком. ¬одитель некоторое врем€ крепилс€, потом открыл люк, потом дверь, потом задержал дыхание, но потом, к счастью, остановилс€, потому что мы с оператором были уже зеленые и ловили покемонов без смартфона.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

—пециалисты вы€сн€ют причину задымлени€

 онсилиум у открытого капота и ключ на 18 устранили причину задымлени€: как объ€снил нам директор компании јнтон √усев, машина нова€ и не обкатанна€, поэтому кое-где начинает обгорать краска, плюс требуют настройки тормозные ленты.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

—о стороны весело, изнутри – жутковато

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

¬ездеходы борозд€т снег с такой непринужденностью, что просто скучно. Ќу никакой интриги. Ёто заставл€ет искать овраги все круче, но в радиусе тестового полигона просто не нашлось ничего достойного аппетитов гусеничного дембел€. Ѕыла, конечно, тайна€ надежда засадить целый вездеход, но, увы. ѕризнаки буксовывани€ по€вл€ютс€ при попытках развернутьс€ на узких п€таках, когда машина нагребает снежный бруствер боковиной и упираетс€ в него. Ќо достаточно маневра в другую сторону, и она стр€хивает с себ€ снег, точно собака.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

¬стал, осмотрелс€, поехал дальше

ƒаже остановившись в неудобной части подъема, когда автомобильный ум советует сдать назад и попробовать с разгона, вездеходы трогаютс€ играючи, чему в равной степени способствует как гусеничный ход, так и т€га дизелей. “акие пон€ти€, как диагональное вывешивание или пробуксовка пары колес, попросту неактуальны: гусеницы грызут снег, и даже при боковом сползании опытный механик-водитель загон€ет автомобиль на кручу.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

«аказчиками подобных машин €вл€ютс€, естественно, труженики российского —евера, нефтегазовый сектор, геологоразведка.  омпани€, создавашее этого монстра начинала как ремонтное предпри€тие и продолжает восстанавливать старые вездеходы, спрос на которые стабилен. —о временем стало €сно, что есть смысл адаптировать технику под новые реалии, ведь приземистые “√ћы разрабатывались под иные задачи. “ак у компании по€вилс€ отдел разработки.

ћодифицированные вездеходы используют дл€ перевозки персонала и оборудовани€, а также дл€ постройки зимников – дорог поверх топей, которые существуют только зимой. —зади к т€гачу цепл€ют специальный клин из половинок труб, которым отгребают снег на обочины. ѕредставл€ете, кака€ нужна т€га, чтобы по нетронутому снегу пробить дорогу шириной в автомобиль?

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

» конечно, невозможно избавитьс€ от соблазна путешествий на таком аппарате. ѕри расходе топлива пор€дка 80-100 л/100 км автономность, конечно, не рекордна€ – пор€дка 500 км на баке, однако и этого достаточно, чтобы забратьс€ в честную глушь. ƒругое дело, выдержишь ли сам эти 500 км, ведь с точки зрени€ нагрузок на организм километр идет за три.

«ато объем салона модифицированного вездехода вполне позвол€ет организовать пару спальных мест, чтобы стать совсем автономным. ¬нутри тепло и есть розетка на 220¬, так что многие удобства цивилизации, вроде микроволновки, будут доступны в дороге. ¬от только примотать ее надо покрепче, чтобы не убила на ухабах.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

“ема снегоболотоходов в –оссии попул€рна, и мы уже писали о спецмашинах, вроде «ѕетровича» и «Ўамана» – колесных вездеходах на шинах низкого давлени€. ќни экономичнее, могут ездить по асфальту и, веро€тно, более эргономичны. Ќо на северах –оссии до сих пор в почете не нова€ спецтехника, а проверенные гусеничные т€гачи: неприхотливые, выносливые и, главное, ремонтопригодные.

– ” всех в кабине сварочный аппарат, если даже пробили кузов – заплатку можно поставить пр€мо в поле, – по€сн€ет один из рабочих.

ћашины апокалипсиса: 74.ru протестировал уникальные чел€бинские вездеходы

ѕередн€€ часть сочлененного вездехода «¬ит€зь»

ј в дальнем цехе «”рал—пецћаша» восстанавливают легендарный сочлененник «¬ит€зь» (ƒ“-30ѕ) – веро€тно, самый проходимый из когда-либо созданных человеком сухопутных транспортных средств. ¬ свое врем€ его задумывали как земной аналог атомных подводных лодок: с баллистической ракетой на спине «¬ит€зь» должен был затер€тьс€ в таежной глуши и ждать часа ’. —егодн€ эти машины, размером с двухэтажный дом, востребованы в гражданском секторе – весной, быть может, познакомимс€ поближе.

1 / 48