Город Олимпийская стойкость Марата Романова

Олимпийская стойкость Марата Романова

Серебряный призер Паралимпиады-2014 в составе сборной России по керлингу на колясках Марат Романов через автокатастрофу пришел к уникальному триумфу человеческих возможностей и силы духа. 18 лет назад после ДТП, в результате которого вся нижняя часть тела челябинца оказалась парализована, он думал, что жизнь кончена. А теперь спортсмен встречается с президентом России, его показывают на центральных телеканалах, а на родине в аэропорту приветствуют десятки поклонников. В интервью Chelyabinsk.ru Марат рассказал о неистовой поддержке трибун в Сочи, противостоянии с канадцами и встрече с Владимиром Путиным.

– Просто невероятно, что удалось сделать в Сочи за такой короткий промежуток времени! Там буквально построили город с нуля. Самое главное, что все сделано максимально удобно и доступно для инвалидов. Везде есть пандусы, оборудованы подъемники, много волонтеров, которые в любой ситуации готовы помочь. Я жил в большой квартире-студии, которая после Паралимпиады должна быть продана. Там все было оборудовано так, чтоб мне было удобно. Никаких проблем в Сочи я не испытывал.

– Вы получили медаль от президента Владимира Путина. Какой он в личном общении?

– На церемонии президент был уставшим. Видно, что нагружен ситуацией на Украине и в Крыму. Говорил немного. Сказал по делу, вручил награды.

– Вы сами затронули тему Крыма. События, которые происходили в Украине, как-то чувствовались, витали в воздухе?

– Во время поднятия флага России сборная Украины устроила шествие с криками «Крым – Украина!». Считаю, что это недопустимо – смешивать политику и спорт. Работа спортсменов – дарить праздник зрителям. Нельзя, чтобы политика вмешивалась в такой грандиозный праздник, как Олимпиада и Паралимпиада. Новости мы, конечно, отслеживали. Сказать, что испытал удовольствие от того, что Крым вернулся в лоно отечества, – это ничего не сказать. Всегда считал, что Крым несправедливо подарили другой республике, хоть она и входила в состав одного с нами государства. Так что Крым вернулся на родину.

– Давайте вернемся к Паралимпиаде. Вы довольно легко прошли групповой турнир. Как все получилось?

– Наша сборная в нынешнем составе начала сыгрываться с 2010 года. Мы много ездили на сборы, особенно в нынешнем сезоне, тренировались на хороших площадках. С нами были тренеры, которые помогали, проводили тактические занятия. Если показалось, что мы легко прошли групповой этап, значит, они нас хорошо подготовили. На самом деле за этой видимой легкостью стоит много часов тренировок.

– Вы волновались перед последним днем соревнований? Полуфинал и финал были в один день.

– Да. Накануне у нас был свободный день, без игр. Не знаю, хорошо это или плохо. Полуфинал мы сыграли достаточно удачно: разгромили родоначальников керлинга – британцев. Но радость от победы в полуфинале помешала хорошо выступить в финале. Мы все эмоции выжгли, наступило духовное опустошение, и чувствовалось, что к финалу мы подошли не совсем готовыми. Тем более игра подобного масштаба была первой в нашей истории, а противостояли нам такие игроки, как Джим Армстронг (скип сборной Канады). Мне 48 лет скоро исполнится, а у него только практики в керлинге 55 лет. Можете представить, сколько он видел финалов и сколько бросил камней? Надо отдать должное всей команде Канады. Они собрались и в финале выдали лучшую игру на турнире, а у нас, к сожалению, получилась одна из самых худших. Если бы развели полуфинал и финал по разным дням, мы бы еще посмотрели, как бы все закончилось.

– Канада стала единственной сборной, с которой вам не удалось справиться. Можно ли сказать, что Россия–Канада – это главное мировое дерби в керлинге, как и в хоккее?

– Да, у Канады сильная сборная, но и кроме нее было много очень хороших коллективов. У Великобритании была прекрасная команда. США могут выдавать отличные матчи. С Норвегией у нас всегда драматические напряженные игры получаются. Не было проходных команд, которые приехали просто провести время. Все были заряжены на победу.

– Какие эмоции вы испытали после финала? Радовались серебру или расстраивались от того, что не выиграли золото?

– Горечь от поражения в финале до сих пор не дает насладиться нашим достижением. Конечно, все уверяют, да я и сам понимаю, что это большой прорыв для нашего керлинга, но не очень хорошая игра в том матче смазала все впечатление.

– Вы ехали на Олимпиаду уже будучи чемпионом мира. Это придавало дополнительную уверенность в себе?

– Нет. На домашней Олимпиаде от нас ждали хорошего результата, и это несколько нагружало. Тем более мы никогда раньше не соревновались при полных трибунах. На обычных турнирах кто смотрит керлинг? Только тренеры да запасной игрок – вот и все болельщики. А тут выходишь на арену, где три–четыре тысячи людей ревут и жаждут крови (Смеется.). Прекрасно понимаю гладиаторов, которые выходили и с улыбкой умирали на арене. Ощущение драйва неимоверное! Но мы этого еще не знали и волновались. Только когда вышли на первую игру, почувствовали эту подпитку от трибун.

– Понятно, что свободного времени было мало, но тем не менее удалось ли погулять по Сочи, почувствовать атмосферу?

– Нет, в этот раз не получилось погулять и посмотреть город. Да и не для того мы приехали, чтоб любоваться красотами. Хотя тренировок и не было, все равно мы очень сильно уставали. За семь дней мы почти сутки провели на льду. Это выматывало, тем более что игры зачастую получались валидольные. Выгораешь полностью. Хочется прийти в номер, поваляться, съесть чего-нибудь сладенького, а вместо этого вечером приходится идти на собрание, разбор полетов. Напряженный график был.

– Вернувшись в Челябинск, вы оказались просто нарасхват у болельщиков и журналистов. Как относитесь к тому, что приходится давать интервью, автографы, общаться с незнакомыми людьми?

– Это неизбежно, как я понимаю. К тому же я надеюсь, что на этой волне интереса поменяется отношение людей к паралимпийскому спорту и инвалидам вообще. Отношусь с пониманием, с готовностью отвечаю на вопросы, фотографируюсь.

– Такое внимание к Паралимпиаде как-то отражается на жизни простых людей с ограниченными возможностями? Она как-то меняется в лучшую сторону?

– Да, отношение меняется. Сейчас спортсмены-инвалиды вызывают куда больший интерес, чем раньше. Несколько лет назад, когда выходил на улицу на коляске, люди иногда оборачивались и смотрели как на инопланетянина. Сейчас такого нет. Хочется, чтобы больше людей понимали нас. Случилась с человеком беда, но мы же социальные животные и не должны оставлять своих же соплеменников в трудном положении. Хоть чем-то надо помогать, если есть возможность.

– Когда вы попали в аварию, думали, что все может так обернуться?

– Конечно, нет. Когда получил травму позвоночника, я вообще не представлял, что это такое. Я питал глупую надежду, что через полгода–год встану на ноги и побегу как новенький. Когда пришло осознание, что это навсегда, тогда немножко тряхнуло. Начал выпивать, но потом решил, что хватит, и остановился. Сейчас вообще не пью. Стал заниматься набором текста на компьютере, познакомился с человеком с такой же травмой позвоночника. Мы вместе начали заниматься баскетболом на колясках. Команда у нас была не очень сильная, так как никто не мог себе позволить вкладывать в нее большие деньги. Потом случилось так, что мне пришлось уйти из команды. Через какое-то время Ефим Жиделев начал собирать команду по керлингу, в которую меня пригласили. Это был май 2007 года. С тех пор меня керлинг зацепил и все еще не отпускает.

– Мне кажется, керлинг уравнивает спортсменов на колясках с обычными людьми. Теоретически можно ли представить матч между олимпийской и паралимпийской сборными по керлингу?

– Почему бы и нет? Вид спорта действительно демократичный. Когда у нас закрытие сезона или новогодний корпоратив и собирается вся керлинг-тусовка Челябинска, там можно встретить бизнесменов, политиков, студентов, школьников, инвалидов. Здесь все могут на равных играть. И, например, в чемпионате города мы соперничаем наравне со всеми. Было бы интересно поучаствовать в матче между олимпийской и паралимпийской сборными.

– Я читал о вашем увлечении игрушками ручной работы. Откуда оно появилось?

– У нас в команде есть Даша Щукина, которая делает такие игрушки. В частности, она сделала вот этого ангела-керлера с метлой. Он был с нами в Сочи, сидел в комнате, где проходили собрания команды. Есть еще игрушка, подаренная одноклассницей. Вот в общем-то из них и состоит вся моя коллекция.

Марата Романова по прилету в Челябинск ждала внушительная делегация властей и болельщиков. Встреча паралимпийца – на телеканале 74.ru.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, видео ТРЦ «Восточный Экспресс», монтаж Виталия ПАСТУХОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления