Город Профессора Загидуллину оправдали офлайн

Профессора Загидуллину оправдали офлайн

8 сентября Калининский районный суд Челябинска огласил оправдательный приговор профессору кафедры теории массовых коммуникаций факультета журналистики ЧелГУ Марине Загидуллиной, которую обвиняли в мошенничестве с зарплатой при отъездах за границу. За педагогом признано право на реабилитацию за необоснованное привлечение к уголовной ответственности. Как прокомментировала вердикт сама педагог, почему доказательную базу гособвинению испортила ФСБ и обжалует ли прокуратура решение суда – в материале Chelyabinsk.ru.

1 из 3

В зале суда было многолюдно. Помимо представителей прессы выслушать приговор профессору пришли преподаватели факультета журналистики ЧелГУ. Перед началом заседания Марина Викторовна демонстрировала внешнее спокойствие, как обычно улыбалась, шутила и даже весело переговаривалась с гособвинителем Еленой Блиновских, которая в прениях попросила суд признать профессора виновной и назначить ей в качестве наказания штраф в 200 тысяч рублей.

С первых минут оглашения приговора стало ясно, что он носит оправдательный уклон. Традиционно перечислив доказательства, представленные в ходе процесса сторонами обвинения и защиты, судья Елена Гартвик произнесла: «Факт хищения денежных средств не нашел своего подтверждения», после чего всем присутствующим, даже не смыслящим в уголовно-процессуальном праве, стало ясно, что профессор оправдана. Далее судья детально обосновала вердикт.

В уголовном деле речь шла о трех поездках Марины Загидуллиной – в Германию, Францию и Чехию, о которых руководство вуза якобы не было поставлено в известность. Эти визиты не были оформлены как командировки и оплачивались принимающей стороной – европейскими образовательными организациями. Во время них профессор проводила онлайн-лекции по Интернету, задавала соответствующие задания, проводила срез знаний посредством контрольных работ, а также работала через Сеть с другими учебно-научными материалами, которые студенты высылали ей на проверку и согласование. Следствие и гособвинение пытались доказать в суде, что она не имела права получать зарплату за эти поездки. За три командировки, каждая из которых длилась одну–две недели, профессору инкриминировали мошенничество с ущербом в 83,5 тыс. руб.

В основу приговора заложено несколько основных моментов. Во-первых, признаны недопустимыми доказательствами опросы ряда сотрудников вуза, которые проводил сотрудник УФСБ области и по совместительству помощник ректора ЧелГУ Феликс Шарифуллин. К слову, именно по рапорту этого человека, который выявил якобы преступление в стенах университета, и было возбуждено уголовное дело в отношении Загидуллиной. Судья указала, что Шарифуллин, получая зарплату в вузе, находился в подчинении ректора и был заинтересован в исходе дела, а не беспристрастен, как следовало бы.

Во-вторых, согласно приговору, Загидуллина свои поездки согласовывала с непосредственным руководителем – деканом факультета журналистики Борисом Киршиным. Последний подтвердил это в суде. Кроме того, установлено, что профессор действительно ездила для установления международного сотрудничества с европейскими университетами, а не в личных целях.

Суд счел доказанным, что Марина Загидуллина действительно дистанционно выполняла все свои должностные обязанности. Допрошенные студенты, подтвердили, что проводились лекции по Интернету, а несколько занятий были перенесены и проведены после возвращения педагога. Александр Полушкин, выполнявший в то время функции лаборанта кафедры, рассказал, что за неделю до отъезда он помогал Марине Викторовне записывать лекции, которые потом были транслированы в режиме офлайн, а также несколько раз организовывал прямую трансляцию с Европой для онлайн-занятий. Судья указала, что ни одним нормативно-правовым актом, документом – ни федеральным законом «Об образовании», ни уставом вуза, ни трудовым договором и должностными обязанностями – не запрещена форма проведения занятий через Интернет, также как нигде не указано, что преподаватель обязан в течение трудового дня находиться только на рабочем месте.

В настоящее время Ф. Шарифуллин является помощником губернатора Челябинской области и входит в состав региональной комиссии по противодействию коррупции.

Есть еще один довод в пользу того, что у Марины Викторовны не было умысла нажиться за счет родного вуза: если бы она оформляла загранкомандировки, то получала бы даже чуть большую зарплату, чем обычно. И плюс к этому суточные – по 65 долларов в день. В ходе судебного процесса профессор неоднократно объясняла, что не оформила командировки, поскольку, будучи руководителем кафедры, считала неэтичным транжирить деньги вуза

Завершение приговора все присутствовавшие (а многие из журналистов Челябинска учились у Марины Загидуллиной и, как и ее коллеги-педагоги, переживали за исход дела) встретили аплодисментами.

1 из 4

Комментируя приговор, Марина Загидуллина отметила, что инициатива возбуждения уголовного дела исходила полностью от бывшего ректора ЧелГУ Андрея Шатина, который, зная большой авторитет профессора в вузе, опасался ее конкуренции на выборах на пост руководителя университета.

«Я испытываю гордость за нашу судебную систему, – поделилась эмоциями Марина Викторовна. – Лично я на себе не испытала несправедливости судебной системы. Судья меня на протяжении всего процесса выслушивала, ходатайства рассматривала. У меня самые лучшие впечатления и от нашей прокуратуры, которая выполняла свою задачу. Не было ощущения, что меня заранее признали виновной, что кто-то меня хочет как-то унизить. Чувство моего собственного достоинства не пострадало в этом процессе».

М. Загидуллина: «Может быть, стоит посмотреть на этот процесс как на яркий пример справедливости. Не так уж и плоха наша страна».

Профессор также отметила, что должна быть дана правовая оценка действиям Феликса Шарифуллина: «Нельзя же так позорить ФСБ, все-таки уважаемая организация».

«Не все выводы суда, как нам кажется, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, например, мы считаем, что поездки были не рабочими, а личными. Для рабочих должны быть служебное задание, приказ ректора, которых не было, – прокомментировала оправдательный вердикт гособвинитель, старший помощник прокурора Челябинска Елена Блиновских. – Мы намерены обжаловать приговор».

Chelyabinsk.ru будет следить за апелляционным рассмотрением дела Марины Загидуллиной.

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления