ќт топора до €иц: “реть€ковска€ галере€ привезла в „ел€бинск 26 натюрмортов

“реть€ковска€ галере€ привезла в „ел€бинск 26 картин, которые рассказывают о жизни и красоте вещей. ¬ыставка будет интересна и пон€тна всем. ∆урналисты 74.ru рассмотрели каждую работу в детал€х. ќказалось, взгл€ды на красоту у художников разных поколений не совпадают.

Ќеизвестный художник. «÷веты и фрукты». ѕерва€ половина XIX века. “реть€ковска€ галере€
Ќеизвестный художник. «÷веты и фрукты». ѕерва€ половина XIX века. “реть€ковска€ галере€

¬ыставка «∆изнь вещей. –усский натюрморт XIX–XX веков из собрани€ √осударственной “реть€ковской галереи» откроетс€ в субботу, 9 сент€бр€, в чел€бинском музее искусств на площади –еволюции, 1. ќна хороша уже тем, что похожа на урок. «десь можно узнать, из каких предметов художники составл€ли раньше и составл€ют натюрморт сегодн€, как им удаЄтс€ сделать красивыми самые обыденные предметы, например, топор. ј главное, проследить эволюцию натюрморта на прот€жении трЄх веков.

XXI век здесь тоже представлен – это видеоарт јлександры ћетл€нской под названием « онцерт» о поведении вещей в руках человека.

“оропов ‘. √. «Ќатюрморт. ÷веты и плоды». 1846. »з собрани€ “реть€ковской галереи
“оропов ‘. √. «Ќатюрморт. ÷веты и плоды». 1846. »з собрани€ “реть€ковской галереи

Ќо надо смотреть выставку начина€ с натюрморта живописца XIX века ‘омы “оропова. ѕышный букет и изобилие фруктов он изобразил в духе старых мастеров √олландии. ј заканчивать – холстом современного художника, на котором строительной эмалью написана банальна€ глазунь€ из трЄх €иц. “олько так можно пон€ть эволюцию натюрморта во времени и попытатьс€ прин€ть современное искусство.

ѕутешествие внутри натюрморта с Ќатальей ћахновской
ѕутешествие внутри натюрморта с Ќатальей ћахновской

– –абота ‘омы “оропова – отсылка к раннему голландскому натюрморту, – говорит куратор выставки Ќаталь€ ћахновска€. – «десь мы видим любование детал€ми, всЄ выписано скрупулЄзно – кажда€ виноградинка, каждый лепесток. ѕредметы словно насто€щие. Ёто классическа€ школа живописи. ќна всегда хороша и всегда привлекает внимание.

ћы побывали на выставке в момент развески картин
ћы побывали на выставке в момент развески картин

ќ традиции голландских художников говор€т сами букеты. ∆ивописцы «составл€ли» их из цветов всех времЄн года. ¬ одном букете мы видим и сирень, и розы, и флоксы... ј р€дом лежат аппетитные фрукты – €блоки, виноград, гранаты...  стати, в кисти сирени “оропова можно найти цветочек с п€тью лепестками – к счастью. ј также увидеть муху, котора€ «вот-вот взлетит».

“ыранов ј. ¬. «ƒевушка с фруктами». 1830-е. “реть€ковска€ галере€
“ыранов ј. ¬. «ƒевушка с фруктами». 1830-е. “реть€ковска€ галере€

– Ѕлагодар€ кисти художника мы можем увидеть то, чего не бывает в реальной жизни, – продолжает рассказ старший научный сотрудник чел€бинского музе€ Ќаталь€ ћахновска€. – Ќапример, в работе јлексе€ “ыранова «ƒевушка с фруктами» мы узнаЄм попул€рный брюлловский типаж италь€нской девушки.  расавица держит в руках корзину с фруктами, ручки еЄ такие холЄные. Ќо по нар€ду мы понимаем, что это девушка из народа и вр€д ли у неЄ могут быть такие руки, да и жемчуг в еЄ ушах – тоже фантази€ художника. “ак он захотел передать красоту.

–ачков Ќ. ≈. « ухарка». 1870-е. “реть€ковска€ галере€
–ачков Ќ. ≈. « ухарка». 1870-е. “реть€ковска€ галере€

ј на портрете " ухарка" Ќикола€ –ачкова его героин€ держит в руках чашку тончайшего фарфора, что тоже вр€д ли возможно – фарфор и дл€ аристократии был дорогим предметом. –€дом мы видим глин€ный простой кувшин, овощи, написанные в характерной дл€ голландских художников манере, простоту костюма женщины... Ёто необычное сочетание – тоже загадка. ≈сли вгл€детьс€ в выражение лица красавицы-кухарки, то можно пон€ть, что она знает себе цену... “акие картины – цела€ истори€, в их сюжеты можно погружатьс€ и погружатьс€.

– «аглавной картиной в этом собрании “реть€ковской галереи мы сделали работу художника начала ’’ века Ѕогданова-Ѕельского «ƒети за пианино», – говорит Ќаталь€ ћахновска€. – Ёту картину мы поместили на рекламные вывески. ќна удивительна, потому что рассказывает о переменах в жизни нашей страны. » написана сразу после революции, в 1918 году. ’удожник выступил в роли репортЄра, отразив драматизм исторической ситуации.  ресть€нские дети среди конфискованных у богатых людей вещей – драгоценный фарфор в корзине, пианино, шикарное кресло, огромное зеркало в резной раме, фарфорова€ чашка вал€етс€ на полу... ¬сЄ не так, всЄ перевернулось.

¬еденецкий ѕ. ј. «ѕортрет  улибина». 1818. “реть€ковска€ галере€
¬еденецкий ѕ. ј. «ѕортрет  улибина». 1818. “реть€ковска€ галере€

’удожники, собранные на одной выставке, любуютс€ не только предметами, но предлагают нам портреты самых разных людей. Ќапример, портрет известного учЄного »вана  улибина, вокруг которого изобилие предметов: какой-то аппарат дл€ исследований, часы, книга, карта, перо... ѕричЄм название книги и всЄ, что видим на карте, читаетс€ легко. ј на груди  улибина – тонко выписанна€ медаль с профилем императрицы ≈катерины. ѕо словам искусствоведа, это не только портрет, но одновременно натюрморт и историческа€ справка об известном человеке.

≈сть в экспозиции очень необычна€ картина пейзажиста Ћевитана – нежный весенний букет фиалок и незабудок. ѕоэтический натюрморт. Ќо это уже друга€ манера – близка€ к импрессионизму. ”же нет и намЄка на голландский натюрморт, где прописаны все лепестки. ѕотому что на первый план художник выносит свои впечатлени€, настроение.

√ончарова Ќ. —. «ќсенний букет». 1908. “реть€ковска€ галере€
√ончарова Ќ. —. «ќсенний букет». 1908. “реть€ковска€ галере€

ј дальше идут натюрморты авангардистов начала ’’ века – √ончаровой,  ончаловского, Ўевченко,  уприна, брутальный натюрморт јльтмана. » это уже манера, далЄка€ не только от манеры “оропова, но и Ћевитана.

¬ натюрморте знаменитого ћашкова фрукты кажутс€ драгоценными камн€ми
¬ натюрморте знаменитого ћашкова фрукты кажутс€ драгоценными камн€ми

– „ем хорош наш авангард – тем, что вырос он на русской почве, – подчеркнула куратор выставки. – ¬ нЄм есть культура лубка, уличных вывесок. Ќапример, €ркий натюрморт ћашкова, где фрукты похожи на драгоценные камни: изумруды, сапфиры, рубины.

Ќатюрморты нового времени сродни провокации. ’удожник может собрать на одном полотне ничем не примечательные предметы, на которые мы вообще мало обращаем внимание. »ли создаЄт работу в духе учебного пособи€ из учебника ботаники. ѕорой взгл€д художника скользит по хаотически собранным предметам, как мы скользим по жизни, многого вообще не замеча€. » любопытно, и страшновато.

 узнецов Ќ. ≈. ««автрак». 1916. »з собрани€ „√ћ»»
 узнецов Ќ. ≈. ««автрак». 1916. »з собрани€ „√ћ»»

≈щЄ одна интересна€ деталь – московские искусствоведы, сопровождающие выставку, добавили к собранию “реть€ковской галереи работы из „ел€бинского музе€ искусств, что говорит о их высоких достоинствах. Ёто натюрморты Ќикола€  узнецова, ћартироса —арь€на и јбрама јрхипова (ѕырикова). ќни замечательно влились в столичную выставку.

—арь€н ћ. —. «Ќатюрморт». 1953. »з собрани€ „√ћ»»
—арь€н ћ. —. «Ќатюрморт». 1953. »з собрани€ „√ћ»»

ѕо услови€м договора с “реть€ковской галереей работы второй половины ’’ века, а также нового времени не разрешено публиковать в —ћ». » в этом интрига выставки – надо идти и смотреть.

ќстаЄтс€ добавить, что “реть€ковка бывает у нас в гост€х не так часто. ƒо этого чел€бинцы видели картины из еЄ собрани€ в 2010 году. Ќова€ выставка продлитс€ на площади –еволюции, 1 до 5 но€бр€. —тоимость билетов - 250 рублей, пенсионерам, школьникам и студентам - по льготным ценам.