Город Ашинская катастрофа: 25 лет спустя

Ашинская катастрофа: 25 лет спустя

В челябинском краеведческом музее открылась выставка детских рисунков и фотографий, которые напомнили о самой страшной аварии на железной дороге в истории России и СССР. Ашинская катастрофа – так чаще всего говорят о ней – произошла 4 июня 1989 года в 11 км от Аши. В этом году исполнится 25 лет со дня той трагедии, унесшей жизни сотен людей.

1 из 11

Ночь трагедии

Выставка получила название «Русская коллекция доктора Рейнера», потому что в экспозицию вошли не только фотографии тех событий, но еще и рисунки челябинских детей, подаренные в знак благодарности британским врачам за спасение покалеченных и обожженных пассажиров. В ту роковую ночь в двух поездах, которые попали в эпицентр мощного взрыва облака легких углеводородов, образовавшегося в результате неисправности проходившего рядом трубопровода «Сибирь – Урал – Поволжье», было много детей.

Ударной волной от этого взрыва с путей было сброшено 11 вагонов, зарево пожара видно было за десятки километров. Семь вагонов сгорели полностью, 26 обгорели, всего, как говорит официальная статистика, взрывом было повреждено 37 вагонов.

Прежде чем говорить о выставке, напомним о событиях той ночи. Взрыв на перегоне Аша – Улу-Теляк произошел в момент прохождения двух встречных пассажирских поездов: №211 «Новосибирск – Адлер» и №212 «Адлер – Новосибирск», в которых находились 1284 пассажира, в том числе 383 ребенка. Была ночь – 01:15 по местному времени – и многие люди в вагонах уже спали. Еще и поэтому число жертв было слишком велико: по одним данным, погибло 575 человек, по другим – 645, из них 181 – дети. Ранения и сильнейшие ожоги тела, дыхательных путей получили более 600 пассажиров.

По данным расследования, на трубе продуктопровода образовалась узкая щель длиной около двух метров. Газ выходил через эту трещину и скапливался в низине, где и проложена Транссибирская магистраль. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе, однако газовики вместо того чтобы найти утечку, увеличили подачу газа для восстановления давления. В результате пропан, бутан и другие легковоспламенимые газы продолжали скапливаться в низине, и достаточно было крошечной искры, чтобы произошел мощнейший взрыв.

Оказание помощи пострадавшим было крайне затруднено, потому что трагедия произошла в труднодоступном малонаселенном районе. А люди получили серьезные травмы и сильнейшие ожоги. Бригады медиков доставлялись на место трагедии вертолетами, вертолетами же вывозили раненых – в Ашу, Уфу, Челябинск...

Александр Пухов

«Была летняя жаркая ночь, нас привезли вертолетом на место аварии, – вспоминает известный ныне пластический хирург Александр Пухов. – Стоял запах гари, кругом обломки, все больницы в Аше, школьные классы, детские сады были заполнены ранеными и обожженными людьми, прилетали вертолеты и увозили пострадавших в Челябинск, Уфу и дальше – в Москву... Трое суток мы провели в бесконечной работе, отправляя раненых в клиники. Этого не забыть никогда».

В то время российские больницы еще не знали современных технологий, не хватало элементарных сегодня одноразовых шприцев, не было специализированных ожоговых центров. Но врачи боролись за жизни пострадавших, как на передовой – сутками не выходили из отделений больниц.

Дело всей жизни

«Как только пришло известие об этой страшной трагедии, я немедленно присоединился к группе медиков, отправившихся на помощь советским коллегам, – рассказал один из инициаторов выставки, пластический хирург, магистр хирургии, член Королевского колледжа хирургов Англии, Шотландии, член совета Британской ассоциации пластических и реконструктивных хирургов Колин Рейнер. – Людей, получивших сильнейшие ожоги, было огромное количество. К моменту нашего приезда в Челябинск в ожоговом центре уже работали прекрасные специалисты – врачи, медсестры. Но этого было недостаточно. Не хватало современного оборудования, специализированных кроватей для ожоговых больных, одноразовых шприцов и специальных перевязочных материалов».

Колин Рейнер

Колин Рейнер с сожалением вспоминает, что как оперирующий хирург в Челябинске он мог сделать очень мало.

«Но мне хотелось делать то, чему меня учили, что я умею – помогать пострадавшим, – говорит он. – Вернувшись домой, я решил сделать все от меня зависящее, чтобы поддержать своих челябинских коллег. Это стало делом моей жизни».

Колин Рейнер стал инициатором целой программы, благодаря которой люди, получившие сильнейшие ожоги, после лечения в российских клиниках ехали в Британию на сложнейшие пластические операции. В России в то время еще не было центров пластической и реконструктивной хирургии.

1 из 8

«Когда Колин Рейнер и его коллеги приехали сюда как волонтеры, это было необычным для нас, – вспоминает Александр Пухов. – Мы увидели, как они работают, у них многому можно было научиться. Именно Колин Рейнер дал мне толчок в выборе специализации, одним из первых в Челябинске и России я занялся пластической и реконструктивной хирургией, а он стал моим учителем. Многие пострадавшие в ашинской катастрофе лечились у него в Англии, а потом долечивались уже в нашем отделении пластической хирургии».

В британских клиниках пластической и реконструктивной медицины были проведены сложнейшие операции, которые помогли вернуться к полноценной жизни многим пострадавшим в той аварии детям.

«У меня был ожог 70% тела, – вспоминает один из пациентов доктора Рейнера Александр, который во время аварии был совсем юным. – Сложная была ситуация в то время в медицине, не было необходимого оборудования, но врачи были замечательные, они вытащили нас, по сути, с того света. И особое спасибо Колину Рейнеру, который изменил мою жизнь. Он сотворил чудо – если бы не было тех технологий, которые они привезли с собой, если бы он не пригласил нас в лучшие клиники в Британии и не занимался нами, трудно представить наше будущее. Его работа была нам путевкой в жизнь. Не было бы его, не было бы нас – таких, какими мы стали».

Дети вне политики

И вот тогда возникла идея отблагодарить британских врачей, подарив им рисунки челябинских детей. Почти 25 лет этот уникальный подарок хранил известнейший пластический хирург Британии. Сегодня эти рисунки вернулись в Челябинск в виде выставки «Русская коллекция доктора Рейнера».

«Мне показалось, что эта выставка уместна в связи с датой – 25 лет со дня ашинской катастрофы, – говорит доктор Рейнер. – Люди, увидев их, вспомнят о тех страшных днях. Эти работы для меня являются драгоценной памятью о том, что случилось 25 лет назад. Когда я получил этот драгоценный дар из Челябинска, то был поражен качеством работ, культурой юных художников, той жизнью, которую излучали их картины. И сегодня среди этих работ вы увидите автопортрет одной девочки, которая на белой шапочке сделала надпись «Неllo». Наверное, если бы я говорил по-русски, она бы написала «Привет». Эта работа для меня самая особенная, она висит у меня в золотой раме над рабочим столом, и я вижу ее каждый день. Этот портрет как будто говорит всем нам: мы ведь друзья, не правда ли? Детское искусство всегда вне политики, и оно разрушает все границы».

1 из 14

Коллекцию детских рисунков на этой выставке дополнили работы известного челябинского фотографа Сергея Васильева, которые были сделаны на месте катастрофы и в челябинских больницах.

А сразу после трагедии, в июне 1989 года, в галерее «Каменный пояс» открылась выставка фотографий Александра Чуносова, который первым оказался на месте аварии и снимал репортаж, в полном смысле слова, по горячим следам.

«Спустя два дня после трагедии ко мне пришел Александр Чуносов и показал негативы, – вспоминает директор челябинского краеведческого музея Владимир Богдановский. – Тогда не принято было показывать трагедии такого масштаба, но мы взяли на себя ответственность и назавтра открыли выставку, отпечатав за ночь фотографии. Мы решили провести эту выставку с целью помочь людям, организовали на этой выставке сбор средств и собрали серьезную по тем временам сумму, которую отправили на счет пострадавшим. Но потом поняли, что счет не работает, тогда стали покупать соки, воду, игрушки и доставлять все это в больницы и ожоговый центр Челябинска».

На той выставке и состоялось знакомство Владимира Богдановского с доктором Колином Рейнером, который пришел в галерею вместе с челябинскими врачами.

И тогда, по словам Владимира Богдановского, Колин Рейнер предложил повторить эту выставку, что и произошло через 25 лет. Но экспонатами выставки стали не только фотодокументы ашинской катастрофы, но и прекрасные детские рисунки.

А еще Колин Рейнер привез документальный фильм BBC «Дети огня», который рассказывает о британских врачах, работавших с российскими детьми. Одной из героинь этого фильма стала тринадцатилетняя Сима Чумак (сегодня – Серафима Чумак (Маслова) работает врачом-терапевтом в Челябинске).

Серафима Чумак (Маслова)

«В 1990 году я была на лечении в Великобритании, – рассказала Серафима Олеговна. – Путь к выздоровлению для многих из нас был очень долгим и трудным. Я оказалась сначала в больнице Уфы, потом меня отправили в Москву. На лечение ушло четыре года, а потом еще три – на долечивание, в том числе в британской клинике. Трудно выразить словами ту благодарность, которую испытываем мы по отношению к врачам. Сегодня я смотрю на эти прекрасные рисунки детей и понимаю, что благодаря замечательным врачам России и Британии мои таланты получили продолжение».

Серафиму из леса, куда девочка бежала от огня, вынес мужчина. Имени его она до сих пор не знает, известно только, что он ехал встречать родных на соседнюю станцию. Но, услышав взрыв, направил свою машину к месту аварии и стал спасать людей...

Шесть лет продолжалось судебное разбирательство по поводу ашинской катастрофы, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из которых сразу попали под амнистию. Остальным было предъявлено обвинение по статье 215, часть II Уголовного кодекса РСФСР – пять лет лишения свободы максимум.

Под Ашой, на месте трагедии, в 1992 году был сооружен восьмиметровый мемориал. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт – платформу 1710 километр. Все электрички, следующие из Уфы на Ашу и Симскую, делают здесь остановку. У подножия монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда «Адлер – Новосибирск».

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА и Александра ФИРСОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления