15 декабря воскресенье
СЕЙЧАС -9°С

Европейский разворот челябинского транспорта

Сегодня транспортная отрасль Челябинска испытывает серьезные изменения: предприятия наконец-то переходят с советской плановой экономики на современные методы хозяйствования. Однако оптимизация работы общественного...

Поделиться

Сегодня транспортная отрасль Челябинска испытывает серьезные изменения: предприятия наконец-то переходят с советской плановой экономики на современные методы хозяйствования. Однако оптимизация работы общественного транспорта вызывает множество вопросов у инженерно-технических работников. О переменах и перспективах одной из самых убыточных отраслей Челябинска рассказал начальник городского управления транспорта Камил Маматказин.

– Камил Каримович, в каком положении находились предприятия транспортной отрасли Челябинска еще год назад?

– В прошлом году на транспортные организации города ушло около одного миллиарда рублей. Это огромная сумма, которую потратила муниципальная казна. Но при этом сами транспортники привыкли работать по старинке и не особенно задумываются, где и как можно сократить расходы. Между тем стоимость топливно-энергетических ресурсов повышается каждый год. Для оптимизации затрат на транспортную отрасль в администрации города разработана программа, направленная на улучшение качества транспортного обслуживания населения. Она включает в себя сокращение неэффективных расходов на содержание парков, увеличение результативности работы сотрудников предприятий. Современные, европейские требования к транспорту таковы, что только совершенствование отрасли и внедрение инновационных технологий способно обеспечить его бесперебойную работу и снизить убытки.

– Сколько денег нужно вложить в отрасль, чтобы она перестала быть убыточной?

– Дело не в деньгах, а в правильном выстраивании работы. Недавно был на собрании в троллейбусном депо №1 и там рассказали, что расписание движения троллейбусов не менялось с 1977 года. Сами водители сетуют, что троллейбусы идут пустые, потому что выезжают в рейс, когда поток пассажиров уже иссяк. И наоборот, едут в депо, когда основная часть людей ждет машины на остановках. В первую очередь транспортные предприятия должны отстроить регулярность движения машин, чтобы не получалось, что в обеденное время, когда увеличивается пассажиропоток, наши водители едут в депо. Графики движения должны быть выстроены четко, в соответствии с реальным потоком людей. Например, до недавнего времени по отчетам регулярность составляла 98%, а после установки системы ГЛОНАСС датчики показали – не более 12%. Горожане при выходе на остановку знали, что муниципального транспорта или не будет на линии, или машины поедут друг за другом. Эту ситуацию мы и хотим переломить. Сегодня в транспортных предприятиях теперь точно знают, какие маршруты пользуются популярностью и где автобусы, трамваи и троллейбусы ждет пассажир. Регулярность движения – один из эффективных способов привлечь людей в городской транспорт и повысить доходы предприятий. Вот на четвертом автобусном маршруте транспортники уже сумели отстроить необходимый график, автобус ходит каждые четыре минуты. Сразу повысилась выручка.

Камил Каримович Маматказин родился в Таджикистане в 1962 году. Окончил Челябинский политехнический институт по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Работал главным инженером и директором Мелеузовского АТП Башавтотранса, замом, а затем и генеральным директором ГУП «Башавтотранс» (крупнейший транспортный комплекс Башкортостана), а также был депутатом Государственного собрания – Курултай Республики Башкортостан. Назначен начальником управления транспорта Челябинска в апреле 2011 года. Он сменил на этом посту Александра Черных. 

– Какие еще изменения ждут пассажиров?

– Горожане уже заметили появление 50 современных автобусов марки ЛиАЗ, которые обслуживают городские маршруты. Интересно, что в новых автобусах нет случаев вандализма, никто не режет сидений и не разрисовывает салон. Если мы заботимся о комфорте пассажиров, то и они отвечают нам тем же. Выгоду получают и транспортные предприятия – новые машины в первые три года не требуют ремонта и замены запчастей, и на обслуживании таких автобусов транспортники существенно экономят. В ближайшее время число таких автобусов увеличится.

– Реально ли сделать городской транспорт конкурентоспособным?

– Если по городу будут ходить красивые, чистые, удобные, комфортабельные машины, которые станут вовремя подъезжать к остановкам, пассажир сам выберет самый удобный и выгодный для себя транспорт. Есть задумка привлечь пассажиров безналичной формой оплаты проезда, позволяющей экономить немалые деньги. Кондукторы получат терминалы для выдачи вместо билетов кассовых чеков, где указаны оплаченная за проезд сумма, время поездки и название предприятия, осуществлявшего рейс. Это страховка для всех пассажиров, которые всегда сумеют доказать, когда они передвигались на том или ином транспортном средстве. А те, кто часто пользуется общественным транспортом, смогут накапливать бесплатные поездки и другие бонусы с помощью электронной карты. Для владельцев такого электронного кошелька стоимость поездки может снижаться до предела. Это тоже поможет привлечь пассажиров в муниципальный транспорт – ведь они получат реальную возможность планировать свои транспортные расходы. Не пострадают и социально незащищенные пассажиры, а транспортные предприятия будут точно знать, сколько они перевезли людей. Электронный способ учета станет отличным инструментом контроля средств, выделенных транспортным предприятиям.

– Как улучшить регулярность движения общественного транспорта?

– Сегодня мы занимаемся изучением сложных перекрестков и особенно загруженных улиц, и в ближайшее время, надеюсь, там, где это возможно, появятся выделенные полосы для общественного транспорта, как это сделано во многих городах. В Москве, например, они огорожены и оборудованы видеокамерами. Машины станут двигаться по своей полосе без помех, не будут стоять вместе с остальным потоком в пробках. В правилах дорожного движения такая возможность предусмотрена, а Кодекс об административной ответственности предусматривает штрафы для легковых автомобилей, заезжающих на «автобусную» полосу. Задача транспортных предприятий – организовать такую регулярность движения, чтобы автобусы и троллейбусы двигались с определенным интервалом, и пассажир всегда знал, когда подойдет к остановке нужное ему транспортное средство. Еще одно технологическое новшество – электронные табло, которые в будущем появятся на каждой остановке. Оно будет связано с навигационной системой  всех трамваев, троллейбусов и автобусов, выехавшими на маршрут.

– Сократится ли в рамках оптимизации отрасли количество депо в Челябинске?

– Депо никто не собирается убирать или зарывать, а тем более продавать. У каждого из существующих депо свои задачи. Первое трамвайное занимается эксплуатацией и капитальным ремонтом, второе – техническим ремонтом и техобслуживанием. С первым и вторым троллейбусными депо похожая ситуация. Техобслуживание регламентировано, поэтому мы можем прогнозировать, скольким машинам и когда требуется техобслуживание. А отстаивать электротранспорт в депо – не разумно, поскольку значительные средства тратятся на холостой пробег. Сегодня после того, как организована стоянка троллейбусов на конечных разворотных площадках, электротранспортники экономят 110 тысяч рублей в день. Так много кривотолков вокруг перевода троллейбусов на конечные остановки появилось из-за того, что обыватели думали, что электромашины стоят под крышей. Но на самом деле ни в одном городе троллейбусы не загоняют в депо, они ночуют под открытым небом. Так было и в Челябинске – электромашины просто выстраивались за забором депо.

– Много разговоров возникает о планирующемся в связи с оптимизацией сокращением сотрудников…

– Об этом говорят те, кому хочется, чтобы оставшаяся еще с советских времен система оплаты труда не менялась. Чтобы оставалась уравниловка, и все получали одинаковую, но маленькую зарплату. Казалось бы, абсурд – каждый должен стремиться зарабатывать больше, – но, оказывается, есть люди, которые ценят работу, где не нужно прилагать никаких усилий и иметь массу свободного времени, пусть и за небольшие деньги. Зарплата челябинских транспортников сегодня на самом деле очень низкая и требует повышения. Из-за маленького жалования в отрасль не идет молодежь, не заманишь квалифицированных специалистов. Для того чтобы высвободить средства, в том числе и для повышения оплаты труда, и задумана оптимизация городского транспорта. Например, выведение на аутсорсинг неспециализированных служб позволит платить людям по труду, приглашать на работу высококвалифицированных специалистов, усилить контроль за выполнением услуг. Эксперимент по выведению ремонтных служб на аутсорсинг успешно прошел в ЧАТ. И если вчера зарплата у ремонтных рабочих составляла 10-11 тысяч рублей, сегодня у них есть возможность получать до 30 тысяч, работая по сдельному тарифу. Грамотная организация рабочих процессов позволяет добиваться высоких результатов труда. Программы, которые до недавнего времени использовали экономисты транспортных предприятий, были созданы буквально на коленке, а  их обслуживание обходилось в 60 тысяч рублей в месяц. Понятно, что в таких условиях контролировать расходование государственных средств практически невозможно, а тем более проводить реформы по сокращению затрат предприятия.

Сегодня все расчеты будут вестись в седьмой версии программы 1С, исчезнут ненужные траты на обслуживание программного продукта, а бухгалтеры будут быстро получать все необходимые данные по затратам предприятия.

Увольнять и сокращать людей никто не собирается, а вот повысить производительность труда сегодня нужно. В транспортных предприятиях предлагают людям или переобучаться и включаться в новые технологические процессы, или переквалифицироваться и работать по специальностям, которые всегда востребованы – водителями, кондукторами, контролерами.

– Будет ли обновляться трамвайный парк?

– Пока у администрации города нет средств для приобретения новых трамваев, стоимость которых доходит до 30 миллионов рублей. Но все понимают, что электропарк устарел морально, физически и необходимо принимать меры, чтобы пассажиры имели возможность передвигаться на комфортабельных и безопасных транспортных средствах. Модернизация трамвайного парка подразумевает полную замену всех устаревших деталей и оснащение энергосберегающим оборудованием. Такое усовершенствование электрических машин обходится государству в разы дешевле, чем покупка новых. Так что на линии выходят не подвергшиеся косметическому ремонту трамваи, как думают некоторые, а полностью обновленные транспортные средства, которые имеют удобный салон, новейшее оборудование у вагоновожатого, соответствуют всем требованиям безопасности.  Да, мы убрали печки из-под сидений, но выставили тепловую завесу, температуру которой можно регулировать и она соответствует санитарным нормам.

– Камил Каримович, ваши прогнозы: когда транспортная отрасль Челябинска будет приведена в порядок?

– Будем надеяться, что изменения челябинцы увидят скоро, а как будут идти реформы, зависит от самих транспортных предприятий. Стоит отметить, пассажиры стали намного требовательнее к транспортным услугам, значит, и транспортная отрасль должна двигаться вперед, подстраиваясь под людей.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
6 дек 2011 в 00:38

мне интересно ? Почему водители автобусов увольняются!!!?? з/п не устаревает!?? или что!?!

5 дек 2011 в 13:20

Слова правильные. 20 лет уж нет советской власти и пора переходить к другим методам работы. Хотелось бы, чтобы и дела соответствовали.
Дам 2 совета. Первый простой -- нужно, чтобы общественный транспорт при подъезде к остановке выстраивался в очередь, а не так как сейчас -- вновь подъехавшие, недавая отъехать уже стоящим на остановке, пытаются въехать на остановку.
Второй совет на перспективу. Нужно избавляться от остановочных карманов. Они все равно не работают. Достаточно одного автомобиля на выезде из остановочного кармана и общественный транспорт вынужден останавливаться не в кармане вплотную к остановке, а на второй полосе в 2-3 метрах от тротуара.

5 дек 2011 в 08:29

Слова в правильные и замечательные, много очевидных предложений почему то до сих пор не введенных в жизнь. Не понятно также почему организаторы "маршруток" получают прибыль, хотя им не дарили депо, нет дотаций, нет подарков ежегодных в виде нескольких десятков автобусов, при этом ещё на ходу меняют условия ведения бизнеса. Вопрос возникает в не эффективности городского транспорта в целом или руководства?!!!