≈вгений “каченко, собкор »“ј–-“ј—— по „ел€бинской области: «∆урналистика моей молодости была, на мой взгл€д, на пор€док полезнее»
≈вгений “каченко, собкор »“ј–-“ј—— по „ел€бинской области: «∆урналистика моей молодости была, на мой взгл€д, на пор€док полезнее»


»звестному чел€бинскому фотографу, собкору »“ј–-“ј—— ≈вгению “каченко в мае исполнилось 75 лет. ѕо случаю юбиле€ в краеведческом музее состо€лась выставка фотографий членов „ел€бинского фотоклуба, создателем и первым президентом которого был ≈вгений “каченко. —имволично ее название: « огда мы вместе». —танет ли эта выставка началом новейшей истории знаменитого в ’’ веке не только в ———–, но и в мире фотоклуба?  то диктует темы собкору »“ј–-“ј——?  ак завоевать доверие €дерщиков и почему маленький ∆ен€ “каченко сразу «забыл» им€ »гор€  урчатова? Ќужна ли южноуральцам атомна€ станци€? » можно ли за полдн€ поймать в уральском озере 24 щуки? ќб этом и многом другом мы говорили с гостем нашей редакции ≈вгением “каченко.

« огда мы вместе»

– ≈вгений »ванович, почему ваша юбилейна€ фотовыставка не стала авторской, как это обычно бывает?

– Ќа подступах к этой дате, котора€, честно признаюсь, особого восторга не вызывает, € задумалс€, что на этом пути было дл€ мен€ особенно ценным, и пон€л: самое главное – удалось создать „ел€бинский фотоклуб. ”далось собрать неравнодушных людей, талантливых, одержимых даже, страстно влюбленных в ту же даму – фотографию, котора€ изменила всю мою жизнь. ѕоэтому путем математических вычислений € пришел к решению сделать выставку фотографов, сто€вших у истоков „ел€бинского фотоклуба. ѕо п€ть работ каждого из п€тнадцати авторов в сумме составили число моих лет. “ак родилась выставка « огда мы вместе». Ќесмотр€ на то, что в жизни каждого из нас много случайностей, эта выставка не случайна, потому что вслед за ней в залах краеведческого музе€ открылись выставки III международного фестивал€ «‘отофест-2012». “аким образом, фотографы, сделавшие некогда славу „ел€бинску, стали прологом этого фестивал€. —имволична эта выставка была еще и потому, что именно „ел€бинский фотоклуб несколько дес€тилетий назад провел первые в стране всесоюзные фотофестивали. Ќикто не повторил нашего опыта в ———–.

– Ёто был «золотой век» чел€бинской фотографии?

– ѕочему был? ќн продолжаетс€, суд€ по тому, что теперь в нашем городе проводитс€ международный фотофестиваль.

– ¬ы долгое врем€ были президентом „ел€бинского фотоклуба, почему его де€тельность, его громкие выставки постепенно сошли на нет? »ли тот „ел€бинский фотоклуб, директором которого сегодн€ €вл€етс€ ѕавел Ѕольшаков, – продолжение славной истории?

– я так не считаю. » мен€ возмущает, что очень свободно обращаютс€ и с историей создани€ „ел€бинского фотоклуба, и с использованием его имен. ¬ конце ’’ века обсто€тельства сложились не в пользу „ел€бинского фотоклуба. ќн посто€нно пополн€лс€ новыми людьми, по насто€щему увлеченными фотографией. Ќо в 90-е годы фотографи€ дл€ большинства стала дорогосто€щим удовольствием. » на этот же период пришлись очень т€желые дл€ фотоклуба потери: не стало ёри€ “еуша, который был его мотором, сердцем; не стало и художественного руководител€ ¬ладимира Ѕелковского, который был мозгом фотоклуба.

– ¬ладимир Ѕогдановский, который создал другое объединение фотографов – « аменный по€с», – тоже начинал в „ел€бинском фотоклубе.

– ¬олод€ уловил разницу эпох и сумел привлечь и увлечь фотографией новые поколени€. Ѕлагодар€ ему фотографическа€ жизнь в „ел€бинске продолжалась все эти годы и продолжаетс€ сегодн€. ƒоказательство тому – “ретий международный фотофестиваль.

– Ќет сегодн€ желани€ у старейшин „ел€бинского фотоклуба объединить усили€ с « аменным по€сом» и возродить традиции воспитани€ мощных фоторепортеров, которые получали призы на World Press Photo?

– ≈сть, мы говорили об этом с ¬ладимиром Ѕогдановским. ≈ще и поэтому в канун своего юбиле€ € сделал не авторскую выставку, а собрал фотографии самых известных чел€бинских фоторепортеров времен расцвета „ел€бинского фотоклуба и назвал ее « огда мы вместе».  огда мы вместе – мы фотографическа€ сила, и нам надо эту силу вновь собрать воедино и работать с молодыми талантливыми репортерами.

– Ќе каждому дано стать фоторепортером?

– Ќе каждому. » насильно из фотохудожника репортера сделать не получитс€. ‘оторепортера в себе нужно почувствовать, а дл€ этого важно сделать один, да другой, да третий кадры, которые вызвали бы восхищение окружающих. ƒл€ мен€ таким кадром стала фотографи€ «ѕерва€ плавка». Ётот снимок сделал мою любовь к фотографии нерушимой. я пон€л, что такие снимки будут вызывать у людей интерес и завтра, и послезавтра, и в новом веке. » никто не скажет, что € зр€ отвлекаю их внимание от чего-то более интересного. –епортажный снимок – это образ времени. Ќа собрани€х „ел€бинского фотоклуба мы не ставили задачи оценить техническую сторону фотографии, речь шла о кадре – хорош он или плох? ѕотому что техника – это ремесло, которому можно научить в кружке, мы же учили видеть тему. Ќа собрани€ члены фотоклуба приносили свежие работы, и мы раскладывали их на две кучи: маленькую и большую. ћаленька€, как правило, – то, что заслуживает внимание, а больша€ – то, чем не стоит занимать врем€. ќсновные дебаты велись по поводу маленькой кучи. Ёто самый лучший способ совершенствоватьс€ в фотографии.

» сегодн€ задача мастеров – увести молодых талантливых людей в мир познани€ фотографии, чтобы они научились делать то, что они хот€т, а не довольствоватьс€ тем, что сделала за них техника. Ёто становитс€ насто€щей проблемой. —лышал, что сегодн€ даже есть объединени€ молодых фотографов, которым интересна только техническа€ сторона дела, и они уход€т все дальше и дальше от насто€щей фотографии.

– ¬ свое врем€ были очень попул€рны выставки „ел€бинского фотоклуба, которые проходили в лучших залах „ел€бинска. ¬ыставка World Press Photo, котора€ сегодн€ открыта у нас, в ћоскве была показана в залах аэропорта Ўереметьево. ѕочему бы и здесь не проводить выставки наших фотографов в аэропорту, здании железнодорожного вокзала – это работало бы на имидж города?

– —овершенно верно, почему бы и нет, ведь „ел€бинск по сей день считаетс€ городом фотографическим. »з ћосквы выставка World Press Photo приехала в наш город, потому что самое большое число участников конкурса (не счита€ ћосквы) было из „ел€бинска, шесть фотографов стали призерами этого самого престижного в мире фотографии конкурса, а —ергей ¬асильев – единственный в –оссии – стал обладателем четырех первых премий ««олотой глаз». —егодн€ в коллективе ¬ладимира Ѕогдановского есть фотохудожники, которые по уровню не уступают прежним чел€бинским мастерам фотографии. Ќо, подчеркиваю, в „ел€бинском фотоклубе в основном были фоторепортеры. » фотоклуб был лучшей школой, котора€ позвол€ла фоторепортеру расти. ћожно возродить ее сегодн€ и вновь использовать проверенную схему «большой и малой кучи». “олько обид не должно быть, если теб€ в творческом плане раздолбали в пух и прах. ѕрежде всего сделай выводы дл€ себ€ и работай. ƒругого пути нет. 

≈вгений “каченко, собкор »“ј–-“ј—— по „ел€бинской области: «∆урналистика моей молодости была, на мой взгл€д, на пор€док полезнее»

— любимой дамой пришлось расстатьс€

–  ак возник в вашей жизни „ел€бинский фотоклуб?

– ¬ журналистику € вообще пришел благодар€ фотографии. Ќачал заниматьс€ ею в институте и чуть не бросил „ѕ» из-за этого, но мен€ все-таки убедили закончить вуз. ћоей первой публикацией в «„ел€бинском рабочем» был фоторепортаж «÷ветут сады на ”рале». Ёто было весной, ровно 55 лет назад. Ѕольшую роль в том, что € увлекс€ фотографией, сыграл спорт, который € любил и занималс€ им всегда. я познакомилс€ с ёрой “еушем, и мы с ним начали снимать спорт.

– ¬ы активно сотрудничали с « омсомольской правдой», и ¬асилий ѕесков даже предлагал вам работать в  ѕ?

– Ѕыло такое. ѕричем сотрудничал не только по линии фотографии, но еще и писал на спортивную тематику. ¬ отделе спорта « омсомолки» тогда работала мощна€ команда: Ќиколай  иселев, который потом стал редактором газеты «—оветский спорт»; ѕавел ћихалев – сейчас он заместитель генерального директора »“ј–-“ј——; ¬севолод  укушкин, который стал лучшим хоккейным обозревателем. » € работал с ними на ¬торой спартакиаде народов ———– в ћоскве, за эту работу  иселев нас очень хвалил. » какое счастье, что € попал в руки ¬асили€ ѕескова, он научил мен€ анализировать: это интересно мне, но будет ли интересно многим?  огда дело хорошо пошло и по съемкам, и по спорту, мен€ стали звать работать в « омсомолку». Ќо € не хотел жить в ћоскве.

– ѕочему?

– Ќаверное, это от отца пришло. ѕомню, хот€ и был слишком юн, что папа не любил ћоскву и старалс€ работать подальше от столицы. ѕосле войны ему предлагали работу в аппарате ћихаила —услова, но он выбрал ”рал. “ак мы оказались в ќзерске. ƒумаю, отец попросилс€ сюда еще и потому, что любил природу, лес, охоту.

– „ем он занималс€ на химкомбинате «ћа€к»?

–  урировал безопасность »гор€ ¬асильевича  урчатова и по линии совмина, и по линии  √Ѕ.

– ¬ы видели  урчатова?

– »горь ¬асильевич бывал у нас дома. ѕравда, до того, как он впервые по€вилс€ в нашем доме, отец провел воспитательную беседу: «Ќи одного имени тех людей, которые бывают у нас, ты не должен называть никому, советую их сразу забыть!»

– »м€ отца способствовало вашей карьере?

– Ќе помогало и не мешало, потому что его им€ в то врем€ тоже не было публичным, напротив. ѕравда, после окончани€ „ѕ» мне предлагали работать в органах, где отца знали. Ќо € отказалс€, не хотел мен€ть уже выбранный путь.

– Ќо в “ј—— в те времена кого попало не брали, человек должен был внушать доверие.

–  огда € пробовалс€ в “ј——, отделом пропаганды ÷  заведовал ≈вгений ћихайлович “€жельников, с которым, когда он был на ”рале, мы были в очень хороших отношени€х, дружили. ¬ какой-то мере мне повезло, но это не было решающим аргументом, потому что “ј—— еще до встречи с “€жельниковым выдало в ленту р€д моих материалов, и один из них – «Ѕегство из ра€» – был напечатан в р€де центральных газет.

– „то за материал?

– ќ женщине, котора€ уехала в √ерманию из  опейска и захотела вернутьс€ назад, но ей ставили вс€кие препоны, сын был против, чтобы она возвращалась в –оссию. ј она все-таки сделала это. ’ороша€ така€ бабул€, добра€ – ’ильда ≈мель€новна ее звали.

– Ќо в “ј—— пришлось расстатьс€ с фотографией?

– ”вы. —начала € наивно полагал, что смогу и писать, и снимать. Ќо вскоре пон€л, что времени дл€ фотографии не будет. ¬се, что удавалось сн€ть, так и оставалось в пленке.

– “о есть от собкора “ј—— не требовалось одновременно писать и снимать?

–  ак раз наоборот: все мои попытки разместить в ленте еще и фото тормозились фотохроникой “ј——. —оединить свой снимок с материалом было практически невозможно, фотохроника была отдельным государством. ѕомню, у мен€ был материал о гитарном мастере из ћагнитогорска, который сделал гитару дл€ ∆анны Ѕичевской. «—оветска€ –осси€» напечатала его на первой полосе, но мой портрет этого мастера из фотохроники так и не передали в газету.

– —егодн€ темы собкорам »“ј–-“ј—— диктует ћосква или вы предлагаете?

– «аказы бывают очень редко, 99,9% – это мо€ работа. — самого начала работы в агентстве € пон€л, что журналист должен уметь определ€ть круг тем и посто€нно что-то предлагать.

≈вгений “каченко, собкор »“ј–-“ј—— по „ел€бинской области: «∆урналистика моей молодости была, на мой взгл€д, на пор€док полезнее»

 —екреты «ћа€ка»

– ¬ журналистике вы более 50 лет, насколько она изменилась в худшую или лучшую сторону?

– ∆урналистика моей молодости была, на мой взгл€д, на пор€док полезнее, потому что люди знали: если они прочитали это в газете или увидели по “¬, услышал по радио, то так и было на самом деле. —егодн€, когда журналист за деньги выполн€ет тот или иной заказ, он убивает веру читател€, слушател€ и зрител€. Ёто наносит колоссальный вред журналистике.

– –азве вам никогда не приходилось делать коммерческие, а во времена ———– и некоммерческие материалы, где нужно слегка приукрасить действительность?

– Ќет, и ни разу не участвовал как журналист ни в одной выборной кампании. »ногда, кстати, предпочитаю совсем не давать информацию, если вижу, что она необъективна и пойдет во вред делу региона, предпри€ти€ и так далее. ƒаже если все агентства эту информацию дали, € ее не даю.

– Ќапример?

– ќсобенно много таких вещей было св€зано с химкомбинатом «ћа€к». “о, что творилось вокруг «ћа€ка» благодар€ различным общественным организаци€м, мало похоже на правду.

– Ќо объективной, честной информации о том, что происходит на «ћа€ке», вообще немного.

– —читаю, что и это в какой-то степени вина журналистов. ѕосле публикации материалов о «ћа€ке», где три четверти было вымыслом или ложью, руководители и специалисты химкомбината перестали давать информацию и какие-либо комментарии.

– ¬ас это тоже коснулось?

– Ќе забывайте, что € вырос в этом городе, и лично мне было пон€тно, о чем и как можно было писать, не разглаша€ самых важных тайн. ћен€ приглашали на «ћа€к», и € делал репортажи с закрыти€ €дерных реакторов, писал и о последстви€х технологических и экологических аварий. Ќо всегда знал, что нельз€ перегибать палку, нельз€ говорить только об ошибках, нельз€ искажать факты, нельз€ по поводу всех проблем пен€ть на аварию. Ќекоторые журналисты этого пон€ть не хот€т, что и порождает недоверие и закрытость.

– —егодн€ стало известно, что самое сильное загр€знение произошло как раз не после аварии 1957 года, а в 1949-1950 годах, когда отходы просто сбрасывались в реку “еча. ѕолучаетс€, что и теперь мы не владеем всей информацией?

– Ёто, безусловно, проблема. » то, что люди многие годы не знали, каковы последстви€ таких действий и чем это грозит, нанесло большой вред. Ќе зна€ истинного положени€ вещей, они продолжали пользоватьс€ водой, землей, продуктами, как обычными. Ќо надо понимать, что мы жили в обстановке холодной войны, и это порождало строжайшую секретность. ƒа и ученые – российские, американские – шли неизведанными тропами, облучались, погибали. ”частковым терапевтом в ќзерске у нас была молода€ врач јнгелина  онстантиновна. » только через много лет € узнал, что кроме основной своей работы она все эти годы собирала данные о вли€нии уровн€ радиации на здоровье людей и продолжительность жизни. ¬ конечном итоге она стала членом-корреспондентом јкадемии наук и руководила реабилитацией людей, пострадавших при аварии на „ернобыльской станции. ћы довольно часто встречаемс€ с ней и говорим о моем отце. ≈го не стало в 45 лет, потому что он был одним из организаторов первых испытаний атомного и водородного оружи€. ќблучилс€, заболел, его лечили в ћоскве у самого Ѕурназ€на, но безрезультатно.  огда мы встретились с јнгелиной  онстантиновной в ќзерске, где открыли новое подразделение дл€ реабилитации тех, кто работает на химкомбинате, она мне сказала, что сейчас отца можно было бы вылечить и он осталс€ бы жить. ј в ту пору это было смертельно. „то делать? —амые большие потери человечество несет от незнани€ или неверного толковани€ тех или иных процессов, €влений.

– » от недостатка информации.

– Ќо нельз€ подавать информацию однобоко, нужна объективность. я не раз говорил нашим правозащитникам, что ситуаци€ ранней гибели отца должна была бы мен€ привести в их стан, но мен€ с детства приучили не пороть гор€чки, во всем разбиратьс€ досконально и не делать скоропалительных выводов. ѕоэтому € не сторонник информации, котора€ может навредить социально-экономической обстановке в регионе и психологическому состо€нию людей. я не люблю сенсаций и разоблачений, под которыми нет весомых оснований. Ёто мо€ убежденность, и € ее не нарушу, если даже это будет грозить мне увольнением из агентства.

– ѕри выборе вы опираетесь только на свое собственное чутье?

– я опираюсь либо на собственные знани€, либо на знани€ людей, которые глубоко в теме. —реди специалистов и ответственных работников химкомбината «ћа€к», среди российских ученых ‘едерального €дерного центра, с которыми € встречалс€ неоднократно, есть такие люди, которые готовы и объ€снить, и прокомментировать. ∆урналист сначала должен сам пон€ть ситуацию, а уже потом помочь разобратьс€ в ней читател€м. ” мен€ есть консультант по каждой теме. Ёто очень важно дл€ журналиста – иметь людей, которым довер€ешь, и они довер€ют тебе.

–  ак вы относитесь к инициативе открыть «ј“ќ?

– ќтрицательно. «наю, что даже аэрокосмическа€ разведка обнаружила —нежинск спуст€ много лет после того, как он был построен, значит, все было сделано с умом. —истема этих городов особенна€, и не стоит пускать туда кого попало. ’олодна€ война в прошлом, а пор€док – нет. » кто даст гарантию, что после открыти€ «ј“ќ не будет покушени€ на стратегические объекты?

– “ема, котора€ давно стала общим местом: строить – не строить ёжноуральскую јЁ—?

– ≈е давно стро€т.

– Ќо власти продолжают говорить о том, что проект в планах. ¬опрос в другом: население больше не верит атомщикам. –аньше ученые-атомщики у нас были геро€ми, потом пошла встречна€ волна: они все загр€знили, ничего народу не говор€т... —ейчас треть€ волна: не так все плохо и страшно, как вам кажетс€.

– ѕоэтому € и призываю журналистов быть внимательнее и осторожнее, чтобы не навредить. ќтсутствие информации сегодн€ – это и серьезна€ недоработка информационной службы –осатома, и огромное недоверие к журналистам.  омментарии сегодн€ действительно получить сложно, и специалистов можно пон€ть, ведь и журналисты в том числе заложили ложные сомнени€ в люд€х, от которых непросто избавитьс€.

—ергей ¬асильев, Ѕудущее


¬ одном пуле

– ¬ы окончили „ѕ», но инженером не стали.

– —читаю, что журналист в такой области, как наша, должен иметь техническое образование, это позвол€ет работать продуктивнее, потому что большинство значимых дл€ нашего региона событий происходит на промышленной почве. —егодн€ многое делаетс€ дл€ усилени€ в области других видов человеческой де€тельности, что хорошо, но в прошлом столетии на 90% все зависело от событий в промышленном секторе. «на€, что произошло, € без посторонних разъ€снений понимал, почему это произошло и что будет в итоге. “ой базы, которую € получил в „ѕ», было достаточно, чтобы оценить обстановку, выбрать как можно точнее объект, о котором предстоит рассказать, пон€ть, кто даст самый точный комментарий, и так далее.

– ¬ам не скучно 30 лет работать в »“ј–-“ј——?

– ƒа что вы? ¬ “ј——е скучно не бывает.

– ќ каких тассовских традици€х, которые сегодн€ утрачены, жалеете?

– ¬ “ј——, когда € туда пришел, была очень интересна€ форма оценки материалов. ¬ том числе существовала категори€ ¬  (высшее качество), как у конь€ка. (—меетс€.) » был случай, когда € получил эту оценку за информацию из ћагнитки в четыре строки. Ќу и соответствующую оплату. “еперь этого нет.

Ќо дело касаетс€ не только денег. ¬ ту пору, если сотрудник центрального аппарата собиралс€ ехать по стране, то предупреждал об этом собкоров на местах за несколько дней и предлагал: подумай, может быть, вместе что-то сделаем. “а же ситуаци€ была и с подачей официальных материалов. ≈сли высокопоставленное лицо приезжало в регион, то в работу вовлекалс€ и журналист, аккредитованный в этом регионе. Ѕолее того, нас приглашали освещать важные массовые меропри€ти€, которые проходили в ћоскве, например съезды  ѕ——. » мы работали со столичными коллегами в одном пуле. —ейчас этого тоже нет.

– “о есть ¬ладимир ѕутин приезжает со своим пулом, и вы ни при чем?

– — ¬ладимиром ѕутиным было легче, € знал его пресс-службу и подключалс€ к работе. ј с ƒмитрием ћедведевым – нет, и близко не подходил к месту событий.

– „то из новых ве€ний в журналистике оцениваете со знаком плюс?

– ѕрежде всего – техническое оснащение журналиста. ¬ прошлое ушел телетайп, отнимавший много времени. ѕорой срочную информацию проще было по телефону передать. —ейчас »нтернет и сотовые телефоны – все быстро и удобно.

≈вгений “каченко, ѕерва€ плавка

Ѕлесна дл€ генералов

– ¬ свое врем€ вы фотографировали »рину –однину, јллу ѕугачеву, известных спортсменов, с кем-то сложились долгие дружеские св€зи?

– –еакци€ јллы ѕугачевой на фотографию, которую € ей подарил, была потр€сающей. ќна была в таком восторге: «я маме ее подарю, ей понравитс€!» Ќо на этом наше знакомство и закончилось. ј с »риной –одниной до сих пор тепло друг к другу относимс€. ≈сли встречаемс€, то это радостные дружеские встречи. ƒа, фотографи€ хороша еще и тем, что дает возможность встречи с уникальными людьми. ¬ свое врем€ € очень любил ездить на съемки в ћагнитку. ¬ ту пору был там сталеваром на 32-й печи ¬олод€ Ћысенко – симпатичный, круглолицый парень. ѕотом он работал в »ндии по контракту, потом сделал карьеру по профсоюзной линии... ћы всегда встречаемс€ с ним как друзь€. ј с  олей ћакаровым по сей день как двоюродные брать€.  огда он еще играл в хоккей, € всегда дарил ему наиболее удачные фотографии, а он мне в ответ – рыбачий арсенал. Ќикогда не возвращалс€ без подарка из заграничных поездок: либо леску везет, либо удилище. (—меетс€.) ћы с сыном ловили рыбу, € ее в€лил, и мы кормили братьев ћакаровых.

– Ћюбовь к рыбалке, наверное, еще с ќзерска?

–  онечно! ћы жили на берегу озера, лодка была. я вставал рано утром, брал «дорожку» (это блесна с леской), и папе к завтраку уже была гор€ча€ рыбка. –аков ловили. јзарт был такой! ѕапа рыбачить не любил, а вот генералы, которые работали с ним, в очередь ко мне сто€ли за блесной. я придумал блесну, при помощи которой очень ловко ловил окуней из-подо льда. ” нее была особа€ форма, котора€ окун€м казалась мелкой рыбешкой, и они хватали мой крючок только так. Ќа веранде нашего дома зимой всегда сто€ли огромные тазы с окун€ми. ѕоэтому и возникла очередь за блесной. √енералы доставали мне латунь, и € из нее делал блесну.

– —ейчас на рыбалку выбираетесь?

– —ейчас спина болит. (—меетс€.) Ќо и здесь рыбачил много: на  асаргах сига ловил, сын мой јндрей здорово карпа ловит. Ќа ”вильдах мы с ним рыбачили. ќднажды отец чемпионки по прыжкам в высоту “аисии „енчик, которую € неоднократно снимал, пригласил мен€ рыбачить на ёжноуральском водохранилище. — каким удовольствием € там ловил крупных лещей!

– ќбычно рыбаки хвастают своими рекордами.

– ћогу рассказать про рекорд – однажды на озере  ызылташ (сейчас оно заражено радиацией, а тогда было чистым, потому что еще не запустили реакторы) мы с другом с лодки поймали двадцать четыре щуки и четыре больших окун€.

–  ак тут не воскликнуть: какие озера на ”рале погубила атомна€ промышленность!

– ƒа, это озеро было богато рыбой, там даже сто€ла рыбацка€ промыслова€ бригада. я хорошо помню бригадира этих рыбаков – д€д€ ¬ас€ его звали, хот€ был он из башкир. ќднажды он привез нам полщуки, это был такой огромный кусок, что, когда бабушка положила его в кадушку, то он высовывалс€ оттуда на добрые полметра. «натоки не советовали нам есть эту щуку, говорили, что така€ огромна€ не может быть вкусной. Ќо бабушка нарезала ломти и поджарила. ƒо сих пор помню, кака€ это была вкусна€ рыба!

– ј потом рыбалку на этом озере запретили?

–  онечно. Ќо местные умельцы, которые хорошо разбираютс€ в атомных делах, лов€т рыбу, кости удал€ют, а м€со готов€т и ед€т. √овор€т, что все отложени€ скапливаютс€ в кост€х рыбы. я не пробовал есть такую рыбу, но разговоры такие слышал. “ак что мы и теперь многого не знаем.

– —егодн€ нигде не бываете с фотоаппаратом, но вы же не перестали замечать удачные кадры? ∆алеете, что нет под рукой камеры?

(¬здыхает.) Ёти кадры остаютс€ в моей голове. ќднажды ¬асилий ѕесков мне сказал: «Ќасто€щий репортер должен снимать посто€нно, даже если в его руках нет фотоаппарата. —нимайте пам€тью! ”видите, этот кадр вам когда-нибудь пригодитс€». ¬ последнее врем€ € все чаще снимаю именно так, без фотоаппарата.