RU74
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Челябинске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

2 м/c,

вос.

747мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город На пути к универсальной электронной карте

На пути к универсальной электронной карте

В Челябинской области на сегодняшний день выпущено более 500 тысяч карт разного вида, по которым ежемесячно совершается более шести миллионов поездок. Картами активно пользуются более 50 категорий льготников...

В Челябинской области на сегодняшний день выпущено более 500 тысяч карт разного вида, по которым ежемесячно совершается более шести миллионов поездок. Картами активно пользуются более 50 категорий льготников. Кроме того, применяется технология электронных кошельков для обслуживания «общегражданских» карт, с помощью которых можно оплачивать проезд на всех видах общественного транспорта. Компания Уралинфотек входит в состав рабочей группы по разработке универсальной электронной карты и связывает будущее именно с развитием этих технологий.

Социальные и транспортные карты: начало

Проект «Социальная карта челябинца» появился в 2002 году. Первый этап внедрения автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП) начался при поддержке администрации Челябинска. Позже в системе начали действовать транспортные карты и электронные проездные, а также транспортно-банковские карты.

Участниками проекта стали перевозчики Челябинска, Миасса, Златоуста; банки, выпускающие карты с транспортным приложением, – Челябинвестбанк, Челиндбанк, СМП-банк; агентские сети, пополняющие «Электронный кошелек»: отделения банков, центры эмиссии, кассы приема коммунальных платежей, салоны и центры услуг связи, сети терминалов самообслуживания; муниципальные и региональные органы власти, ведущие расчеты с перевозчиками по возмещению расходов по перевозке льготников.

Последние годы в российских регионах активно внедряются системы учета проезда льготников и безналичной оплаты проезда с использованием микропроцессорных пластиковых карт. И речь идет не о моде, а о новом качественном уровне оказания транспортных услуг. Для общественного пассажирского транспорта это сравнимо с появлением телевидения или Интернета.

Компания «Уралинфотек» реализует проекты на транспорте, в сфере организации приема платежей, автоматизации оплаты услуг, например, платных парковок, учета питания сотрудников, систем электронных очередей. Она является региональным партнером компании Центр финансовых технологий – ведущего российского производителя программного обеспечения в финансовой сфере. Реализует как сторонние технологические и процессинговые разработки, так и собственные.

Эффективность автоматизированной системы оплаты проезда достигается для всех участников процесса. Для пассажиров пользование услугами транспорта становится более удобным и комфортным. Не нужно передавать деньги через пассажиров и ждать получения сдачи. Нет необходимости предъявлять кондуктору удостоверение льготника или справку из школы. Многие заслуженные люди испытывают дискомфорт, когда каждый раз в трамвае им приходится «доказывать» свои заслуги (право на льготный проезд) перед всеми пассажирами. Каждая поездка фиксируется в электронном виде, а следовательно, льготный пассажир получает «электронный билет», который одновременно является договором перевозки и подтверждает страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром.

Транспортные предприятия получают универсальный инструмент, позволяющий реализовать гибкие тарифные планы для разных групп пассажиров. Появляется возможность учесть всех пассажиров и подстроиться под пассажиропоток за счет составления правильного расписания, графиков движения и выбора подвижного состава необходимой вместимости.

Регулярные городские перевозки по большей части являются дотируемыми. И это немалые средства. Так, в бюджете Челябинской области и муниципальных бюджетах на 2011 год заложено более трех миллиардов рублей на оказание мер социальной поддержки для проезда в общественном транспорте общего пользования и на компенсацию расходов предприятий пассажирского транспорта. Поэтому необходим инструмент выстраивания прозрачных и экономически обоснованных отношений с муниципальными и коммерческими перевозчиками.

Идеология открытой системы

Челябинск стал первым городом в России, внедрившим систему безналичной оплаты проезда на городском наземном пассажирском транспорте. Наша технология была использована еще в 10 субъектах России. В рамках федерального проекта выпущено более 2,5 миллиона карт. По технологичности и функциональности действующая в Челябинске система одна из лучших в стране.

Система максимально открыта для участия в проекте перевозчиков, всех форм собственности, различных банков, агентских сетей, дисконтных программ. Технология позволяет использовать различное оборудование для подвижного состава. Существуют как переносные терминалы для кондукторов, так и стационарные. Есть возможность печати билета, что позволяет фиксировать всех пассажиров, как оплачивающих проезд наличными, так и помощью пластиковой карты.

Постоянно совершенствуется технология выпуска графически персонифицированных карт. Наличие фотографии и ФИО является требованием регионального законодательства. По мере готовности карты гражданину приходит СМС, также информация об изготовленных картах отображается на сайте системы. При выдачи карта уже содержит действующее банковское приложение. Особое внимание уделяется развитию удобной инфраструктуры пополнения, продления карт. Своевременность расчетов с перевозчиками и финансовые гарантии обеспечила интеграция с системой «Город». Все операции с картами, включая пополнение баланса, проводятся через эту систему приема платежей.

Особую роль в развитии сети пополнения отводится устройствам самообслуживания. Сеть терминалов «Экспресс Город» позволяет пополнить карты в 15 трамвайных вагонах и через уличные терминалы. Кстати следить за перемещением вагонов с терминалами можно через Интернет, поскольку на них установлены датчики GPS. По статистике, наиболее востребованы терминалы самообслуживания, устанавливаемые в узловых транспортных центрах. Во-первых, автоматы работают круглосуточно, а, во-вторых, все платежи фискализированы и фиксируются системой «Город».

Мощная система позволяет генерировать разнообразные отчеты в разрезе категорий пассажиров, дней недели, времени суток, маршрутов, кондукторов, используется для начисления заработной платы, анализа пассажиропотока, расписания движения, сезонных факторов. Наличие web-доступа позволяет отслеживать оперативную информацию в режиме реального времени.

Тенденция к объединению

Тенденция к объединению и унификации систем различных городов и регионов сохранится. Локальные и тем более замкнутые системы будут проигрывать универсальным открытым системам с развитой инфраструктурой и постепенно отомрут. Причина одна: единый стандарт позволяет использовать одну карту, которая действует везде.

Об этом же свидетельствует мировой опыт. Лидерами здесь являются страны восточной и юго-восточной Азии. Например, в системах Octopus (Гонконг) или EZ-LINK (Сингапур) можно не только оплачивать проезд в городском, пригородном и международном транспорте, включая железные дороги и такси, но и совершать покупки в магазинах, супермаркетах или кафе, заплатить за парковку или платную дорогу.

Понятно, что для реализации таких возможностей необходим банковский уровень безопасности системы. Именно поэтому мы выбрали платформу компании ЦФТ, ведущего российского разработчика IT решений в финансовой сфере. Перспективным является проект, реализованный с СМП-банком.

Другой тенденцией становится отказ от переносных терминалов кондуктора. Им на смену должны прийти стационарные терминалы, устанавливаемые в салоне подвижного состава. С таким оборудованием один контролер-ревизор сможет заменить от трех до пяти кондукторов. Это очевидная экономия для транспортников на расходах по оплате труда и, так называемом, «человеческом факторе». У нас уже есть несколько экспериментов с использованием такого оборудования в ряде регионов, в том числе и в Челябинске.

В недалеком будущем билет станет электронным, необходимость в бумажном билете отпадет. Это уже работает в авиа- и ЖД-транспорте. В настоящее время компания работает над электронным билетом для междугороднего и пригородного автомобильного транспорта, присылаемого на мобильный телефон в форме короткого сообщения.

Проблемы отрасли

«Главная проблема в отсутствии четких экономических правил в сфере пассажирских перевозок. В мире не найдено рецептов безубыточной работы общественного транспорта. Например, в Европе или США уровень дотационности составляет от 30 до 70 %. Общественный транспорт – это дорогое удовольствие, и он выполняет социально-экономическую функцию, как автомобильные дороги или «инвестиционная привлекательность», – считают в компании.

В России уже несколько лет не могут принять федеральный закон о допуске к маршрутам регулярных перевозок. Каждый регион «мучается» по-своему. В зависимости от размеров города, уровня организации и разрегулированности рынка перевозок размер бюджетной нагрузки отличается в разы.

Если не складывается экономическая модель, то нет баланса интересов местных властей, именно им вменена в обязанность организация транспортного обслуживания населения, властей регионов, муниципальных перевозчиков, коммерческих перевозчиков, водителей, владельцев индивидуальных автобусов малой вместимости. При этом водители небольших автобусов (маршруток) контролируют до 80% доходов собираемых с выручки. Они платят лишь за право работы на маршруте, а основные деньги проходят мимо транспортных предприятий. В таких условиях достаточно сложно договориться о правилах игры со всеми участниками.

На этом фоне появляются крайности, поиски неких чудесных рецептов повышения эффективности, безубыточности. АСОП в этом случае пытаются использовать не как удобный сервис для пассажиров, повышающий качество обслуживания, а как инструмент борьбы одних сил с другими. И ситуация в Челябинской области не самая худшая или уникальная.

Перспективы развития

С 2012 года в России начнется выпуск универсальных электронных карт (УЭК), которые станут идентификатором личности и инструментом доступа к государственным услугам в электронном виде. Планируется также наличие на карте банковского, социального, транспортного приложений, приложения Пенсионного фонда. Компания Уралинфотек вошла в состав рабочей группы по разработке единого транспортного приложения УЭК.

УЭК не сможет заменить все действующие проекты и карты, ведь невозможно ввести единый проездной по всей стране. В разных регионах действует более 50 различных льготных категорий, условия проезда которых кардинально отличаются. Например, даже в Челябинской области школьники Челябинска ездят со скидкой 50%, школьники Миасса приобретают месячный льготный проездной без ограничения числа совершаемых поездок, а школьники Златоуста ездят бесплатно. А есть еще школьники младших классов, школьники из малообеспеченных семей и другие категории. Таких комбинаций по стране тысячи и если вводить единые правила, то придется регулировать тарифы и компенсировать льготы на федеральном уровне огромному числу транспортных организаций. Это почти невозможно.

Транспортное приложение УЭК станет аналогом «кредитного транспортного приложения» транспортно-банковской карты СМП-банка, уже действующей в Челябинске. Просто банков станет больше.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления