RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

5 м/c,

с-в.

746мм 54%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Город Наталья Жумашева, руководитель фонда «Вклад в будущее»: «Наставничество – это реальный способ помочь ребенку-сироте адаптироваться к самостоятельной жизни»

Наталья Жумашева, руководитель фонда «Вклад в будущее»: «Наставничество – это реальный способ помочь ребенку-сироте адаптироваться к самостоятельной жизни»

Год назад начал работать уникальный для Южного Урала проект «Навстречу взрослой жизни». 14 челябинцев стали помощниками, советчиками и просто друзьями для 20 выпускников детских домов, передавая им свой опыт и поддерживая в различных моментах жизни. О самых заметных результатах первого года и планах на будущее поговорили с руководителем фонда «Вклад в будущее» Натальей Жумашевой.

– Наташа, какое впечатление от первого года проекта стало самым ярким?

– Самое яркое впечатление – свадьба нашей подопечной. В начале проекта Алена – ей 21 год – на вопрос, о чем мечтает, написала, что хочет создать семью. На тот момент она дружила с молодым человеком. Он глухонемой, его родители с радостью приняли Алену в свою семью. Но ребята рассчитывают на себя, стали более уверенными. Этому способствовало, на мой взгляд, участие Алены в проекте, поддержка ее наставника.

Эта история как-то иллюстрирует суть проекта?

– Она отражает то, что в жизни человека самое главное – семья. Именно ее были лишены наши подопечные. Но основная, наверное, цель проекта – не дать детям потеряться во взрослой самостоятельной жизни, ведь за них в детском доме все решали. Они не привыкли отвечать за себя. И наставничество – реальный способ помочь этим детям адаптироваться к жизни вне стен детдома.

Заканчивается первый год проекта, каков его основной результат?

– Мы смотрим, что происходит с целями, которые ребята ставили в начале года. Эти цели были разные, и для кого покажутся неважными. Наставники были рядом, советовали, подсказывали и радовались, когда цели достигались.

Цели трансформировались, менялись в процессе проекта?

– Да, сперва все поставили одни и те же цели: квартиры, машины и т. п. Тогда мы стали ребятам объяснять, что лучше начать с краткосрочных планов. Одна девочка поставила цель – научиться играть на гитаре. И у нее это уже получилось. Она себе аккомпанирует и поет. Еще пишет фантастические рассказы, заканчивает книгу. Для них это не глобальные достижения, но им это важно.

Кто эти люди, что стали наставниками? И все ли дошли до конца учебного года?

– Я вот смотрю на наставников, они все как на подбор: ведут здоровый образ жизни, кто-то занимается спортом, кто-то танцует. В начале проекта пришло 16 человек, ушло только двое. Это очень хороший результат, я ожидала другого. Очень многое зависит от сплочения команды наставников и от того, как эти люди контактируют между собой. Без сомнений и метаний не обошлось. И, как потом признавались наставники, именно ответственность за ребенка помогала преодолеть эти сомнения. Был момент, когда мы думали приостановить проект. Но наставники все вместе решили довести проект до конца, и, что самое интересное, после этого стали появляться результаты и у детей. Как дети в семье отражают поведение взрослых, так и здесь. Наставник что-то игнорирует – его подопечный тоже. Наставники сплотились – дети вслед за ними сплотились между собой. Они стали ближе друг к другу. И что меня поразило больше всего, ребята некоторые даже внешне стали походить на своих наставников.

Как выстраивается взаимодействие между подопечными и наставниками?

– В первую очередь мы провели небольшой тренинг на сплочение и после него во время чаепития предложили детям выбрать себе наставника. В течение этого учебного года прошло несколько тренингов: учили детей ставить цели, правильно пользоваться деньгами. Провели семинар, где обсуждали создание гармоничной семьи. Проводили уроки финансовой грамотности. Проводили экскурсии. Программа была достаточно насыщенная. Нам важно, чтобы дети получили максимум знаний, полезных для самостоятельной жизни.

А вне всех этих многочисленных мероприятий наставник общается со своим подопечным?

– У наставника необязательно один подопечный. Может быть два или три. И вот они сами уже между собой договариваются, выезжают куда-нибудь. Зимой это был каток, прогулки в лес. Ведь даже во время простой прогулки взрослый может поговорить с ребенком о том, что того волнует или радует. В такие моменты, как показала практика, дети лучше всего раскрываются. Они общаются, конечно, и по самому современному виду связи – телефону – несколько раз в неделю.

Подопечные проекта выступают в доме престарелых
Как из орешка вырастить кедр
Ребята вместе с наставниками на одном из тренингов
Росток кедра - навстречу новой жизни
1 из 5

Сколько подопечным лет?

– От 16 до 21 года, но мы называем их между собой детьми.

Сформировались какие-то привязанности?

– У нас есть такая пара: молодая успешная женщина-наставник и ее подопечная – девушка импульсивная, эмоциональная, активная. Раньше эти эмоции были направлены в негативное русло. Мы поняли, что девушка очень любит танцевать, и нужно эту энергию направить в танцы. Они вместе стали ходить на танцы, на йогу, просто часто проводили вместе время. Я смотрю на них со стороны – у них отношения сестринские, доверительные. Они тянутся друг к другу.

Вы ждете пополнения в вашу группу наставников? Ведь в Челябинск уже в сентябре снова приедут на учебу выпускники детдомов со всей области?

– Конечно, ждем. Ведь уже есть дети, которые хотят пойти в проект. К слову, добавлю, что никого мы насильно не затаскиваем.

Как человек должен понять, что он может стать наставником?

– Нашим наставникам важно быть полезными для других. Они хотят поделиться чем-то, уделить свое время, силы.

Как все происходит? Вы бросили клич, отозвались люди, желающие быть наставниками, а дальше идет некий отбор?

– Да, отбор есть. Нужно заполнить заявку, пройти личное собеседование с нами, учредителями фонда. Собрать некий пакет документов: справку об отсутствии судимости, справки от инфекциониста, психиатра и нарколога. После этого заключается договор, и на первом собрании наставников принимаются правила всеми, кто собрался участвовать в проекте.

В апреле фонду исполнился год, но в этой деятельности ты еще дольше. Помнишь тот момент, когда решила заниматься подобными проектами?

– Мы однажды приехали в детский дом с ребятами. Привезли разные творческие материалы. И директор мне сказала такую вещь: это здорово, что у вас порыв, но эти одноразовые поездки мало что дают ребенку. Он через некоторое время забудет вас. Общение должно быть постоянным. Нельзя помахать перед носом конфетой и уйти. И тогда я поняла – вот чем хочу заниматься. Я создам такую команду, группу единомышленников, и это не будет одноразовым посещением.

Как формировался круг единомышленников?

– Я делилась своей мечтой с друзьями. И однажды моя подруга, не дав мне закончить мысль, стала взахлеб с горящими глазами говорить мне об этом же. Я вообще заметила, что, если у человека есть какая-то миссия, вокруг него начинают появляться люди, которым это тоже важно.

Наташ, ты еще и мама трех дочерей, младшей всего год. Как все успеть и найти внутренние силы для такого дела?

– Из семьи и черпаются, потому что близкие поддерживают меня. Дети и муж часто бывают на наших мероприятиях, во многом, что мы делаем, участвуют. Я заражаюсь энергией от этого, я просыпаюсь оттого, что мне нужно встать и пойти «натворить» что-то доброе. (Улыбается.)

Оставить заявку на участие в проекте можно здесь, узнать подробности по тел.: 8-904-97-305-02.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления