Город Сергей Рязанов: «О бедных мигрантах замолвите слово»

Сергей Рязанов: «О бедных мигрантах замолвите слово»

За последние месяцы в миграционном законодательстве Российской Федерации появилось несколько немаловажных изменений. Вкратце их можно охарактеризовать так: иностранцам приехать в Россию за длинным рублем и «из-за бугра» стало сложнее. А вот гражданам РФ с некоторых пор должно стать проще решать свои вопросы с регистрацией, пропиской и оформлением загранпаспорта. О текущих проблемах и перспективах современной работы миграционной службы мы говорили с начальником УФМС по Челябинской области Сергеем Рязановым.

Добро пожаловать в гастарбайтеры?

В последние месяцы непрерывно идут разговоры о неком ужесточении миграционных законов. Действительно они становятся более жесткими, или речь просто об очередных рядовых изменениях?

– Прежде всего надо напомнить: такого понятия, как «ужесточение закона» не существует. Но вот поведение иностранных граждан на территории Российской Федерации действительно приводится в соответствие с нормами права. Выдворение иностранца, запрет на трудовую деятельность – они были и раньше, но по сравнению с недавним прошлым сегодня все поставлено более строго. Да, попасть в Россию сегодня сложнее, просто так уже не въедешь. Одно из важных, наиболее ожидаемых нововведений – требование знания русского языка. Не секрет, что многие жители южных республик приезжают в Россию, не умея связать по-русски трех слов. Это закономерно, ведь с момента развала Советского Союза прошло немало времени, и молодежь из тех же государств Азии выросла уже без обязательного изучения русского в школе. Еще часто случается, что приезжие не хотят показывать свои доходы, большую часть заработка высылают на родину. Может, это и понятно по-человечески – для крупных семей в том же Таджикистане заработок таксиста в России – огромное подспорье. Но закон есть закон, и с такими гостями мы боремся. Все-таки подчеркну: все ужесточения последних месяцев, все законопроекты, которые могут быть приняты в недалеком будущем, – не ужесточения, а именно приведение в соответствие с нормами права. За основу изменений взята концепция миграционной политики нашего государства, утвержденная президентом. В Челябинской области за реализацию положений этой концепции отвечаем прежде всего мы, региональное управление федеральной миграционной службы. Прежде всего речь идет о выявлении нелегальных мигрантов и о тех иностранцах, которых по российским законам необходимо привлечь к административной ответственности.

О нелегалах у нас не слышал только ленивый. Все-таки пограничная область.

– На Южном Урале мигрантов всех видов действительно очень много. За 2012 год из Пограничного управления ФСБ мы получили уже более 860 тысяч миграционных карт. Другое дело – это именно отметки о въезде, кто-то пересекает регион транзитом, и в Челябинской области остаются далеко не все. Пожалуй, у нас оседает порядка 30-40% иностранных граждан, причем большинство – на длительный срок, и, естественно, в наиболее крупных городах, где больше возможность заработать. Приток мигрантов растет из года в год, по сравнению с 2011 годом – мы только на сентябрь имели увеличение на 26%. При этом большая часть гостей – наши бывшие соседи по Советскому Союзу, выходцы из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. На сентябрь мы имели на миграционном учете более 20,5 тысяч граждан Казахстана, 24,4 тысячи таджиков, более 30,3 тысячи приезжих из Узбекистана. Еще раз повторю: это как раз легальные мигранты, те, кто законопослушно встал на миграционный учет. Они имеют право находиться на территории России до 90 суток. Другое дело – чем они могут заниматься. Как правило, пересечение границы оформляется этими зарубежными гостями как частный въезд. Лишь некоторые заранее заботятся о разрешении на работу, патенте на трудовую деятельность. В этом году получили право работать в РФ, в Челябинской области, несколько десятков тысяч иностранцев. Хотя понятно, что львиная доля всех приезжих стремится именно заработать у нас.

В любом случае выходит, что за год к нам приехало больше четверти населения нашей области. Такое количество гостей – повод для беспокойства. Чего приходится опасаться, имея дело с массой иностранных мигрантов?

– Первое – непостановка на миграционный учет. Иностранец приехал в Челябинскую область на пустое место, не знает, где он будет проживать, соответственно не сообщает об этом в УФМС. Второе – работа без разрешения, без патента. И, понятно, третье – совершение преступлений иностранными гражданами.

Когда такие нарушители попадаются в руки правоохранительных органов, что им грозит?

– Во-первых, привлечение к административной ответственности, то есть штраф. Во-вторых, в последнее время все чаще применяется такая мера ответственности, как закрытие въезда. Ну и самое главное – это выдворение. «Заработавшие» такую меру граждане не имеют права приехать в Россию как минимум пять лет. Понятно, что все эти меры направлены прежде всего на борьбу с нелегалами. Нелегальная миграция не выгодна государству.

А много ли вообще нелегалов за последнее время удалось выявить?

– Нелегал – он на то и нелегал, чтобы официальные инстанции о нем не знали. Но судя по общей статистике, исходя от анализа рынка рабочей силы... Думаю, на территории Челябинской области на сегодня от четырех до шести тысяч нелегальных мигрантов.

Где они заняты, чем занимаются?

– Больше всего иностранцев в сельскохозяйственной отрасли. Затем идет строительство – куда без него? – и коммунальное хозяйство – уборка улиц и помещений, другой неквалифицированный труд. То есть большинство привлекается именно к неквалифицированному труду. А те, кто претендует на какую-то профессиональную работу, например на работу водителем маршрутного такси – должны теперь доказывать, что действительно уровень их мастерства соответствует российским требованиям.

Заходите к нам на «электронный огонек»

Миграционная служба занимается и внутренней миграцией. Есть ли нововведения, которые касаются не наших заграничных гостей, а родных российских граждан?

– Есть. И большая часть их касается ускорения и упрощения работы ФМС с россиянами. Например, чем дальше, тем больше граждане России могут решать вопросы регистрации, не посещая здания миграционной службы – через сеть Интернет, через портал госуслуг. Благодаря современным электронным технологиям гражданин может дистанционно зарегистрироваться по месту пребывания. Правда, вот получение паспорта все-таки происходит у нас, выслать его на указанный адрес мы не имеем права! Кстати, у нашей работы есть и обратный эффект: думаю, не в последнюю очередь благодаря работе по профилактике вольных и невольных нарушений в последние годы очень заметна стала такая радующая тенденция: граждане все реже теряют паспорта. Во-первых, люди стали ответственнее. Во-вторых, штрафы никому, понятно, не нравятся.

Паспорт – это, как мы привыкли с советских времен, прежде всего прописка. А насколько она вообще важна в современных реалиях?

– За пережиток прошлого регистрацию по месту жительства принимать не стоит. Прописка необходима хотя бы для соблюдения санитарных норм. У нас есть определенная законом минимальная жилплощадь на одного человека – около девяти квадратных метров. Но в то же время мы постоянно сталкиваемся в своей практике с так называемыми «резиновыми адресами», куда прописывают всех подряд, в одной квартире может быть зарегистрировано до полусотни человек, в том числе таким образом пробуют легализоваться нелегальные мигранты или россияне, приехавшие из других регионов. Однако норма нормой, а закон не запрещает прописывать сколько угодно людей. Если бы все было привязано к норме, то мы бы знали, что, например, в жилье площадью 42 квадратных метра может проживать максимум пять человек. Однако когда сталкиваешься с «резиной», это уже тревожный звоночек. И гражданам, зарегистрированным по таким адресам, обеспечено соответствующее внимание правоохранительных органов – разных, не только миграционной службы.

Как же бороться тогда с этими «резиновыми адресами?

– Бороться все сложнее и сложнее, но все-таки результаты есть и в этой области. В Советском районе Челябинска, например, мы имеем около пяти-шести «закрытых» таких адресов, два адреса в Верхнем Уфалее. Как правило, под такой заработок отводят дома в частном секторе или ветхо-аварийное жилье, где тем не менее мы проводим успешные рейды. Плюс еще и садовые домики, где со сравнительно недавних пор можно регистрироваться. Вот такая не совсем красивая статья доходов для наших садоводов – через судебное решение прописаться у себя в саду, а затем за малую мзду подселять еще людей.

Вы работаете с другими силовыми ведомствами. Выдворением нелегалов занялись с зимы судебные приставы, есть законодательные инициативы об ужесточении миграционного законодательства от ФСКН. Как же вы с ними сотрудничаете?

– Львиная доля общения приходится на органы внутренних дел. Например, 31 августа завершилась операция «Нелегальный мигрант». Проводится у нас много других мероприятий: «Маршрутка» совместно с ГИБДД, «Лес» – выявление предпринимателей, занимающихся лесозаготовками и пытающихся сэкономить, нанимая себе нелегалов. Что касается наркоконтроля, то тут налажен теснейший контроль из-за того, что большая часть наркотрафика через Челябинскую область осуществляется все-таки иностранцами. Мы сообщаем о приезжих, некоторые из них представляют интерес для наркоконтроля. К сожалению, невозможно на границе отфильтровать все нежелательные элементы: у нас нет, например, информации о судимостях въезжающего иностранца. Вот когда гость выражает желание остаться в России на длительный срок, получить вид на жительство, а то и гражданство, то мы начинаем доскональную проверку по каналам МВД, ФСБ, в базах совместных информационных центров. Такая проверка занимает, конечно, время – от месяца и до полугода в случае вопроса о получении гражданства. Конечно, мы стараемся не затягивать, но тут не все зависит от УФМС: не можем же мы дать согласие на получение гражданства каким-нибудь иностранцем без согласования с той же контрразведкой. А вдруг у спецслужб он проходит как террорист или наркоторговец? Но – и это хотелось бы донести до всех читателей независимо от их гражданства – федеральная миграционная служба создана не для борьбы с вашей свободой перемещений. Для контроля – да. Как без него, если самые разные преступники просто мечтают остаться на свободе и продолжать свою грязную деятельность, если те же наркотики пытаются перевозить через границу год от года все чаще и во все больших объемах? Контроль необходим. Но законопослушный гражданин может рассчитывать на любую помощь с нашей стороны. Согласитесь, куда лучше, и честнее, и безопаснее ощущать за собой поддержку крепкого государства, чем шарахаться от собственной тени, зная, что пусть в какой-то мелочи, но ты нарушил закон. Ну а если у кого возникают вопросы по нашей работе, по взаимодействию с УФМС по Челябинской области, мы открыты для диалога. Любой гражданин может записаться на прием ко мне лично или к одному из моих заместителей. Приходите, все обсудим и найдем общий выход из возникшей ситуации.

Фото: Фото Алексея КИТАЕВА и Вадима КУКШИНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления