16 октября среда
СЕЙЧАС +5°С

У меня зазвонил... лохотрон

«Если вы позвоните прямо сейчас...» Каждый из нас слышал эту волшебную фразу. Действует она, к счастью, далеко не на всех и далеко не всегда означает что-то плохое. Но для людей разумных и осторожных призыв позвонить «прямо сейчас» – тревожный сигнал...

Поделиться

«Если вы позвоните прямо сейчас...» Каждый из нас слышал эту волшебную фразу. Действует она, к счастью, далеко не на всех и далеко не всегда означает что-то плохое. Но для людей разумных и осторожных призыв позвонить «прямо сейчас» – тревожный сигнал. Осторожно: мобильные мошенники!

Вот уже несколько лет, как количество зарегистрированных сим-карт для мобильных телефонов на территории России превышает количество трудоспособного населения. Врачи напрасно предупреждают о вреде злоупотребления мобильной связью: все (от первоклассников до глубоких стариков) давно сделали свой выбор в пользу технологий XXI века. Оборот только российской «большой тройки» – МТС, «ВымпелКома» и «Мегафона» – в 2009 году превысил 20 миллиардов долларов, и финансовый кризис не стал помехой. В 2010 году ожидается еще больший рост. Но там, где акулы любого сектора рынка ворочают миллиардами, непременно заводится и мелкая рыбка: в мутной для большинства абонентов воде сотовых технологий собирают свой скромный урожай мошенники всех мастей. Современные «наперсточники» не менее изворотливы в способах обмана и отъема кровных денежек, чем покойный О. Бендер или ныне здравствующие основатели АО «МММ». К тому же поле деятельности у них гораздо шире: мошенники от хайтека давно освоили не только зоны покрытия сотовых операторов, но и просторы Интернета.

Динамика роста преступлений в сфере высоких технологий если не потрясает, то наводит на размышления. Только на Южном Урале, по данным областного ГУВД, в 2007 году было зарегистрировано 183 преступления, в 2008 году – 198, в 2009 году – 250. Операторы мобильной связи за год отметили более чем трехкратный рост количества обращений к ним обманутых абонентов.

Масштаб преступлений даже в пределах области различается от мизерного до достаточно крупного. Одно из самых интересных преступлений зафиксировано в сентябре прошлого года. Начало похоже на сюжет очередной голливудской версии «Золушки»: на электронный адрес жителя Челябинской области пришло письмо, сообщающее, что южноуралец вытянул у судьбы счастливый билет. Оказывается, в 2006 году он унаследовал от дальнего родственника 12 миллионов фунтов стерлингов! Дело за малым: для оформления наследства необходимо по системе электронных переводов оплатить работу адвоката и перевод документов на английский язык. Охваченный золотой лихорадкой гражданин в короткие сроки продал собственную квартиру, отправил деньги по Western Union на адрес уведомителя... и, естественно, остался без квартиры, без денег и без покойных заграничных родственников. Отделом «К» областного ГУВД возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Мошенничество», в ходе расследования всплыло еще несколько похожих эпизодов, по которым до сих пор продолжается следствие. В случае успешного его завершения преступникам грозит до десяти лет лишения свободы.

Но это, так сказать, частный случай. Гораздо более распространены мелкие аферы, когда «цифровые бендеры» покушаются не на квартиры потенциальных жертв, а всего лишь на их телефонные счета. Самая примитивная «разводка» проходит так: из старой газеты объявлений или архива соответствующего сайта извлекается телефон намеченного «лоха». Далее следует звонок и душещипательная история.

«Виктория! – взывал к одной коллеге автора неизвестный абонент. – Я покупал у вас полтора года назад автомобиль. Я попал в аварию на трассе по дороге в Пермь! Я не могу вызвать спасателей! Здесь такие высокие тарифы на связь! Молю вас, переведите на мой счет хотя бы триста рублей! Вы моя последняя надежда!»

Коллега, помявшись, перевела деньги. Пусть не триста, но – стольник, успокоить совесть. Дело было 25 января 2010 года. Ровно через неделю, 31 января, телефон зазвучал вновь. «Виктория! Вы моя последняя надежда!..»

«Позвольте! – возмутилась Виктория. – Я была вашей надеждой неделю назад!»

Телефон неразборчиво матюгнулся и выключился. После рассказа коллеги автор пробовал позвонить по сохраненному ею номеру: 8-919-065-89-41. Трубку упорно не брали.

«Ничего удивительного, – прокомментировали в милиции. – Для таких мелкомасштабных афер используются, как правило, одноразовые, краденые номера. Получив от неизвестного абонента просьбу о помощи, нужно сначала проверить информацию, а потом уже заниматься благотворительностью».

Давление на жалость или жадность – пожалуй, самый распространенный способ охоты на доверчивых граждан у мошенников всех мастей, от фальшивых нищих до ушлых пользователей Интернета. «Это мама (дочь / брат / твой пупсичек), срочно вышли денег!», «Вы выиграли миллион, пошлите SMS на короткий номер!..», «С твоей машиной что-то неладно, не могу вызвать милицию!» Не забудем и про сайты знакомств и спам-рассылку: «Я красивая блондинка 90-60-90, но не могу позвонить тебе, пришли код карты оплаты, милый!»; «Помогите собрать деньги на лечение мальчика Паши!» Здоровый скептицизм по отношению к непроверенной информации – лучшая профилактика к таким разводкам. Но случается и примитивный, казалось бы, шантаж. Ткнули на безобидную ссылочку в Интернете – и получили невыводимую никакими подручными средствами заставку на компьютере с пятью разгоряченными неграми и томной блондинкой. А по краю экрана – лаконичная надпись: хотите, мол, избавиться от напасти, звоните или эсэмэсьте на короткий номер, получите код «лекарства». И звонят ведь, и получают «минус 1000 рублей на вашем счете», и стесняются обратиться в органы и пожаловаться на мошенников...

«Вирусные атаки в Интернете проходят волнами, как только разрабатывается очередной «троян», – комментирует пресс-секретарь челябинского филиала «ВымпелКом» Евгения Кох. – Есть и другие способы обмана. Дело в том, что каждый мобильный оператор работает с множеством так называемых контент-провайдеров. Это организации, предоставляющие платные информационные услуги, пересылку определенной информации, заказ товаров и услуг по Интернету. Некоторые из них, увы, оказываются недобросовестными. И мы, и наши коллеги – другие операторы – по мере сил отслеживаем таких обманщиков, снимающих с клиентов лишние деньги, и прекращаем всяческие отношения. В любом случае, если с вашего мобильного счета пропала после какой-то операции крупная сумма – необходимо немедленно обратиться в сервисную службу своего оператора и в правоохранительные органы. По заявке той же милиции все операторы немедленно выдают подробную историю пострадавшего абонента, а по ней уже можно найти злоумышленников».

Где мошенники находят номера будущих жертв? Самое смешное, что вовсе не в живописуемых параноиками от Интернета «ворованных адресных базах крупных компаний». Достаточно чуть-чуть фантазии. Напомним: телефон коллеги Виктории вкупе с информацией о продаже автомобиля благополучно пролежал в подшивке «Из рук в руки» или в архиве сайта объявлений около полутора лет. И кто мешает рискнуть и набрать номер наугад?

Наивно было бы думать, что электронных мошенников интересует только пополнение их электронного счета. Развитие электронных технологий и все большее распространение безналичного расчета привело в последние годы к тому, что с помощью мобильника мы не можем оплатить разве что покупку пакета кефира в местном супермаркете. Затраты аферистов сводятся, как правило, к цене звонков и сообщений, интернет-трафика и комиссий за перевод денег из одной природы в другую. Содержимое мобильного счета, попав к очередному цифровому гению, преображается в Web-money, «Яндекс-деньги», абсолютно легально мутирует в любую из других платежных систем – и уже готово к употреблению. На эти виртуальные деньги, вполне реально покинувшие ваш кошелек, можно покупать фильмы и автомобили, запчасти к компьютеру и девушек легкого поведения. Еще немножко старания, еще одна комиссия – и электронные деньги превращаются в счета в банках, то есть их можно обналичить.

С подобными преступлениями борется – и достаточно успешно – созданное в структуре МВД еще в 2000 году подразделение, последние семь лет носящее название отдел «К». электронные стражи порядка предупреждают: доверяй, но проверяй, большинство аферистов – неплохие психологи, как и их предки – наперсточники с вещевых рынков. Мобильные операторы также ведут профилактическую работу: действия мошенников вредят прежде всего имиджу компаний мобильной связи. Предлагают новую платную услугу – позвони в сервис. Сам оператор никогда не выполняет никаких действий на основании только устной договоренности! И даже если услуга реальна – жди подвоха. Закажешь «кач» аудиокниги или фильма за 500 рублей, получишь за те же деньги красивую картинку. Потом, конечно, оператор разберется с мошенником, но деньги тебе это вряд ли вернет...

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Екатерина
    31 мар 2011 в 11:07

    с компанией ютел подписан договор от 18.05.2010, тарифный план "коннект +" на протежении 5 месяцев я исправно платила по 300р. в месяц. с 20.10.2010 я обнаружила задолжность в размере 1664,15. я написала притензию на которую ответ я так и не получила (прошло 5 месяцев) я неоднократно обращалась в сервисный центр - на что я получила ответ, вам придет письмо с ответом на притензию. 14.03.2011 пришло письмо с повесткой в суд, 17.03.2011 пришло письмо с квитанциями к оплате на сумму: задолжность за услуги связи 1664,15 и возмещение расходов по взысканию 1990,00.- вот эта сумма вообще не понятно за что? в нашем сервесном центре ничего объяснить не могут, в суде сказали что оплатить нужно только 1664,15, а вторую квитанцию не оплачивать.

    Дмитрий
    3 мая 2010 в 17:38

    А куда жаловаться, если такое сообщение пришло? Ведь это попытка завладения денежными средствами обманным путем! Уголовное дело!

    Алёна
    8 апр 2010 в 12:21

    Сама я недавно влипла в историю. Прошла тест (сейчас уже неважно какой) в инете, и мне в ответ , хотите узнать о результате пришлите сообщение **** ( уже не помню какое) на короткий номер ****. Обещали что СМС стоит всего 2 руб., а сняли 204 руб. Обидно. Но я узнала, что есть служба поддержки обманутых абонентов которым возвращают их деньги. Сначала не поверила, но когда они смогли мне вернуть деньги, очень возрадовалась. Если моя информация кому то еще поможет буду только рада. Даю ссылку на сайт поддержки http://www.a1help.ru/index3.php.
    Добивайтесь правды и у вас тоже все получится, как получилось у меня.