ƒенег не ждите: новое ќ—ј√ќ разочаровало и автомобилистов, и страховые

¬ окончательном, третьем, чтении прин€т законопроект о натуральном ќ—ј√ќ: направление на ремонт становитс€ приоритетной формой компенсации ущерба. Ќиже – все, что вам нужно знать на первых порах об ќ—ј√ќ по-новому.

—уть законопроекта

√лавное изменение – замена выплаты направлением на ремонт в один из автосервисов, с которым у страховщика заключен договор. ƒенежна€ компенсаци€ остаетс€ дл€ р€да исключени€ (ниже), а также дл€ случаев, когда страховщик не может в силу тех или иных причин обеспечить качество и сроки ремонта. ќднако р€д опрошенных экспертов считает, что в большинстве случаев страховщики предпочтут работать по старинке, через денежную компенсацию.

 огда и дл€ кого

«аконопроект вступит в силу ориентировочно в мае 2017 года, и новые правила будут распростран€тьс€ на владельцев полисов, купленных позже этого рубежа. —оответственно, направление на ремонт вместо денежной выплаты получат автовладельцы, машины которых повред€т обладатели новых полисов. ≈сли сам автовладелец заключал договор еще по старой схеме, то  выбирать сервис он будет уже после наступлени€ страхового случа€.

Ќовые правила распростран€ютс€ на физических лиц, владеющих легковым автомобилем.

¬ каких случа€х останетс€ денежна€ выплата?

≈сли причиненный ущерб выходит за лимит в 400 тыс€ч рублей и пострадавший не готов доплачивать разницу, он получит выплату по старой схеме. “акой же пор€док дл€ случаев, когда невиновный  автовладелец €вл€етс€ инвалидом и получил в ƒ“ѕ средний/т€жкий вред здоровью или погиб.

Ќо важнее другое: страховщик предложит клиенту денежную компенсацию во всех случа€х, когда по каким-то причинам невозможно выполнить требовани€ закона в части соблюдени€ норм и сроков ремонта. ƒл€ подобных расчетов, увы, остаетс€ пон€тие коэффициента износа.

 то выбирает сервис?

—ервис выбирает клиент на стадии заключени€ договора об ќ—ј√ќ из перечн€, одобренного страховщиком. ¬последствии клиент может ходатайствовать о смене сервиса, однако последнее слово остаетс€ за страховщиком, и в любом случае это должна быть компани€ из перечн€. ƒл€ автомобилей не старше двух лет направление выдаетс€ к официальном дилеру.

¬ любом случае сервис должен находитьс€ в пределах 50 км места жительства пострадавшей стороны или от места аварии (по выбору).

ќпрошенные нами представители страховых за€вили, что как таковой проблемы в создании перечн€ автосервисов нет, поскольку многие крупные компании уже используют натуральное возмещение по ќ—ј√ќ, име€ договоры как с официальными дилерами, так и обычными —“ќ.

≈сть ли плюсы у новой схемы?

ƒа, например, упразднение коэффициента износа (при натуральном возмещении) и запрет использовать дл€ ремонта автомобил€ бывшие в употреблении или восстановленные запчасти.

ќднако остаетс€ не€сным, какие именно компоненты разрешены к использованию. —овременный рынок запасных частей крайне разнообразен: есть оригинальные компоненты с переплатой за бренд, есть качественные аналоги, есть детали малоизвестных производителей, а цены могут отличатьс€ на пор€док.

“ребовани€ использовать только оригинальные компоненты в законопроекте нет, да и само пон€тие «оригинальности» не официальное и требует разъ€снений.

¬ какую страховую обращаетс€ потерпевший?

¬ ту страховую, где он покупал полис. “еперь этот пор€док становитс€ основным.

¬ какой срок должен быть выполнен ремонт?

—траховщику отводитс€ 30 рабочих дней на выполнение ремонта, и отсчет начинаетс€ от момента предоставлени€ машины в сервис. «а нарушение сроков предусмотрена неустойка в 0,5% от суммы возмещени€. Ќапример, двухнедельна€ просрочка на сумму в 60 тыс€ч обернетс€ штрафом в 4200 рублей. ѕросрочкой считаетс€ и люба€ работа над ошибками, если клиент осталс€ недоволен качеством.

 акова ответственность за некачественный ремонт?

—ервис должен дать годовую гарантию на кузовной ремонт и полугодовую – на остальные виды работ. ¬ случае многократных жалоб ÷ентробанк вправе запретить натуральное возмещение дл€ компаний-нарушителей.

Ќедовольный качеством ремонта клиент может направить претензию в страховую, котора€ назначит осмотр в п€тидневный срок и еще в течение п€ти дней примет решение. ¬ случае согласи€ клиенту выдаетс€ направление на ремонт в тот же сервис. ≈сли страхова€ отказывает клиенту, он вправе обратитьс€ в суд.

”йдут ли черные автоюристы?

Ћейтмотивом к разработке нового законопроекта стали жалобы страхового сообщества на активность так называемых черных автоюристов. ћы опросили представителей бизнеса, и те выразили сомнение, что законопроект решит проблему.

– ≈сли крупные города имеют достаточное количество сервисов, то в области могут быть проблемы с их доступностью в рамках обозначенных критериев – 50 км от места жительства, – считает директор ”ральского окружного филиала —  «—огласие» “имур ∆аппаспаев. – ѕоэтому € бы предположил, что бизнес автоюристов просто переместитс€ в область, где основной формой компенсации останетс€ денежное возмещение.  роме того, остаетс€ возможность обращатьс€ в суд и требовать дополнительные компенсации, так что в иных случа€х может быть двойное возмещение ущерба: клиент получает отремонтированный автомобиль и попутно отсуживает некоторую сумму у страховой компании. ќднако это лишь предварительна€ оценка, и нужно дождатьс€ как минимум одобрени€ поправок к правилам страховани€ от ÷ентробанка.

«аместитель гендиректора јќ «ё∆”–јЋ-ј— ќ» јлексей Ћюбавин считает, что автомобилистам не стоит бо€тьс€ революции в ќ—ј√ќ, потому что дл€ большинства клиентов ничего не изменитс€.

– ѕерва€ редакци€ законопроекта о натуральном ќ—ј√ќ действительно позвол€ла сделать направление на ремонт приоритетной формой компенсации, однако последние изменени€ существенно ограничили процент автомобилей, которые можно направл€ть на ремонт, – говорит он. – “ак, наша компани€ и сейчас по добровольному согласию с клиентом направл€ет на ремонт 10-15% автомобилей, и после вступлени€ в силу законопроекта этот процент вр€д ли резко возрастет.

ѕричина, по мнению специалистов, в ограниченных сроках ремонта и непрозрачных критери€х его качества, что делает натуральное возмещение еще более рискованным дл€ страховых, чем денежна€ выплата.

“ак, в силу специфики российской дистрибуции запчастей срок их поставки настолько велик, а зачастую непредсказуем, что 30 рабочих дней – это минимальное врем€, необходимое дл€ ремонта средней сложности (мы помним, что закон об€зывает использовать только новые детали). ѕоскольку законопроект ограничивает этот срок жестко, без возможности согласовани€ с клиентом продлени€, в случае любых сомнений страховщики предпочтут денежное возмещение натуральному.

ќтдельной проблемой €вл€етс€ несовершенство единой методики расчета стоимости компонентов, котора€ в иных случа€х завышает калькул€цию, в других – чрезмерно занижает. Ќаконец, отсутствие института экспертов в области качества ремонта создает почву дл€ споров, а любые зат€гивани€ не выгодны страховщику, поскольку гроз€т штрафами.

– Ќа мой взгл€д, больших изменений в работе ќ—ј√ќ, которыми пугают автомобилистов —ћ», не произойдет, – подытоживает јлексей Ћюбавин. – ѕо направлени€м будут работать те, кто делает это уже сейчас.