21 мая вторник
СЕЙЧАС +7°С
  • 16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    7 мая 2019

    Авторы выходят из тени

    На 74.RU появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой статьёй), вы попадете на его персональную страничку. Там собраны все материалы этого журналиста. А еще указаны его почта и странички в соцсетях, так что делитесь мнением или идеей напрямую с автором.

    9 апреля 2019

    Такой ЧЕлябинск вы не видели!

    Мы думаем, что знаем свой город. Но так ли это? В спецпроекте «В ЧЕрте города» 74.ru рассказывает о самых необычных местах и их жителях. Каждый понедельник показываем то, чего вы никогда не увидите. Цыганский посёлок и жизнь у мелькомбината. А в следующем выпуске — городок чекистов.

    Подробнее
    Еще

ОСАГО, как рулетка: челябинцу предложили случайную страховку

Разбираемся, как страховые избавляются от невыгодных клиентов и чем это плохо для автомобилистов.

Поделиться

Страховать автомобиль в иногородней компании рискованно, считают эксперты: в случае ДТП можно не получить компенсации

Челябинец Юрий планировал застраховать автомобиль по ОСАГО, но столкнулся с неожиданными препятствиями. В «Ингосстрахе» и компании ЮЖУРАЛ-АСКО ему предложили застраховать машину в красноярской компании «Надежда». 74.ru выяснял, зачем страховые разбрасываются клиентами и есть ли в этом подвох.

Застраховать не можем, но остаётся «Надежда»

— Я не искал самую дешёвую страховую и готов был заплатить, сколько скажут, — говорит Юрий. — У меня недёшевая страховка, поскольку в неё вписана супруга с небольшим стажем вождения. Калькулятор ОСАГО выдавал около 17 тысяч рублей. В страховых мне предложили цену на 600 рублей больше. Я согласился, потому что страховка истекает на следующий день. Но тут выяснилось, что меня застрахуют в некой компании «Надежда», о которой я ни разу не слышал.

Страховая с таким названием действительно существует. Центральный офис находится на улице Парижской коммуны в Красноярске, а в списке городов обслуживания есть Тарбагатай и Мухоршибирь, но нет Челябинска. Сомнения Юрия можно понять: сложно отдать 17 тысяч компании, которую видел лишь в виде сайта.

Страшное слово «агент»

— В данном случае компанию «Надежда» выбирали не мы: она выпала клиенту по системе «Единый агент», — прокомментировал начальник отдела маркетинга ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» Александр Ромашов. — Это законная и распространённая практика работы страховых.

Что это за система и почему компания «Надежда» выпала, словно речь о некой рулетке?

— Два года назад, когда регионы столкнулись с дефицитом бланков ОСАГО и большими очередями, ввели так называемую систему «Единый агент», — объясняет директор компании «Страховой центр» Кирилл Смолин. — Это сделано, чтобы страховые не отказывали клиентам: даже если по каким-то причинам они не могут застраховать автомобиль сами, они предлагают другую компанию. Агентские договоры заключены перекрёстно между большинством участников рынка.

Присутствует и элемент рулетки: альтернативную страховую по системе «Единый агент» выбирает не клиент и не компания, в которую он обратился, а сама система.

— Вводится номер ПТС автомобиля, и в одну неделю ему выпадет одна компания, в другую — другая, — говорит Кирилл Смолин. — Это сделано, чтобы не случалось перекосов в пользу той или иной страховой. Таким образом все участники общероссийского страхового рынка получают примерно равную долю таких клиентов.

Это объясняет единодушие «Ингосстраха» и «ЮЖУРАЛ-АСКО» в их стремлении промоутировать красноярскую «Надежду»: просто на этой неделе система выбрала для Юрия именно её.

Работа с представителями

А как быть, если челябинскому клиенту предлагают страховую из того же Красноярска?

— У страховых компаний, которые работают по системе «Единый агент», есть представители во все регионах России, — комментирует Александр Ромашов. — Вместе с полисом ОСАГО клиенту выдаётся соответствующий список. В случае с «Надеждой» мы входим в число их представителей по страховым случаям в Челябинской области, поэтому по всем вопросам человек сможет обращаться в «ЮЖУРАЛ-АСКО». Если компания, которая продала полис, не является представителем выбранного страховщика, то принцип такой: для внесения изменений в договор нужно обращаться к продавцу полиса (агенту), по вопросам урегулирования убытков — к представителю компании в регионе.

Схема выглядит запутанной, но плюс в том, что человеку всё же не отказывают в страховании. Это особенно актуально для ситуаций, когда решить вопрос нужно срочно — а ОСАГО почти всегда нужно «вчера».

По большей части страховка ОСАГО — это компенсация в пользу пострадавшей стороны, если вы стали виновником ДТП. И, хоть это цинично, большинство клиентов не особенно волнуют проблемы, с которыми столкнется его жертва при получении компенсации.

Но не всё так просто: схема прямого урегулирования убытков стала приоритетной после введения «натурального ОСАГО». А по этой схеме обращаться за компенсацией нужно как раз-таки в свою компанию (если вы невиновны в аварии). Поэтому её выбор — вопрос не такой уж праздный.

К чему сложности?

После двухэтапного повышения тарифов и ряда других мер рынок ОСАГО вроде бы успокоился, и проблема бесконечных очередей ушла в прошлое. Для чего тогда отправлять клиентов к иногородним страховщикам?

— Страховые используют систему «Единого агента» для того, чтобы отсеивать клиентов, которых считают невыгодными, — рассуждает Кирилл Смолин. — Это может быть, например, таксист, аварийный водитель или человек, грубо нарушавший правила страхования. В этом случае клиентов спихивают другим компаниям, которые не могут отказаться от страхования. Случайный выбор гарантирует, что никто не получит слишком много подобных клиентов.

Эксперт также отмечает, что страховые, вроде «ЮЖУРАЛ-АСКО», не входят в список компаний, которым можно слить неудобных клиентов.

— Если страховщик хорошо работает в проблемном регионе и имеет долю рынка выше среднего показателя по России, в качестве стимула он исключается из системы, что позволяет более тщательно фильтровать клиентов, — продолжает Кирилл Смолин.

А если умрёт «Надежда»?

Здравый смысл подсказывает – любое наращивание цепочки делает процесс менее предсказуемым.

— В целом система работает давно и подразумевает обращение в местную компанию по любым вопросам: переписки с Красноярском в описанном случае быть не должно, — говорит Кирилл Смолин. — Но, безусловно, все расчёты и документооборот замкнуты на компанию, выбранную системой «Единый агент». И бывают сбои и проволочки, связанные с техническими обстоятельствами.

Автоюрист организации Vserazrulim.ru Лев Воропаев видит проблему не только в этом:

— Понимаете, формально никаких сбоев в этой системе быть не должно, потому что те же сроки рассмотрения или ремонта установлены законом. И никаких исключений для компаний, работающих через представителей, нет. Да, представители могут ссылаться на необходимость согласовывать всё с центральным офисом компании, но это не самое страшное. Что делать, если умрёт эта компания? А вероятность отнюдь не нулевая. У меня на руках несколько дел, в которых страховая, выбранная по системе «Единый агент», благополучно разорилась и сменила вывеску. Представитель компании в регионе не несёт ответственности, равно как и страховая, где вы покупали полис. Остаётся получать компенсацию через «Российский союз автостраховщиков», но что это означает на практике? Нужно снова собирать весь пакет документов и работать уже с Москвой по почте. Сроки растягиваются до невероятности — у меня есть клиенты, которые не могут получить компенсацию в течение года. Теоретически можно обратиться в компанию виновника ДТП, но подвох в том, что и там может оказаться подобная же страховая, куда невыгодного клиента спихнули через систему «Единый агент».

Поэтому, подытоживает Лев Воропаев, работать по такой схеме для клиента — определённый риск.

Поэтому Юрий через знакомых обратился в третью страховую компанию, где ему предложили застраховаться даже дешевле, чем в «Надежде».

Сталкивались ли вы с проблемами при покупке ОСАГО в Челябинске за последний год?

  • Нет, покупаю свободно
  • Сталкивался с проволочками
  • Предложили "левую" страховую
  • Не продают вообще
  • Езжу без ОСАГО