4 июня четверг
СЕЙЧАС +15°С

Сквозь «золотой зрачок» фотографа

В Челябинске в третий раз открылся фестиваль фотографии. Но «Фотофест-2012» обрел статус международного и его главным событием стала выставка «Фотографии российских и советских лауреатов World Press Photo...

Поделиться

В Челябинске в третий раз открылся фестиваль фотографии. Но «Фотофест-2012» обрел статус международного и его главным событием стала выставка «Фотографии российских и советских лауреатов World Press Photo 1955–2010», которую, кроме москвичей и гостей столицы, пока никто не видел.

«Челябинск по праву стал вторым городом в России, куда мы привези эту выставку, – сказал руководитель проекта Русс Пресс Фото Василий Прудников. – В самом престижном конкурсе фоторепортеров, коим считается World Press Photo, принимали участие несколько челябинских мастеров, работы шести из них представлены на этой выставке, среди них работы «чемпиона» Сергея Васильева – единственного из российских фоторепортеров, получившего четыре «Золотых глаза» конкурса».

Открытие выставки для массового зрителя состоится 19 мая в залах Челябинского краеведческого музея, ставшего основной площадкой челябинских фотофестивалей. Здесь же откроются выставки лучших конкурсных работ «Фотофеста-2012»: «Острие жизни» и «Природа красоты».

В жюри областного открытого конкурса «Фотофест-2012» поступило около полутора тысяч работ профессиональных фотографов и любителей не только из разных российских городов, но также из Германии, США, Испании, Ирака. Для итоговых выставок «На острие жизни» и «Природа красоты» отобрано 89 работ. И впервые из этого числа снимков Сергей Васильев назовет абсолютных победителей и вручит авторам именной приз (автор – челябинская художница Анна Шарикова) с собственным автографом, символом «Золотой глаз», в зрачке которого отразилась одна из самых известных фоторабот мастера.

«Конечно, для меня это будет примерно таким же волнующим событием, как получение первого в моей жизни «Золотого глаза» World Press Photo в 1975 году, – рассказал автору этого материала Сергей Григорьевич. – Я не просто внимательно просмотрел все поступившие на конкурс работы, но с большим трепетом. Потому что ждал встречи с фотографией, которая бы меня поразила. Бывает такое, когда ты восклицаешь: «Черт возьми, почему же я такого не сделал?!» Это здоровая белая зависть. Но, увы, ни разу я так не воскликнул, хотя много хороших профессиональных снимков. Победители определены, но пока это большая тайна».

Церемония награждения победителей конкурсов фестиваля «Фотофест-2012» и вручение Гран-при и памятных призов от Сергея Васильева состоится 19 мая в 17:30 в «Зале природы» краеведческого музея.

В программе трех фестивальных дней несколько событий, многие из которых уже стали традиционными для «Фотофеста», например, конкурсы «Фотокросс» и «Фотограф и модель», а также творческие встречи и мастер-классы известных фотографов России.

Но открылся нынешний фестиваль выставкой не российских фотографов, а репортеров Азербайджана, что значительно расширило границы «Фотофеста». Выставка носит название «Долгое эхо войны» и рассказывает о событиях армяно-азербайджанского конфликта, начавшегося в конце 80-х прошлого столетия и переросшего, как говорят азербайджанские фотографы, в «тихую войну», которая день за днем множит горе людей.

Результатом конфликта стало огромное количество беженцев и вынужденных переселенцев. Сегодня их более миллиона – 20 процентов от общей численности азербайджанского народа. Многие из них живут в разрушающихся от старости и перенаселенности общежитиях, на крышах которых дети играют в футбол, потому что нет места для детских площадок.

Большинство фотографий – детские лица. «Мы снимали детей не для того, чтобы кого-то разжалобить, – рассказал нашему корреспонденту председатель правления Объединения фотографов Азербайджана Мирнаиб Гасаноглу. – А потому что детские глаза не умеют лгать. Все, что есть в сердце ребенка, есть на его лице. Именно это лицо в полной мере передает трагедию человека, изгнанного из родного дома, потерявшего своих близких. Однажды я разговаривал с мальчиком шести лет, который был в плену и чудом уцелел, у меня волосы на голове шевелились, потому что он говорил, как 40-летний мужчина».

В мою память прочно «засел» снимок, на котором знаменитый музыкант Мстислав Ростропович, положив свою гениальную руку виолончелиста на голову азербайджанского мальчика из семьи беженцев, со скорбью мудрого старца смотрит как будто бы вглубь Вселенной. Но еще более поражают огромные черные глаза малыша – в них застыла та же мудрость и боль прожившего долгую и трудную жизнь человека. На уровне проникновения в скорбь земного пути они – Ростропович и азербайджанский малыш – стали сверстниками.

Выставка поражает количеством уникальных высокопрофессиональных снимков.

«Считаю, что часть этих снимков могли бы стать призерами World Press Photo, если были бы посланы на конкурс, – говорит один из организаторов фестиваля, директор Челябинского краеведческого музея Владимир Богдановский. – Там есть фотография, на которой две девочки в белых платьях сидят на обгоревшей кровати на фоне руин дома. Она меня поразила: лица девочек не по-детски скорбные, но их желания совершенно не вяжутся с войной – быть красивыми, счастливыми, беззаботными, какими и должны быть все дети. Пронзительный, удивительный снимок».

А Василия Прудникова поразила серия «Опасные игры на крыше», где есть то самое футбольное поле на обветшалой пятиэтажке. «Жаль, что эти работы в свое время не попали на World Press Photo, – сказал инициатор проекта «Фотографии российских и советских лауреатов World Press Photo 1955–2010» корреспонденту Chelyabinsk.ru. – Но и без того они войдут в историю фотографии ХХ века».

Фотография стала одним из важнейших документов истории с момента ее появления. Еще и поэтому родился проект некоммерческой организации Русс Пресс Фото, позволивший собрать в едином пространстве российских и советских мастеров, которые 55 лет (с 1955 по 2010 год) участвовали в самом престижном мировом конкурсе World Press Photo.

«Здесь отображена полная на сегодняшний день история участия наших фотографов в этом конкурсе, что особенно ценно еще и потому, что вырваться за рамки цензуры в советское время было крайне непросто, – считает Василий Прудников. – Такой свободы, которая стала привычной сегодня, не было, фотограф вынужден был бороться за возможность попасть в число участников конкурса, пробиться через все политические препоны цензуры. Но фотографы это делали, поскольку само участие в конкурсе было для них уже наградой, ведь каждый участник получал ежегодный каталог, в который входили снимки лауреатов и другие работы, которые жюри считало достойными внимания».

Кстати, Сергею Васильеву так и не удалось получить ни одного приза непосредственно в Амстердаме, где состоялись церемонии награждения World Press Photo. Он признается, что после первых двух попыток выехать за границу махнул на все рукой и ждал, когда очередной «Золотой глаз» с оказией прибудет в Челябинск.

Всего же за 55 лет 115 российских фотографов стали лауреатами конкурса, 89 получили медали. «На открытие выставки в Москве мы собрали 47 авторов (был там и Сергей Васильев. – Прим. авт.), человек 20 не смогли приехать, остальные уже покинули этот мир, – продолжает Василий Прудников. – Первым лауреатом этого конкурса стал россиянин Сергей Преображенский. Это была особая награда, поскольку в том году наши репортеры в конкурсе участвовали впервые – шел 1956 год – и сразу получили золото! Книга, которую мы сделали об участниках и лауреатах World Press Photo, носит название «Гран-при по-русски». В нем отразился характер наших репортеров, то, как рвались они стать участниками конкурса. И хотя ни одного Гран-при (высшей награды World Press Photo «Фотография года») наши репортеры не получили, они вполне заслужили Гран-при в командном зачете».

«Фотофест-2012» завершится 20 мая награждением победителей конкурсов «Фотокросс» и «Фотограф и модель». 

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!