Город Новогодний «салют» от Госпожнадзора

Новогодний «салют» от Госпожнадзора

С начала 2010-го в Челябинской области Госпожнадзор (ГПН) провел около сотни проверок торговцев фейерверками и привлек к административной ответственности 50 организаций. Но сами инспекторы в канун Нового года результатами...

С начала 2010-го в Челябинской области Госпожнадзор (ГПН) провел около сотни проверок торговцев фейерверками и привлек к административной ответственности 50 организаций. Но сами инспекторы в канун Нового года результатами довольны – это гораздо меньше, чем в 2009-м. После трагедии в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» контролирующие органы настороженно относятся к продажам пиротехники в российских городах. Корреспондент Chelyabinsk.ru, побывавший 22 декабря вместе с сотрудниками ГПН на проверке магазинов, реализующих «зажигательные» атрибуты, убедился, что гром грянул, люди перекрестились.

Сотрудники ГПН прогнозируют, что пик продаж начнет нарастать с грядущего понедельника, а пока предупреждают: к праздничным фейерверкам надо относиться как к любому другому потенциально опасному товару. Те же автомобили за месяц калечат и убивают в разы больше людей, чем пиротехника за год. За 2009 год из-за неправильного использования последней произошло 11 пожаров, за 2010-й – только пять. Но расслабляться все равно не стоит: красивые огненные цветы в праздничном небе – следствие срабатывания заряда, сравнимого или даже превосходящего по мощности взрывчатку в ручной гранате. А «таблетка» из фосфора или магния на кончике красиво полыхающей ракеты или «римской свечи» способна прожечь насквозь стекло автомобиля – температура горения в них достигает 2-2,5 тысячи градусов по Цельсию. Но, несмотря на это, фейерверки считаются бытовыми товарами, разрешенными к продаже обычным гражданам. Правда, не все и не для всех.

«Бытовая пиротехника делится на три класса опасности, – рассказал в ходе устроенной специалистами ГУ МЧС по Челябинской области проверки менеджер по продажам сети магазинов фейерверков «Большой праздник» Дмитрий Луценко. – К первому относятся самые «безобидные» изделия – петарды, бенгальские свечи, хлопушки. Закон не возбраняет применять их даже дома, но мы все равно не рекомендуем. Тот же бенгальский огонек – это, в первую очередь, искры, способные прожечь одежду или скатерть, это дым, после которого приходится проветривать помещение. Второй класс – изделия типа «фонтанов» и третий – салютные батареи разной мощности – можно применять только на улице. Радиус опасной зоны для второго класса – пять, для третьего – 20 метров. В этом пространстве не должно находиться людей, животных, зданий, легковоспламеняющихся материалов. Четвертый и пятый классы опасности – это уже профессиональные изделия, которые нельзя ни купить, ни использовать без специального разрешения. Трубы большого калибра, специальные фитили, грамотный персонал – то есть то, что мы наблюдаем во время праздничного салюта на День города или 9 Мая».

Впрочем, у бытовой пиротехники возможностей тоже хватает. И порадовать людей, и, не дай Бог, искалечить. Случаи такие редки, но случаются. В Госпожнадзоре до сих пор вспоминают печальную судьбу магнитогорского предпринимателя: несколько лет назад он, вытаскивая из машины коробку с несколькими салютными батареями, поскользнулся и уронил товар. В одной из батарей сдетонировал пороховой заряд и бизнесмен остался без руки и ноги и получил многочисленные ожоги.

По словам начальника отдела лицензирования управления Госпожанадзора ГУ МЧС по Челябинской области Дмитрия Плеханова, правила эксплуатации пиротехники, в принципе, просты. Запускать салют только с ровной горизонтальной площадки (если со снега – то как минимум утрамбованного ногами), поджигать фитиль с вытянутой руки, не пытаться изобразить крутого взрывника и пустить ракету или римскую свечу с рук. И, главное, (а в праздники, увы, для многих – самое сложное) не делать этого пьяным. Дети? Продукцию первого класса разрешено продавать детям, начиная с 14 лет, но сами же торговцы рекомендуют совершать покупки исключительно взрослым. А ребятня пусть полюбуется на буйство красок где-нибудь в сторонке. Ну и, чтобы не рисковать понапрасну, покупать только сертифицированную продукцию.

Здесь рецепт тоже несложен. Заранее отметаем лотки и киоски на рынках – там по определению не может быть грамотного специалиста-консультанта, да и качество продукции вызывает сомнения. Вот слов «Произведено в КНР» пугаться не надо. Большая часть сертифицированного для продажи в России товара, например, под торговыми марками «Большой праздник» или «Салюты России», как ни парадоксально родом как раз из Поднебесной. Китайцы, в свое время первыми придумавшие фейерверки, по большому счету продолжают оставаться лидерами в этой индустрии и сегодня. Но упаковка фирменной продукции выполнена целиком на русском языке, пожарные инспекторы утверждают, что даже грамматическая ошибка в описании товара уже должна насторожить. И уж, конечно, никаких наклеек с таинственными иероглифами или надорванной упаковки! Последний штрих – знак Ростеста и срок годности. Просроченной пиротехникой, как и любым другим товаром, нельзя торговать в принципе. Большая часть травм при запуске фейерверка получена как раз из-за того, что забывшие поговорку про сапера и ошибку граждане лезут проверять, когда же догорит отсыревший фитиль на батарее. И получают, соответственно, залп – хорошо если не в лицо.

Другой вариант – качественные отечественные изделия. Например, от родного для южноуральцев завода «Сигнал». Но тут ассортимент особым разнообразием не порадует: челябинское предприятие производит либо спецпиротехнику (сигнальные заряды для тех же охотников), либо продукцию четвертого и пятого – профи-классов. Обыватель может порадовать себя сравнительно небольшой линейкой салютных батарей и «фонтанов» или простейшими бенгальскими огнями.

Выгода покупки в профессиональном магазине или специализированном отделе в солидном гипермаркете еще в одном: консультант-професисонал сможет внятно объяснить, что же вы именно покупаете. На пальцах описать пятнадцатиминутную фантазию конечно сложно. И текст на коробке с салютной батареей ясности тоже не внесет. Процитируем: «Изделие пиротехническое, эффект: восемь залпов серебряными кометами со шлейфом разрываются алыми и зелеными хризантемами с мерцанием». Не очень, согласитесь, понятно. Так же сложно и определить вкус блюда, зная лишь его состав. На помощь приходят демонстрационные видеоролики – уважающие себя продавцы снимают их для каждого конкретного набора пиротехники.

Еще один немаловажный аспект – конечно же, стоимость. Кстати, розничная цена на качественную пиротехнику в Челябинске осталась практически неизменной аж с лета 2009 года. Что не может не радовать, особенно если вспомнить про подорожавшие за год почти вдвое елки – еще один атрибут Нового года. Пиротехнику можно выбирать на любой кошелек – от 11 рублей за бенгальскую свечу до 28 тысяч рублей же за «Королевский салют» – батарею на 300 залпов. Большинство, впрочем, ограничивается несколькими небольшими батареями и ракетами общей стоимостью в полторы – две тысячи рублей. В подземном переходе такой же ассортимент можно приобрести вполовину дешевле – со всеми описанными выше негативными последствиями. Но на стопроцентный отказ от «левой» продукции даже те же пожарные не надеются.

«Мы много раз обращались к гражданам, убеждали не покупать пиротехнику с рук, рассказывали об опасности, – сетует Дмитрий Плеханов. – Проверки последних недель показали, что и сами торговцы контрафактом стали куда как осторожнее. Тем не менее, не сомневаюсь, что с понедельника, в последние предновогодние дни, в мелких магазинчиках, на рынках и в подземных переходах этот лежалый товар все-таки появится – ведь на долгую торговлю продавцы контрафакта не рассчитывают, для них главное – успеть снять сливки во время предновогоднего ажиотажа. И воздействовать на них ничем, кроме административных штрафов, мы, увы, не можем».

Кстати, на днях пожарной безопасностью озаботились и муниципальные власти. Первый заместитель главы администрации Челябинска Наталья Котова подписала распоряжение «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории города Челябинска в ходе подготовки и проведения новогодних и рождественских праздников 2010–2011 года», прямо запрещающее использование пиротехники в помещениях. Но ясно, что это – вынужденная мера. Несколько лет назад мэрия вообще пыталась запретить любые салюты на территории города, кроме организованных профессионалами по заказу властей. Выяснилось, что это противоречит федеральному законодательству. Так что в полночь 31 декабря каждый может пулять в небо красивыми красками сколько угодно душе и кошельку. Вот только не прибавить бы после этого погорельцев...

Фото: Видео предоставлено пресс-службой ГУ МЧС по Челябинской области
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления