ѕрограммы «ѕервый автомобиль» и «—емейный автомобиль» оказались попул€рнее, чем планировалось
ѕрограммы «ѕервый автомобиль» и «—емейный автомобиль» оказались попул€рнее, чем планировалось

«авершаетс€ действие двух программ помощи авторынку — «ѕервый автомобиль» и «—емейный автомобиль». ќни стартовали в июле и должны были действовать до конца года. —ейчас вы€снилось, что выделенные на них бюджетные деньги подошли к концу. ¬ ситуации разбиралс€ сайт 74.ru.

„то случилось

18 окт€бр€ банки и дистрибьюторы марок начали уведомл€ть дилеров почти всех попул€рных брендов о прекращении работы программ. ”же заключенные кредитные договоры дилерам предложили переоформить без учета государственных субсидий.

„его мы лишились

ќбе программы подразумевали возможность купить автомобиль российской сборки ценой до 1,45 млн рублей в кредит по сниженной процентной ставке и со скидкой 10%.   примеру, дл€ автомобил€ стоимостью около 600 тыс€ч рублей, вроде Lada Vesta, суммарна€ субсиди€ могла превысить 100 тыс€ч рублей — точное значение зависело от условий кредитовани€.

ƒл€ дорогих автомобилей только пр€ма€ скидка достигала без малого 150 тыс€ч рублей, а обща€ субсиди€ – 200 тыс€ч и выше.

 то гарантировал скидки

–аботу программ обеспечивали банки: они выдавали автокредиты и предоставл€ли скидку на автомобиль, получа€ компенсацию от государства. ƒилеры пр€мого отношени€ к программам не имели: в автосалонах оформлением субсидированных кредитов занимались представители банков.

Ёффект внезапности

–езкое окончание программ создало проблемы с клиентами, получившими одобрение на субсидированный кредит.

— ћы покупали SKODA через «‘ольксваген Ѕанк –ус», но оказалось, что не успели буквально на два часа. ¬ итоге нам оказали в предоставлении субсидированного кредита, — рассказывает участница госпрограммы ќльга. — Ќа следующий день нам предложили переоформить кредит в «–усфинанс Ѕанке» на почти тех же услови€х, плюс дилер предоставил дополнительную скидку, чтобы мы избежали переплаты.

ќпрошенные нами представители дилеров посетовали, что о завершении программ их не уведомили заранее.

—кидка по госпрограммам была щедрой, но распростран€лась на автомобили, купленные в кредит
—кидка по госпрограммам была щедрой, но распростран€лась на автомобили, купленные в кредит

ќфициальна€ причина

ѕосле первой волны недовольства агентство «ћинпромторг» сообщил о завершении распределени€ «программных» 3,74 млрд рублей между банками. ѕри этом единой даты окончани€ программ нет: каждый банк устанавливает ее самосто€тельно.

ѕо нашей информации, в насто€щий момент работу по программам «ѕервый автомобиль» и «—емейный автомобиль» продолжают банки ¬“Ѕ24, «–усфинанс Ѕанк» и «—етелем Ѕанк». ƒилеры не исключают, что прекрат€т выдачу субсидированных кредитов в ближайшие дни и они.

ѕочему деньги кончились раньше срока?

Ќа программы было выделено 3,74 млрд рублей, что с учетом весьма щедрой компенсации было не таким уж большим лимитом.

“ак, на каждый этап программы утилизации выдел€ли по 10 млрд рублей и больше, а скидки были скромнее — 50 тыс€ч рублей на каждый автомобиль.

Ќовые программы изначально были рассчитаны на 58 тыс€ч автомобилей, по факту на середину окт€бр€ было продано пор€дка 48 тыс€ч, и, веро€тно, целевого значени€ достигнуто не будет. ¬ этом нет подвоха — ћинпромторг исходил из относительно небольшого среднего размера субсидии в 64 тыс€чи рублей, тогда как на практике она могла оказатьс€ выше.

 роме того, неожиданно высоким оказалс€ спрос на программы: небольшой денежный лимит закладывалс€ ћинпромторгом с учетом того, что далеко не все автомобилисты подход€т под услови€ программ (перва€ покупка автомобил€ или двое несовершеннолетних детей).

ћожно ли успеть?

Ќекоторые банки еще работают по программам, но в дилерской среде воздерживаютс€ от прогнозов, как долго это продлитс€. Ќа оставшиес€ банки л€жет дополнительна€ нагрузка в виде клиентов, которым отказали в субсидированных кредитов другие банки, поэтому оставшиес€ деньги могут быть распределены очень быстро.

–€д дилеров за€вил, что в приоритете завершение сделок с клиентами, которые уже наход€тс€ в процессе покупки. “ем, кто планирует купить автомобиль, еще не прибывший на склад дилера, нужно иметь в виду риски и ориентироватьс€ в большей степени на собственные программы дилеров.

¬ компании «ѕланета јвто» нам сообщили, что марка Chery планирует сохранить действие обеих программ до конца окт€бр€ за счет собственных средств.

Ћьвина€ дол€ спроса пришлась на среднеценовые модели вроде KIA Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta и Vesta
Ћьвина€ дол€ спроса пришлась на среднеценовые модели вроде KIA Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta и Vesta

„то дали рынку бюджетные инъекции

ќбе программы действовали с 1 июл€, поэтому их вли€ние на рынок сохран€етс€ в течение четырех мес€цев. «а это врем€ в –оссии может быть продано около 550 тыс€ч автомобилей, а значит, программы обеспечат примерно 8-12% продаж.

ѕри этом общий рост рынка за это врем€ составл€л 17-18% относительно прошлого года, когда также действовали программы госпомощи (трейд-ин, утилизаци€, льготное кредитование). Ёто означает, что рынок прибавл€л и безотносительно государственных программ.

ѕланировали ли вы использовать одну из обсуждаемых программ до конца года?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа
  • Ќет
  • Ќе планирую покупать автомобиль
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

¬озобнов€тс€ в 2018 году

¬ ћинпромторге подтвердили, что, несмотр€ на досрочное завершение программ, в следующем году они будут продолжены. ѕравда, по опыту прошлых лет вр€д ли стоит наде€тьс€ на их возобновление уже с €нвар€: обычно согласование деталей длитс€ до марта-апрел€.