Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

«Нарушаем, иначе не выжить»: челябинский маршрутчик объяснил «фирменную» манеру езды

Сколько зарабатывают водители, что из этого отдают хозяевам и почему ездят так безобразно.

Главная забота водителя маршрутки — не выбиться из графика

Поделиться

Проект «Лови маршрутку» будет неполным, если мы не дадим слово второй стороне. Бывший маршрутчик Виктор с десятилетним стажем работы (сейчас водитель автобуса) согласился рассказать, почему так часто и нахально нарушают правила машины частных перевозчиков, и как, по его мнению, решать проблему. Взгляд на одну из самых критикуемых сегодня профессий изнутри — в интервью 74.ru.

О графике движения

— Основная причина нарушений — необходимость следования графику. Временной интервал между маршрутками составляет от двух до семи минут, но семь минут — это, скорее, для ненагруженных маршрутов, в основном три-четыре минуты. Следование графику проверяется по контрольным точкам. А теперь представьте, что график не корректируется при изменении дорожной обстановки: пробка или нет, ты обязан выдерживать свои три минуты. Если маршрутка где-то отстала из-за пробки, она вынуждена нагонять: или нарушать, или резать маршрут.

Ехать в графике важно, чтобы собрать пассажиров. Есть «жирные» остановки, где собирается много клиентов, например, Алое Поле, Доватора, Дворец спорта. Маршрутчику необходимо приехать туда не последним, иначе пассажиров заберут другие машины, в том числе с конкурирующих маршрутов.

О желании гонять

— Есть контингент водителей, которые любят агрессивную и быструю езду, но их не так много. Большинство поначалу ездит спокойно, но постепенно принимает правила игры, потому что иначе будешь кататься бесплатно. Возникает профессиональная деформация, расшатываются нервы, негатив часто выплёскивается в семью.

О заработках

— Если водитель наёмный, за смену он должен отдать порядка 5000 рублей собственникам автобуса и самого маршрута. Еще одна-две тысячи уходит на топливо. Всё, что он заработал сверху — его, сейчас это обычно две-три тысячи рублей за смену. Если маршрутчик будет ездить спокойно и выпускать вперёд маршрутки конкурентов, он просто не заработает.

Такса зависит от направления: где-то отдают по 2,5 тысячи, где-то 5,5 тысячи.

Для владельцев автобусов плата за работу на маршруте составляет порядка 1000 рублей в сутки, но им приходится окупать технику, а это не быстро. Считайте, что новый ПАЗ стоит около 1,3 миллиона рублей, плюс его нужно обслуживать и ремонтировать, поэтому окупается он обычно пару лет, в течение которых ты просто работаешь на свою машину. Опять же, будешь ездить медленно, срок окупаемости растянется до бесконечности.

Маршрутчик работает в среднем по 14 часов в смену, ещё час на подготовку, обед и так далее, то есть это 15 часов на ногах. Универсального графика нет: кто-то ездит два дня через два, кто-то четыре через четыре, кто-то по пятидневке (в основном на своих автобусах). В месяц выходит около 30 тысяч рублей, но, конечно, можно и больше, если ездить без выходных.

Водители-иностранцы зачастую не слышали о правилах движения

Водители-иностранцы зачастую не слышали о правилах движения

Поделиться

О гастарбайтерах

— Как-то увидел маршрутку, которая едет по встречной полосе задним ходом — маршрутчику лень было разворачиваться, чтобы подъехать к АЗС по правилам. Я остановился и кричу ему: «Ты права за барана купил?» Он отвечает: «Нэ, за двух». Он не шутил.

Многие приезжие не знают правил в принципе. Штрафы они или не платят, или воспринимают как издержки, а если их лишают прав — выкупают за определённые деньги. Когда шла массовая замена водительских прав на российские, вопрос решался за 25 тысяч рублей, причём иногда им подсовывали отпечатанную на цветном принтере подделку.

О конкуренции

— Корень проблемы в том, что за последние годы сильно возросла конкуренция. Количество маршруток оказалось избыточным, пассажиров же не стало больше. Десять лет назад водитель маршрутки мог зарабатывать за смену 5000 рублей, сегодня — в два раза меньше. У многих перевозчиков совпадает часть маршрута, скажем, 56-й и 40-й едут несколько километров по Свердловскому проспекту бок о бок. А люди не будут ждать — они сядут к тому, кто приедет первым. Важно успевать, отсюда нездоровые проявления: обогнать, подрезать, заблокировать чужую маршрутку... Конкуренция особенно сильная вблизи ключевых остановок, к которым нужно приезжать раньше конкурентов.

По сути, вся проблема в организации перевозок: наплодили маршрутов и пытаются отжать максимум прибыли из каждого. Водители поставлены в условия, когда нужно ездить на грани фола или не работать вообще.

Об авариях

— Аварии невыгодны, потому что это потерянный день на оформление, а потом непредсказуемое время на ремонт, то есть большие выпадающие расходы. Поэтому маршрутчики стараются не попадать в ДТП, даже если нарушают правила.

Часто вскладчину покупается старый автобус, который занашивают до дыр

Часто вскладчину покупается старый автобус, который занашивают до дыр

Поделиться

О нелегальных перевозчиках

— Как таковых нелегалов нет и быть не может. Если под ними понимать какого-то случайного водителя, который вклинивается в чужой рейс, то его вычислят за несколько минут: встречные водители отзвонятся и скажут мне и тому, кто идёт впереди, что между нами затесался левый автобус, через три минуты мы его зажмём, сначала поговорим, не поймёт — сломаем зеркала, можем стекло разбить, это практикуется. Так никто не работает.

Каждый маршрутчик имеет какое-то основание для работы. Понятно, что у некоторых есть контракт с администрацией, у других нет. Если тебе не продлили контракт, оформляешь как ученический автобус, экскурсионный и так далее.

Власти катят бочку на нелегалов, но проблемы-то не в них, а в общей избыточности перевозчиков. В остальном правила игры у водителя экскурсионного маршрута или официального (с контрактом) одинаковые, и все они мотивированы ездить быстрее.

Даже если уберут с дороги часть маршруток, которые работают без контракта с администрацией, заменят их на легальные, а принцип останется.

Сейчас идёт передел бизнеса, поэтому одни маршруты закрывают, другие запускают, но сути дела это не меняет.

Что делать?

— Конечно, соблюдать график было бы проще, если бы в городе не было пробок. Но это не реально. Если же вернуться к сути проблемы, нужно сокращать количество машин и централизовать управление перевозками. У нас были примеры нормальной работы даже по пробкам, например, в 2005 году они были особенно сильными, но как только начинался час пик или происходила авария, диспетчеры сообщали нам об изменении графика, и все просто ехали по реальной обстановке, не стараясь никого обогнать. Но тогда можно было заработать до 5000 рублей за смену, потому что перевозчиков было меньше. Сейчас ты не можешь себе позволить расслабиться даже в пробке, потому что кто-то влезет впереди и лишит тебя дохода, который и так сильно упал. Я ещё раз подчеркну, что водитель должен заработать не только для себя, но и отдать около семи тысяч рублей в день на топливо, владельцу машины, владельцу маршрута.

Навести порядок в этой сфере можно и даже несложно. Например, любой маршрут можно закрыть за два дня. Есть ряд нарушений, характерный для всех перевозчиков, поэтому приостановить лицензию на 90 суток можно на раз-два. Все они на крючке. Централизованное управление под эгидой губернатора решило бы проблему в два счёта. Остались бы только лучшие водители, которые умеют ездить и знают правила. Другое дело, что для этого нужна воля властей и необходимость поступиться бизнесом, который приносит очень хорошие деньги.

Юный «кондуктор» собирает деньги с пассажиров маршрута №56

Юный «кондуктор» собирает деньги с пассажиров маршрута №56

Поделиться

Об объёме рынка

— По моим оценкам, в городе сейчас работает порядка 4000 маршруток. Пусть каждая в день собирает 6,5 тысячи рублей — беру не самую большую цифру. Получаем 26 миллионов рублей в день, или около 10 миллиардов в год. Можете представить себе, насколько это лакомый бизнес, чтобы отказываться от него добровольно. И никого не интересует соблюдение ПДД — всех интересует доход. Попутно, кстати, возникает вопрос оплаты налогов, потому что многие водители или не оформлены, или работают за якобы минимальную зарплату около 10 тысяч рублей, с которой платятся налоги. На бумаге у нас же все альтруисты.

Об устройствах слежения

— По-моему, на маршруте 66 пытались внедрить устройства слежения, которые давали информацию о скорости и положении маршрутки диспетчерам, но не помогло. Допустим, кто-то отстал, задний обогнать его не может и едет следом, оставаясь без пассажиров, потому что их забирает тихоход. А план-то у всех одинаковый. В итоге люди уходят с маршрута, а хорошие водители в дефиците.

О молчунах

— Пассажиры ворчат на манеру езды маршрутчиков, а замечания им делают крайне редко. Я согласен, не всегда это помогает, но иногда действует. В каждой маршрутке есть номера телефонов для жалоб, по своему опыту могу сказать, что реакция на обоснованную жалобу почти мгновенная, маршрутчика могут оштрафовать, например, на 500 рублей — довольно чувствительно (три-четыре часа работы). Разговоры о том, что владелец компании ничего не может сделать с водителями из-за страха их потерять, верны лишь отчасти: за хорошие маршруты водители держатся.

Поделиться

О профессиональном жаргоне

— Пассажиров маршрутчики называют «мослами». Если едет от конечной и до конечной — «кирпич» или «пенёк». Если водитель едет медленно, говорят «резинит».

О себе

— Я долго работал на маршрутке, сейчас езжу на междугороднем рейсе, где нет такого жесткого графика и конкуренции, поэтому я могу позволить себе соблюдать правила и не спешить.

Рейды ГИБДД не решают сути проблемы

Рейды ГИБДД не решают сути проблемы

Поделиться

О проекте «Лови маршрутку»

— Пока власти не захотят изменить ситуацию в корне, штрафы и гаишные рейды — мёртвому припарки. Вернее, всё это действует, но не устраняет сути проблемы, а она — в чрезмерной конкуренции и отсутствии согласованности между маршрутами.

У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru

Фото: Илья Бархатов

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter