Город Скрынник: семь лет строгача без комментариев

Скрынник: семь лет строгача без комментариев

27 июля в Челябинском областном суде обвинительным приговором завершилось громкое дело экс-начальника отдела госзакупок Главного управления материальных ресурсов региона Сергея Скрынника. Бывший чиновник признан виновным и отправлен в колонию строгого режима на семь лет и один месяц. Кроме этого, ему назначен штраф 500 тысяч рублей, а также после освобождения запрещено занимать должности в государственных органах в течение трех лет.

На Сергея Скрынника тут же надели наручники в зале суда. Он был готов к такому исходу – на оглашение приговора предусмотрительно прибыл со спортивной сумкой с вещами для следственного изолятора. Общаться с журналистами ни родственники, ни друзья, ни адвокат экс-чиновника не пожелали. Поэтому остается только предполагать, что вынесенный вердикт Скрынник, последний год рьяно доказывавший свою невиновность, будет обжаловать в Верховный суд РФ.

Рассмотрение этого, в общем-то, несложного уголовного дела затянулось почти на два года – Сергей Скрынник защищался всеми доступными способами. Он то признавал вину, то начинал отрицать ее, то ложился в больницу на лечение, то всплывала недоработка следствия, и дело возвращалось в прокуратуру. Подробности многострадального, но оттого не менее интересного преступления читайте в материале Chelyabinsk.ru.

1,3 миллиона нужнее, чем Набоков

Для широкой общественности все началось в январе 2010 года, когда появилось сообщение о задержании за взятку госчиновника, а затем была опубликована оперативная видеозапись, на которой видно, как Сергей Скрынник деньги получает. Однако этому предшествовала долгая кропотливая оперативная работа. В беседе с корреспондентом Chelyabinsk.ru сотрудники правоохранительных органов, знакомые с ходом следствия, рассказали, что поводом для начала «разработки» чиновника стала поступившая годом ранее информация, что начальник отдела госзакупок ГУМРа поставил на поток получение денег от участников торгов.

Оперативники подразделения по борьбе с коррупцией УБЭП ГУВД области не стали применять традиционную схему задержания с поличным. Никто не врывался в кабинет в момент передачи денег, не командовал поднять руки вверх. Все было сделано гораздо тоньше: в один прекрасный день над рабочим столом Скрынника появилась крошечная скрытая камера, которая записала передачу двух взяток. Кроме того, велась фиксация телефонных переговоров подозреваемого и его встреч вне офиса с потенциальными взяткодателями. Спустя некоторое время чиновник без шума был задержан. Впоследствии многочисленные видео-, аудио- и фотоматериалы стали доказательствами в суде.

Теперь, собственно, о самих взятках. В июне-августе 2009 года Челябинский областной клинический онкологический диспансер, Кунашакская районная и Кыштымская городская больницы проводили открытый аукцион на право заключить государственные (муниципальные) контракты по поставке рентгеновского оборудования в лечебно-профилактические учреждения. Скрынник, курировавший госзакупки, договорился с гендиректором ЗАО «Медсервис-регион», являющейся также представителем ООО «Медицинские технологии», Еленой Селищевой, что за один миллион 300 тысяч он обеспечит ее фирме победу в торгах.

Взятку предпринимательница передала в декабре 2009 года в два приема – в начале месяца и за несколько дней до Нового года. В качестве праздничного довеска к денежному вознаграждению за устранение конкурентов Селищева преподнесла чиновнику книгу «Лаура и ее оригинал» Владимира Набокова и бутылку игристого вина «Мондоро Асти». К слову, классику литературы Сергей Скрынник, видимо, не оценил (а может, уже читал), поскольку быстро передарил издание одной из своих сотрудниц.

Второй эпизод получения взятки относится к чуть более раннему времени. В августе 2009 года был объявлен открытый аукцион на государственный контракт на оказание услуг по сервисному обслуживанию оборудования отделений диализа Челябинской области на второе полугодие. В назначенные сроки в управление не поступило ни одной заявки. И тут в сентябре объявилась екатеринбургская специализированная организация ООО «Завод Дизэт», руководство которой стало просить Скрынника включить их в число участников после окончания приема документов. Сделав одолжение, чиновник согласился, предупредив по телефону, чтобы гонец шел «через «Никитинские'» (имелся в виду торговый комплекс «Никитинские ряды», то есть сразу подразумевал подношение). Он прекрасно понимал, что единственный претендент на торгах автоматически станет победителем.

На видеозаписи хорошо видно, как представитель ООО «Завод Дизэт», извиняясь и расшаркиваясь, вручает Скрыннику пакет с бутылкой водки, игристого вина и конфетами, а также конверт, в котором, помимо документов на конкурс, находились 15 тысяч рублей. После ухода визитера, чиновник деловито вытаскивает деньги и убирает в бумажник.

Однако сам Сергей Скрынник имеет свое объяснение всему происходящему на видеозаписях.

Взятка как акт гуманизма

После задержания чиновник практически сразу же признал свою вину. Более того, чтобы смягчить себе наказание, Сергей Скрынник заключил досудебное соглашение о сотрудничестве со следствием и даже – редчайший случай – выдал часть полученных от Селищевой денег – 800 тысяч рублей. Предпринимательницу, до последнего отрицавшую свою вину в даче взятки, на очных ставках он, выражаясь жаргоном, «нагрузил по полной» – дал весь расклад, как шли переговоры и происходила передача денег.

Позже в суде Сергей Скрынник сообщил: пошел на это только потому, что сотрудники правоохранительных органов пообещали ему, мол, не станут ходатайствовать о заключении его в следственный изолятор, а гособвинитель будет просить для него условный срок лишения свободы. На первом же судебном заседании в ноябре 2010 года он подтвердил свое признание вины, но услышав, что прокурор просит у суда для него семь лет колонии строгого режима, резко изменил свою позицию. Скрынник заявил, что признаться в получении взяток его вынудили. Этой точки зрения он придерживался до конца судебного процесса.

В своих показаниях в суде Скрынник заявил, что на него оказывали психологическое давление, обещали не заключать под стражу. «Я дрогнул, сломался, – рассказывал он суду. – Испугался за себя, но больше за свою семью, которую не мог оставить без опоры и кормильца. Все, что я делал, я делал, чтобы остаться на свободе. Можно сказать, я хотел купить себе свободу (Вероятно, имелась в виду выдача части денег, полученных от Селищевой. – Прим. автора.)».

Говоря об эпизоде с получением 1,3 миллиона рублей от Елены Селищевой за победу на поставку медоборудования для больниц, Сергей Скрынник убеждал суд, что являлся лишь секретарем аукционной комиссии, а не ее членом, и принимать судьбоносные решения не мог. Он также утверждает, что нашумевшая видеозапись из его служебного кабинета, на которой запечатлено, как он пересчитывает пачки купюр, – это сплошь монтаж. Дескать, деньги ему действительно ранее приносила знакомая, у которой он просил взаймы 400 тысяч рублей для оплаты первоначального взноса за новый автомобиль. Из этой суммы он взял 100 тысяч, которые потратил на квадроцикл для сына и другие нужды, вот и остались злополучные 300 тысяч, которые впоследствии изъяли сотрудники УБЭП ГУВД области. А Селищева, по словам Скрынника, к этим деньгам не имеет никакого отношения, она в показанный на записи день (конец декабря 2009 года) принесла ему лишь подарок к Новому году и конверт со студенческими фото, переданными их общей знакомой. Наличие видеозаписи (по данным следствия, сделанной двумя неделями ранее), где он получает от Селищевой, а затем за своим столом пересчитывает гораздо большую сумму – миллион рублей – бывший чиновник толком не пояснил.

Факт того, что взял деньги от представителя ООО «Завод Дизэт» за принятие заявки на участие в аукционе после окончания установленного срока, экс-чиновник в суде признал. Но трактовал по-своему. Мол, других участников заявлено не было – конкуренции в сфере диализного оборудования в УрФО практически нет, а он не мог оставить больных без жизненно необходимой медпомощи.

«Нарушив ФЗ, я руководствовался исключительно гуманными соображениями: я не мог допустить, чтобы из-за моей принципиальности погибли люди, поэтому согласился принять заявку по истечении срока», – объяснил свои мотивы в суде Скрынник. По его словам, представитель фирмы принес запоздавшую заявку и спиртное в благодарность (21 сентября 2009 года). После ухода визитера он отрыл пакет с документами и, дескать, с удивлением обнаружил там еще один конверт с 15 тысячами рублей.

«Я не рассчитывал увидеть деньги и растерялся, хотел даже догнать его, но потом почему-то решил оставить их себе, – рассказал суду экс-чиновник. – Я планировал отдать их в январе 2010-го, во время следующего аукциона, но не успел... (14 января Скрынник был задержан. – Прим. автора.)».

Лишен свободы и квадроцикла

Суд счел все объяснения Сергея Скрынника несостоятельными, являющимися лишь способом защиты. Все материалы, представленные стороной обвинения, в том числе и пресловутая видеозапись, признаны доказательствами его вины. Суд не нашел какой-либо заинтересованности оперативных работников антикоррупционного подразделения ГУВД и сотрудников областного следственного управления СК РФ, трудившихся над выявлением и расследованием чиновничьего мздоимства.

«В приговоре указывается, что совершенные преступления непосредственно связаны с использованием подсудимым его должностных полномочий государственного гражданского служащего, а также полномочий члена аукционной комиссии, – комментирует руководитель пресс-службы Челябинского облсуда Елена Вериго. – Суд признал несостоятельными доводы защиты о том, что Скрынник участвовал в комиссии аукциона (победителем которого было признано представляемое Еленой Селищевой ООО «Медицинские технологии») не как должностное лицо, а как приглашенное частное лицо, поскольку являлся одним из ведущих специалистов по государственным закупкам. Также суд не согласился с доводами об отсутствии корыстного мотива в действиях Скрынника по принятию документов у представителя ООО «Завод Дизэт» после истечения срока и об отсутствии намерения получить вознаграждение за эти незаконные действия. То обстоятельство, что конкретный размер вознаграждения был определен взяткодателем, не свидетельствует о невиновности Скрынника».

Помимо семилетнего срока в колонии и штрафа, суд принял решение конфисковать у Скрынника квадроцикл, купленный на деньги, полученные в качестве взятки от Селищевой.

«Решение о целесообразности кассационного обжалования приговора будет принято нами после ознакомления с текстом приговора», – отметил гособвинитель Челябинской областной прокуратуры Владимир Кислицын, просивший в последнем судебном процессе для экс-чиновника девять лет колонии и штраф в один миллион рублей.

Добавим, что представитель ООО «Завод Дизэт», изначально признавший передачу Скрыннику вознаграждения, проходил по делу свидетелем, согласно примечанию к статье 291 УК РФ (дача взятки), освобождающему от ответственности взяткодателя, если он активно способствует расследованию преступления.

Ну, а дело предпринимательницы Елены Селищевой, которой инкриминировали все ту же дачу взятки, зимой 2012 года по ее же ходатайству было прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Это не является реабилитирующим основанием, а значит, она считается привлекавшейся к уголовной ответственности. Фактически Селищева, отрицавшая причастность к коррупционному преступлению, своим согласием с решением о прекращении дела признала вину.

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА, видео Марины МАНАЕВОЙ, Александра ПАВЛОВА, монтаж Марины МАНАЕВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления