Город Александр Полозов, заместитель руководителя администрации губернатора: «Правила благоустройства города должны стать неким абсолютом»

Александр Полозов, заместитель руководителя администрации губернатора: «Правила благоустройства города должны стать неким абсолютом»

В апреле в Челябинске – в одном из первых городов-миллионников – были приняты новые правила благоустройства. Пилотный проект поддерживает губернатор Михаил Юревич. Свою точку зрения на нынешнее состояние благоустройства, проблемы и перспективы изменения окружающей среды столицы Южного Урала рассказал заместитель руководителя администрации губернатора Александр Полозов.

– Александр, на ваш взгляд, может ли этот проект существенно повысить имидж не только областного центра, но и региона?

– Челябинск – областная столица, именно его первым видят гости, прибывающие на Южный Урал. А закон первого впечатления никто не отменял. И это впечатление должно быть благоприятным. Приезжие судят о городе по известному набору критериев: внешний вид и чистота улиц, погодные условия и доброжелательность местных жителей. Потом уже вникают в детали вроде уровня сервиса или, скажем, точность работы общественного транспорта. Если благоустройство призвано в том числе создать и усилить благоприятное впечатление от города, то это та самая вещь, которой необходимо вплотную заниматься. И, кстати, я убежден, что решение вопросов благоустройства через какое-то время приведет к положительным переменам в сознании самих жителей. А это уже толчок к дальнейшему развитию городской среды.

– Как вы оцениваете уровень благоустройства Челябинска на сегодняшний день?

– Когда я переезжал из Екатеринбурга в Челябинск, то первый очень серьезно критиковали за грязь на улицах. Несмотря на то, что там несравненно более высокий уровень благоустройства, обустройства городского пространства, более интересные архитектурно-планировочные решения. Но была и остается проблема – грязь на улицах. Челябинск в этом вопросе всегда был более благополучным. Даже в это, казалось бы, засушливое лето челябинцы не страдают от пыльных бурь, в то время как для Екатеринбурга это совершенно обыденное явление. Но при всем этом вариант «чистенько, но бедненько» – это уже не для Челябинска. И кроме того, стоит сделать шаг в сторону, можно обнаружить пустыри с бурьяном выше человеческого роста, разбитые или вовсе отсутствующие тротуары. Далеко ходить не надо – все это прямо в центре Челябинска.

– В каких направлениях необходимо усилить работу?

–Я рад, что в Челябинске наконец-то появилось управление по благоустройству. Пока эти вопросы будут «пасынком у дорожников» – а именно так и было до последнего момента, – благоустройство будет лишь приложением к дорожному строительству. Закатаем проезжую часть, создадим тротуары и только после этого подумаем о благоустройстве обочин. Мне непонятно, почему благоустройством во многих наших городах, в том числе в Челябинске, занимаются дорожники, коммунальщики, но не специалисты, скажем, в сфере ландшафтного дизайна. Пока такие специалисты не будут привлекаться, будем решать эти вопросы только в одной плоскости, совершая обидные ошибки. Например, тот же Екатеринбург, имея очень компактную территорию и объективную нехватку свободных площадей, в том числе под создание зеленых зон, вовсю осваивает возможности вертикального озеленения. Почему у нас не идет дело дальше рулонных газонов и цветников, в то время как в других городах прямо в центре создают искусственные водопады, развивают крышное, террасное, балконное озеленение? Профессионалы могли бы существенно сэкономить средства муниципального бюджета: они знают, как из простейших материалов создать эффекты, которые станут достойным украшением городской среды.

– Почему именно Челябинск первым из городов Южного Урала включился в пилотный проект?

– У нас есть другие города, например Магнитка, где в отличие от Челябинска давно занялись восстановлением скверов. Еще прежний мэр поручил каждому заместителю организовать работу по привидению в порядок одного сквера в год. Организовать процесс, привлечь спонсоров, обеспечить защиту, поддержание порядка. К сожалению, пока немногие градоправители понимают, что благодаря таким общественным зонам люди чувствуют себя в городском пространстве уютнее. Город становится привлекательным. Становится меньше шансов, что свои жители уедут. Зато больше шансов, что приедут люди из других местностей. Город становится более привлекательным для рабочей силы, но что еще важнее – для мозгов, а сегодня во всем мире именно они толкают город вперед. Это просто вопрос урбанистики, стратегического развития территории. Чего не хватает не только Челябинску, но и другим российским мегаполисам, так это возведения правил благоустройства в некий абсолют. По большому счету после устава города правила благоустройства должны стать основным документом, по которому город должен жить. И эти правила должны знать и чтить все участники городского сообщества.

– Как повлияют новые правила благоустройства на инвестиционную привлекательность города и региона?

– Когда мы приезжаем за границу, то часто удивляемся, что даже самые небольшие поселения выглядят как конфетки. А все просто: там занимаются наведением и поддержанием порядка каждый день. Пусть попробует домовладелец в Европе не содержать в порядке фасад, выходящий на красную линию улицы – его обложат такими штрафами, что придется продавать дом. То же самое с прилегающей территорией. Но я понимаю владельцев небольших магазинов на первых этажах наших домов, которые сетуют: мол, бесполезно с нас драть три шкуры, если со всего балконного массива над головой «добропорядочные» граждане валят все: от окурков до телевизоров, выработавших свой срок. Тогда надо думать, какую ответственность должны нести люди за эти – по сути своей – преступления против городской среды. Нужно думать, как профилактировать нарушения и как сделать наказание за них ощутимо жестким, неотвратимым и в конечном счете эффективным.

– Все должны понять простую вещь. Раз качество нашей жизни зависит от наполненности бюджета, нужны налоги от эффективно работающего частного бизнеса. Частный капитал идет туда, где есть рабочие руки и креативно мыслящие мозги. А им, особенно последним, подавай не только широкие дороги и горячую воду, желательно без перерыва, но еще и комфортную окружающую среду. Причем представления о комфорте времен 1980-х уже не годятся. Сегодня нужен не унылый газон, а сквер с затеей. Не скучный асфальт, а тротуарная плитка. И если ожидания и запросы не реализуются, люди просто уезжают в более комфортную среду. Например, в соседний Екатеринбург.

– Вы считаете, возможно сделать Челябинск самым чистым городом в стране к 2020 году?

– Я думаю, что возможно все, но для этого нужно серьезно поработать. Недавно прочитал удивительный факт: единственная статья расходов, которая не пострадала в Латвии во время кризиса, это благоустройство. И в благополучные советские, и в трудные новые времена они тратят большие средства на покраску фасадов. И что самое интересное – деньги в основном частные. Приведете пример, когда жильцы среднего многоквартирника скинулись на обновление фасада? Впрочем, что о рядовых челябинцах? Не раз наблюдал, как из автомобиля ГИБДД на проезжую часть падает докуренная сигарета. Хотя люди в этой машине вроде как ровно за это должны штрафовать… Глядя на такое, понимаешь, что если не произойдет перемен в головах, к более глобальным целям мы не приблизимся.

– Как оцениваете нынешнее состояние окружающей среды в Челябинске?

– Редко упоминаемый, но все же зафиксированный факт. «Дорожная революция», сократившая пробки, примерно на треть сократила и автомобильные выбросы. Просто едущая на скорости машина дымит меньше, чем в режиме «газ-остановка». Главный вопрос к промышленным выбросам.

– Как областные власти выстраивают диалог с промышленными предприятиями?

– Обозначена довольно четкая позиция по этому вопросу, и, думаю, с годами она будет становиться жестче. Не далек тот день, когда металлургические предприятия в Челябинске либо действительно станут «белыми», либо им просто больше не найдется места в Челябинске. В других городах есть опыт переноса и даже закрытия заводов, чья экологичность вызывала куда меньше сомнений. В центре все того же Екатеринбурга есть Верх-Исетский металлургический завод, который входит в число самых экологически чистых предприятий отрасли в Европе. Он не фигурирует ни в каких тревожных хрониках, потому сами горожане о нем вспоминают нечасто. А другие заводы закрылись, и для города это не стало трагедией. Город наоборот получил огромные территории, которые сегодня осваивают под жилищное и деловое строительство. К слову, здесь Екатеринбург не изобретал велосипед, а пошел по пути многих европейских городов.

– Что вы лично делаете, чтобы улучшить экологию в Челябинске?

– На бытовом уровне меня с детства приучили: нет урны на улице, значит, мусор надо выбросить дома. На самом деле все просто. Мы живем в многоквартирных домах, давайте посмотрим, что у нас творится в квартирах, в подъездах? О каком порядке может идти речь на улице, когда дома порой не чище? Разгребите свой балкон или лоджию. Посадите неприхотливые бархатцы, петуньи, сделай там мини-сад. Заразите этим соседей, и, глядишь, фасад даже не придется красить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления