RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

745мм 66%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Город Дмитрий Вяткин, депутат Госдумы: «Если в Екатеринбурге удобно заниматься бизнесом, то в Челябинске должно быть удобно жить»

Дмитрий Вяткин, депутат Госдумы: «Если в Екатеринбурге удобно заниматься бизнесом, то в Челябинске должно быть удобно жить»

Сайт Chelyabinsk.ru открывает новую рубрику «Челябинск-2020», в которой известные и авторитетные для Южного Урала люди выскажут свою точку зрения на стратегию развития региона и его столицы до 2020 года, а также экологическую составляющая этих долгосрочных планов. А первым нашим гостем стал депутат Государственной думы Российской Федерации Дмитрий Вяткин.

– Дмитрий Федорович, вы бы хотели, чтобы Челябинск стал к 2020 году самым чистым городом на планете?

– В городе, где есть металлургическое производство, добиться этого, наверно, невозможно. При условии сохранения этого производства, конечно. Но ведь там работают тысячи людей, это налоги, за счет которых живет не только областной центр, но и весь регион. А вот минимизировать эти риски мы можем. Здесь без настойчивости государства и понимания со стороны собственников предприятий не обойтись. Необходимо, чтобы был соблюден баланс интересов: завод должен получать прибыль, но не забывать про экологию. А поскольку областные власти достаточно настойчиво действуют в этом направлении, думаю, баланс будет найден.

От чего мы должны избавиться – так это от имиджа грязного региона. О нас двоякие представления в стране, мире. С одной стороны, мы считаемся чуть ли не вселенской помойкой, и некоторые СМИ открыто об этом говорят, припоминая «Маяк», Карабаш, Муслюмово, Течу. А с другой стороны, нас называют Уральской Швейцарией. Пока что нам далеко до Швейцарии. Пройдя по любому туристическому маршруту, мы увидим только горы мусора.

Года два назад мы с товарищами ходили до Откликного (Откликной Гребень – одна из вершин хребта Большой Таганай – Прим. автора). Так нам пришлось полдня потратить на то, чтобы в радиусе 50 метров от стоянки убрать мусор, оставшийся после «коллег» – диких туристов. Мешки полиэтиленовые были везде: на деревьях, в кустах, в ручье. В такой лес никто заходить не захочет. А зайдет, так будет вести себя как все… Как раньше, да и сейчас делается: достаточно просто взять рюкзак, палатку, еду и пойти куда хочешь, где хочешь остановиться, костер разжечь. И зачастую никто даже не задумывается о том, чтобы унести с собой принесенный мусор. А ведь с точки зрения «нового экологического мышления» – это даже не вчерашний, это позавчерашний день. Совершенно очевидно, что от «дикого» туризма, как бы это ни было грустно, придется постепенно отказываться.

Что такое дорога до горы Иремель? Это почти 15 километров помойки. А вот экотропа до хребта Зюраткуль – это отличнейший тротуар с местами для отдыха, беседками, урнами. Хочется туда еще раз приехать, детей сводить, гостей области привезти. Я вижу развитие пешего туризма в регионе в том, чтобы облагораживать и делать цивилизованные пешеходные маршруты. Может быть, даже, чтобы попасть на них, придется платить какие-то небольшие деньги, но понятно кому и понятно за что. Не маяться, по колено в грязи, мусоре не лазить, и машину где-то под охраной оставить.

К 2020 году количество таких пешеходных маршрутов должно составить несколько десятков по всей области. На Таганае, Иремеле, Уреньге, Ицыле, Александровской сопке, в районе Ильменского заповедника, на Тургояке. Даже на острове Веры нужно делать тротуары, чтобы «ни влево, ни вправо» не ходили.

– Но ведь совсем закрыть лес от людей невозможно...

– Это, конечно, утопия. Всегда найдутся те, кто хочет бродить по чащам-болотам-нехоженым тропам, но таких меньшинство. Остальным надо, чтобы было красиво, чисто, безопасно и удобно. Мы могли бы на том же Таганае предотвратить смерти, оборудовав пешеходную тропу средствами оповещения, связи. Там же люди теряются регулярно, один-два несчастных случая в год стабильно, а эта тропа-то «детсадовская».

«Дикие» туристические потоки должны быть сведены к минимуму, нужно большую часть пеших туристов направить по «экологическим маршрутам». Иначе к 2020 году от нашей прекрасной природы просто ничего не останется. Мы ее загадим и убьем. Уральская природа, несмотря на всю величественность, на деле очень хрупкая.

Да, на это потребуются огромные средства. И наивно было бы полагать, что эти пешие маршруты начнут давать бешеную прибыль. Установи большую плату – и люди не станут платить, будут обходить, пролазить тропками. Пока все проекты в сфере туризма на территории Челябинской области – дорогие, но это вложение в будущее. Только так мы сможем сохранить Урал для наших детей и внуков.

Выход, возможно, в частно-государственном партнерстве. Бюджету точно придется туда вкладываться, если мы хотим эту природу сохранить. Частные собственники тоже могут привлекаться, но это, скорее, будет некая «экоблаготворительность». И нужно менять психологию. Надо начать привыкать к мысли, что мы будем ходить только там, где созданы условия, где есть возможность для этого.

– К чему еще должен стремиться регион к 2020 году?

– Если говорить о стратегии развития Челябинской области, то нужно смотреть, что у нас есть, чего мы хотели бы добиться, и что уже есть у наших соседей. Свердловчане начали свою стратегию разрабатывать в конце 90-х годов: они решили сделать Екатеринбург крупнейшим транспортным, логистическим узлом. С тех пор прошло больше десяти лет, и они в этом направлении добились очень больших успехов.

К сожалению, команде Михаила Юревича досталось в этом плане достаточно сложное наследство, потому что время потеряно. Транссиб фактически идет не через Челябинск. Старый Транссиб через нас, конечно, проходит, но реально через какой город следует поезд Москва–Владивосток? Через Екатеринбург. Там же создан мощный авиационный транспортный узел, а ведь в конце 90-х Кольцово – это был такой же заштатный, провинциальный аэропорт, что и у нас, но свердловчане сумели привлечь инвесторов и создать что-то приличное. Теперь это позволяет проводить международные саммиты самого высокого уровня, и думаю, им будет не стыдно принимать гостей чемпионата мира по футболу 2018 года.

Скажем честно, при всех плюсах и достоинствах Челябинска догнать Екатеринбург в плане развития аэропорта будет сложно, если не невозможно. Но у нас есть другие преимущества. Если проехать там и здесь за рулем автомобиля – становятся понятны эти преимущества. Как говорят некоторые мои знакомые, в Екатеринбурге удобней делать бизнес, а в Челябинске удобней жить. Вот в этом как раз и может заключаться стратегия развития Челябинска. Сделать город удобным, наиболее приятным для жизни.

В этом смысле команда Михаила Юревича, еще работая в городе, с 2005 года выбрала совершенно правильный вектор: строительство и реконструкция дорог, благоустройство дворов, ремонт жилья, освоение новых строительных площадок. При этом стали наводить порядок с хаотичными методами застройки городских территорий. Это, конечно, вызывало противодействие. Никто не хотел отдавать лакомые куски и работать по правилам. Заставили. И будут заставлять.

Город за последние пять-шесть лет изменился до неузнаваемости в лучшую сторону. Согласно данным минрегионразвития, Южный Урал – один из лидеров освоения федеральных средств по программе реформирования ЖКХ. Новые дорожные развязки помогают стать городу единым организмом. Однако количество автотранспорта растет бешеными темпами, и в дальнейшем, конечно, больше придется уже не механическим расширением дорожного пространства, ремонтом полотна, строительством новых дорог, а управлением транспортными потоками, регулированием движения. Необходимо будет, в том числе, устанавливать современную автоматику, которая будет отслеживать загруженность улиц и управлять светофорами в зависимости от трафика: пропускать больше машин или чуть притормаживать движение. А ведь Екатеринбург уже сейчас как не регулируй, а центр города перегружен – узкие улицы расширять некуда, и они в этих тисках будут биться бесконечно. В Челябинске – совершенно другая картина.

– У нас «дорожная революция» сопровождается еще и массой протестов природозащитников...

– Я тоже читаю форумы и знаю, что пишут там «защитники леса». Я по этому поводу скажу следующее: заниматься дорожным строительством и не трогать деревья, не вырубать их или не пересаживать – просто невозможно. Гораздо важнее для «легких города» не ворчать по поводу вырубки плотного кустарника вдоль улицы Худякова, а требовать навести порядок в самом городском бору, обратить внимание, как ведут себя там сами жители. Не новые дороги, а сами горожане напрямую угрожают бору, поскольку совершенно непотребно ведут себя: жгут костры, разбрасывают мусор.

Еще одна важнейшая задача, уже областного масштаба, – полноценно связать промышленный и густонаселенный восток области (Челябинск, Копейск) с туристической горнозаводской зоной. Нам нужна принципиально новая М-5: четырехполоска с нормальным покрытием и развязками, от Аши и до границы с Курганской областью. И это уже не только областной проект, а общенациональный, если хотите. Дорога между востоком и западом страны идет как раз через нас. Если мы хотим, чтобы эту дорогу не «перехватили» наши соседи с севера или юга, чтобы она и впредь шла через нас, значит главная задача сейчас – выбивание денег на реконструкцию и строительство М-5.

Как только она будет коренным образом реконструирована, для области это будет фантастический эффект. Кстати, без нормальной дороги любые планы по развитию экотуризма, курортов, в том числе горнолыжных – все это пустой звук. Хотя я прекрасно понимаю, что это не миллиарды, это, возможно, сотни миллиардов рублей. Но на то это и стратегия, чтобы планы были грандиозными. Это задел на будущее, а не для решения сиюминутных задач.

Одним словом, необходимо некое благоустройство Челябинской области. С учетом урбанизации, которую остановить невозможно, нужно чтобы в крупных городских агломерациях была создана благоприятная среда, жизнь стала комфортнее.

Причем рабочие места должны создаваться не только и не столько на промышленных предприятиях, но в первую очередь в сфере нематериального производства: услуг, торговли, туризма, науки и высоких технологий, искусства. Город должен производить интеллектуальный продукт, а для того, чтобы привлечь людей творческих, необходимо создать комфортные и безопасные условия для жизни.

Эта стратегия уже реализуется. Все больше и больше людей приезжают сюда, чтобы остаться здесь работать, жить, купить жилье. И мы должны привлекать к нам не только дешевую рабочую силу, а специалистов, «мозги». И у нас есть все возможности, предпосылки для этого.

– Насколько приоритетна тема экологии в этой стратегии?

– А это то, собственно, чем и занимается команда губернатора: создание нового имиджа региона как территории с благоприятным инвестиционным климатом, благоприятной экологией. Территории, где возможно развивать не только тяжелую промышленность, но и другие направления. В том числе и создавать «интеллектуальный продукт». Это в первую очередь связано с посылом, что Челябинск – та территория, где удобно жить и откуда не хочется никуда уезжать.

– А привлечение инвестиций, появление новых производств, планы по строительству атомной станции не противоречат экологической безопасности региона?

– Я бы не ставил в противовес строительство атомной станции и сохранение экологической безопасности. Это не противоречащие и не взаимоисключающие друг друга задачи. Область энергодефицитна, причем уже давно. Мы все вспоминаем про Чернобыль, но такого типа реакторы уже давно никто не строит. И на «Фукусиме» реактор был 70-х годов постройки, и установлен он не просто в сейсмоопасной зоне, а на берегу океана, что вдвойне опасно. Нынешние технологии строительства атомных станций безопасны, а у нас на Урале нет сейсмической опасности, как в Японии. Зато у нас есть высококлассные специалисты и возможность подготовки новых кадров. В Челябинской области можно и нужно строить атомную электростанцию. Это не просто решит проблему энергодефицита, это повлечет развитие целой отрасли, «потянет» за собой всю экономику, даст толчок к развитию нашего региона.

Очевидно, что у нас в области процветает радиофобия. И она подогревается, в том числе извне. Вне всякого сомнения, зарубежные конкуренты химкомбината «Маяк» очень заинтересованы в поддержании этой истерии, чтобы контракты перехватывать. Я уж не говорю о том, что наши конкуренты на мировой арене заинтересованы в том, чтобы угробить атомную промышленность в Российской Федерации. Угробить ее просто под корень. Нет предприятия – нет специалистов. А ведь это в конечном счете влияет на безопасность страны в целом.

Да и вообще, инвестиции, другие новые производства и экология тоже не взаимоисключающие вопросы. Экология не означает отсутствие промышленности как таковой. Если стремиться к тому, что совсем никакого воздействия на окружающую среду не оказывать, то выход один – создать зону отчуждения, выселить всех людей и оставить все как есть. Но куда мы отсюда денемся? Мы ведь все тут живем…

Чтобы начать говорить серьезно об экологии, давайте посмотрим хотя бы на то, как мы выбрасываем мусор. Мы его сортируем? Нет. Перерабатываем? Нет. Строительство мусоросжигающих и мусороперерабатывающих заводов сразу принимается общественностью в штыки: мол, сколько вредных выбросов будет. Но нам скоро просто некуда будет утилизировать мусор. В некоторых территориях области свалок-полигонов уже не хватает.

В Европе домохозяйки уже давно привыкли сортировать все на три ведерка (а то и больше): стекло, бумага, пищевые отходы. Попытка ввести это в Челябинске энное количество лет назад провалилась. Мы так не привыкли, нам так неудобно…

Главная задача – к 2020 году всем нам коренным образом начать думать по-другому, сменить психологию.

– Что лично вы готовы сделать для этого?

– Моя работа как депутата делится на два больших блока. Первый – законотворчество, участие в совершенствовании уголовного законодательства, а также законодательства об административной ответственности. Здесь поле непаханое.

К примеру, совершенно очевидно, что Кодекс об административных правонарушениях сейчас, к сожалению, не выполняет своей задачи. Очень неудачно сформулированы составы экологических правонарушений, они отстали от реалий жизни. Значительная часть статей КоАП вообще почти не применяется. Нет увязки КоАП с Уголовным кодексом, а ведь если гражданин совершает административное правонарушение, третий, пятый, десятый раз – это повод задуматься, что воздействие на него рублем в чувство не приводит.

Размеры штрафов за нарушения экологических норм и правил смехотворны. Да и штрафы зачастую нарушители не платят. Значит нужно подумать о более жестких мерах. Об этом говорил еще в 2009 году президент России в своем послании – нужно вернуться к использованию административной преюдиции: привлекать к уголовной ответственности в случае неоднократного совершения административного правонарушения. Отсутствие этой связи порождает безнаказанность и безответственность. Размеры штрафов за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования также необходимо пересматривать в сторону увеличения – как для граждан и должностных лиц, так и для организаций.

Вторая часть работы – здесь, в Челябинской области, – это участие в воспитание подрастающего поколения, в том числе через Общественный совет при Законодательном собрании области по патриотическому воспитанию и военно-шефской деятельности, который я возглавляю. Патриотизм означает не только готовность к служению Родине, но и отношение к природе родного края как к своему дому. Все мероприятия, проводимые для школьников под эгидой Общественного совета, будь то походы, военно-спортивные лагеря, экскурсии, обязательно включают в себя и природоохранную, экологическую составляющую. Сходил в лес – принеси с собой мусор, наведи порядок там, где побывал… Простые и банальные правила, но именно с них начинается бережное отношение к природе…

Одними запретами не обойтись ни в одном деле, важно воспитание. Главная угроза экологии исходит от нас самих. Пока большинство граждан не поймут, что мусор, выброшенный не там где надо, убивает в перспективе не меньше людей, чем какой-то локальный катаклизм, ничего не изменится. Необходимо изменение в психологии, для этого надо относиться к территории своего региона как к своей собственной. Не как к объекту имущества, который можно продать, заложить и сдать в аренду, а как к своей родной земле, которую не стыдно оставить после себя нашим детям и внукам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления