11 июля суббота
СЕЙЧАС +34°С

Религиозный эксперимент: пока мимо нас

В 19 регионах России стартует очередной образовательный эксперимент: в школьную программу с 1 апреля на равных с физикой и литературой войдет новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Однако челябинским школьникам в ближайшие два года..

Поделиться

В 19 регионах России стартует очередной образовательный эксперимент: в школьную программу с 1 апреля на равных с физикой и литературой войдет новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Однако челябинским школьникам в ближайшие два года это не грозит. Южноуральцы решили сначала дождаться результатов от соседей, тем более что мнения по поводу нововведения бытуют весьма разные.

Вообще-то, даже странно, что Челябинская область не попала в число участников эксперимента: федеральные власти успели обкатать на нас множество разных «пробников» от образовательного ЕГЭ до строительно-социального «Доступного жилья». Однако религиозные азы первыми начнут на этот раз изучать курганские соседи. Почему?

«Потому что в области еще не создана база для введения нового предмета, – считает начальник отдела образования и катехизации Челябинской епархии, отец Евгений Побирченко. – В Челябинске работает одна-единственная православная гимназия, а в той же Тюмени их не меньше 12. С другой стороны, у нас есть лишние два года, чтобы как следует подготовиться к внедрению нового предмета».

Уточним, кроме православной гимназии в Челябинске действует еще и Еврейская школа, но погоды она явно не делает: количество учеников в этом учреждении не превышает нескольких десятков, госаккредитация отсутствует. Учрежденная восемь лет назад ЧелГУ и епархией православная гимназия, правда, тоже пока не поражает воображение: 136 учеников, аккредитовать частное учебное заведение его директор, отец Алексей Егоров, надеется этим летом по результатам выпускных экзаменов, которые гимназисты будут сдавать в муниципальной школе. Но у гимназии по крайней мере есть перспектива: полученное в прошлом году здание и надежды на государственное финансирование позволяют руководству школы надеяться на увеличение числа школьников до 350 человек. Пока сделать это затруднительно: плата за обучение в частной школе с гуманитарно-православным уклоном составляет 3,5 тысячи рублей, плюс питание, форма, учебники... Пока далеко не все родители могут себе позволить отдать детей учиться не только физике с химией, но и правильному пониманию православия.

Итак, в ближайшие два года религиозное воспитание в Челябинской области останется прерогативой редких факультативов и энтузиастов от РПЦ, ислама и других конфессий.

«Оно и к лучшему, – считает начальник управления образования Челябинска Александр Кузнецов. – Я бы не стал торопиться с введением нового предмета. Начинание, безусловно, благое, но оно должно учитывать отношение участников образовательного процесса – учителей, родителей, самих детей. Формальное преподавание религиозной культуры убьет идею на корню. К тому же практика показывает: предмет, которому отведен один час в неделю – а на религиозные культуры и светскую этику предполагается выделить именно столько, – неэффективен. Мне кажется, воспитание человека, в том числе и воспитание религиозное, зависит не столько от обязательного обучения, сколько от благоприятной образовательной среды. Не секрет, что есть школы, где между учениками и педагогами сложились теплые, доверительные отношения, а есть такие, где во главу угла поставлена исключительно передача ученикам каких-то сведений. Создание нужной среды, отработка методик подготовки педагогов, другие организационные моменты – все это требует времени».

С этим, кстати, согласны и священники. Как сообщил Евгений Побирченко, в Челябинском институте дополнительного педагогического образования скоро начнется разработка программ по подготовке преподавателей для данного предмета. Вернее, по сути, шести курсов в рамках одного предмета: как предполагается, ученики 4-5 классов смогут выбрать для изучения основы православной, иудейской, исламской, буддийской культур, общий курс по основным мировым религиозным культурам или светскую этику. Так что о засилье и продвижении именно православия в многоконфессиональной России говорить не приходится.

Сложнее, думается, с созданием той самой образовательной среды. Все-таки предполагается, что прошедшие курс «религиозной культуры» школьники будут не столько сыпать псалмами Святого Писания или сутрами из Корана, сколько станут более духовными, гуманными, воспитанными в уважении к ближнему. Словом, уйдут от сегодняшней приземленности, которую отмечают в подрастающем поколении россиян все – от обывателей до высших чиновников. Единичные примеры такого воспитания есть. Но для той же православной гимназии, созданной, кстати, с благословения самого Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, несмотря на светский характер образования, преподавание православной же культуры органично и естественно. Удастся ли проделать такой фокус с далекими от религии светскими муниципальными школами – а таких в области абсолютное большинство, – большой вопрос.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!