28 октября среда
СЕЙЧАС -4°С

Александр Черепанов, актер Челябинского молодежного театра: «Смотреть телевизор на диване в наше время – "не огонь"»

Поделиться

Почему актеру иногда хочется «выпрыгнуть» из предлагаемых обстоятельств, и что из этого может получиться? В Челябинском молодежном театре, например, родилась необычная премьера – впервые для детей был поставлен красивый, эмоциональный спектакль, где актеры не произносят ни единого слова! Но дети все понимают, а родители плачут. Про спектакль «Давай никуда не улетим, Ёжик» и другие проекты в духе нового века мы говорили с актерами театра Александром Черепановым и Вячеславом Косаревым.

Поделиться

Правильные слова не работают

– Начну с непонимания – как можно рассказать ребенку сказку, не произнеся ни слова?


Александр Черепанов:

– Получается, что можно. С детьми все гораздо проще, чем мы думаем, они не утратили природной чуткости – на уровне эмоций все воспринимают. К тому же в современном мире язык теряет коммуникативную функцию.


Вячеслав Косарев:

– В этом спектакле слова не нужны, потому что о вечности, о дружбе и о любви можно не говорить. Взгляд, жест способны передать такие чувства, как любовь, участие, интерес, сочувствие... Дети без слов понимают, кто добрый, кто злой, кто говорит правду, кто лжет...

Поделиться

Александр Черепанов:

– От слов мы отказались не сразу, а в процессе работы, почувствовав, что они не нужны. Хотя до самого последнего момента я не знал, будет ли наш спектакль интересен детям. Оказалось, да. Спектакль идет вечером, хотя заявлен он как детский (6+), чтобы на него приходили всей семьей. Рад, что он стал семейным. Практика коллективного похода в театр сегодня не работает. И очень хорошо. Потому что коллективный поход в театр может вызвать больше ненависти, чем любви. Мы, актеры, это прекрасно чувствовали и чувствуем.

Вячеслав Косарев:

– И все было к месту во время премьеры «Ежика» – и смех, и слезы зрителей. Взрослые даже больше плакали, чем дети.

– У героев вашей сказки не очень яркие костюмы, при этом очень выразительные. Кто придумал?

Александр Черепанов:

– Художник Костя Михайлов, который работает в челябинской драме. Он придумал всю эту красоту. Мы сознательно пошли на то, чтобы не делать яркие костюмы и декорации. В искусстве есть довольно странно понятие – если делаешь для детей, то все должно быть громким, ярким и даже аляповатым... Не всегда это сделано со вкусом. Но вспомните знаменитый мультфильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане» – он совсем не яркий, а как его любят и дети, и взрослые. Мы решили идти этим курсом.

Поделиться

Вячеслав Косарев:

– Нам хотелось донести до зрителя эмоции современными средствами. В наше время правильные слова и яркие костюмы не работают, сегодня работают технологии, образы. Слова тут вторичны и даже не нужны.

– То есть будущее за такими спектаклями?

Вячеслав Косарев:

– Думаю, да.

Александр Черепанов:

– Во всяком случае, наш «Ежик» понравился зрителям и, надеюсь, останется на сцене, пока живы все те, кто с «Ежиком» связан. (Смеется.)

Поделиться

Зона интерактива

– Ваши зрители сидят на сцене, они пытаются контактировать с героями сказки?

Вячеслав Косарев:

– Они стараются помочь героям, пытаются изменить ситуацию. У нас нет черты между зрителем и сценой, поэтому дети спокойно выходят в зону интерактива. Поэтому зона импровизации наших актеров все время зависит от реакции зрителя, и спектакли получаются разными. Иногда детей бывает трудно усадить, угомонить, и это забавно. Сложно, но интересно. Актеры всегда готовы к эксперименту.

Поделиться

– Готово ли было к подобному эксперименту руководство театра?

Вячеслав Косарев:

– Как выяснилось, да. Мы показали спектакль, он понравился и был включен в репертуар.

Александр Черепанов:

– Хотя делали мы спектакль вне плана, в свободное от работы время. Поскольку режиссерского диплома у меня пока нет, я только учусь в театральном институте Екатеринбурга, в мастерской Вячеслава Анисимова, то свои идеи воплощаю альтруистически. Но вот спектакль вошел в репертуар – замечательно. На нашей сцене мы его показали уже три раза, а также съездили с ним на фестивали в Озерск и Курган. Он всюду прошел на ура, провала не случилось. В Озерске его смотрел театральный зритель.

Вячеслав Косарев:

– А в Кургане мы дважды показали «Ежика» в театре кукол. И сегодня курганские зрители ждут, когда мы его еще привезем. Сарафанное радио сработало. (Смеется.)

Поделиться

Чем больше «улиток», тем лучше

– Альтруизм на этом не заканчивается, насколько я знаю, вы стали инициаторами театральных читок в молодежном? Что читаете, как народ вовлекаете?

Вячеслав Косарев:

– Мы зрителя завоевали!

Александр Черепанов:

– Идея возникла после проведения на площадке нашего театра лаборатории в рамках фестиваля РАМТа «Колесо». Тогда прозвучала фраза: «Где же молодые Чеховы и Горькие, которые должны писать хорошие пьесы для современного театра?» И мы их начали искать. В двухстах километрах от нас есть город Екатеринбург, где Николай Владимирович Коляда занимается подготовкой молодых драматургов, – замечательные ребята, талантливые, понимающие... Они пытаются создать драматургию, созвучную нашему времени. Во все эпохи люди искусства ищут «героя нашего времени». И каждый драматург находит своего. Герои разные.

– Недавно критик Александр Архангельский говорил о том, что российский театр, как это ни удивительно, сегодня переживает новый подъем...

Александр Черепанов:

– И нам хочется быть в контексте этого подъема, а не за бортом. Так возникли наши читки, мы сплотились вокруг артиста нашего театра Бориса Черева и решили показать зрителю, что есть сегодня свои Чеховы и Горькие. И на Урале их особенно много, благодаря Коляде. Два года назад мы открыли проект читок. Потом Борис Филиппович в историческом музее создал Центр ненормативной лирики и жеста, а мы продолжаем «читать» при нашем театре. Чем больше «улиток», которые создают в городе кислород, тем лучше.

– Читка – способ проверить текст на зрителе?

Александр Черепанов:

– И это тоже. Читка читке рознь. Поскольку я учусь в Екатеринбурге, то бываю там на различных театральных проектах; там читка все-таки больше презентация текста. А мы пошли по другому пути – пытаемся сделать из читки эскиз спектакля, зрелище. Какой-то угол зрения на пьесу даем зрителю. А потом у нас обязательны обсуждения – некая обратная связь со зрителем. Очень важно понять: получили люди то, за чем пришли, или нет? А само студийное явление, как правило, привлекает другого зрителя. К нам ведь приходит не тот зритель, который покупает билеты на репертуарные спектакли.

Поделиться

– Драматургов приглашаете?

Александр Черепанов:

– Им даже можно задавать вопросы. Были у нас Андреев, Шергин, Васьковская, Уткина, Дымшаков... В прошлом сезоне мы провели целый цикл читок детских пьес, на которые приходили не только взрослые зрители , но и дети. А пьесы замечательные – там и эксперименты со временными петлями, и погружение в сюрреалистическую реальность, и фэнтези, то есть они нагружены образами, смыслами. Тексты непростые, но дети очень хорошо реагируют. В том числе мы читали пьесу «Эмиль – большая голова» Светланы Баженовой – одну из лучших современных пьес для детей. Это сказка с оригинальным сюжетом уровня Перро, Андерсена. Зрители на читке плакали. Хочется этот проект продолжить в 2017 году и поставить спектакль по прошлой читке пьесы «Бог ездит на велосипеде» Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной. Пьеса чудесная.

Поделиться

Вячеслав Косарев

Вячеслав Косарев:

– Зритель воспринимает тексты пьес лучше, чем мы думали, значит, надо двигаться в этом направлении.

– Почему это происходит?

Поделиться

Александр Черепанов

Александр Черепанов:

– Потому что зритель в современной драматургии видит себя со стороны. Сегодня надо сильно постараться, чтобы зритель увидел себя в Чацком или Онегине, соотнес себя с их окружением. Или с героями Шекспира, например. Поэтому помимо классики нужна современная драматургия. Надо больше смотреть интересного, необычного, непривычного. Как принято сегодня говорить, выходить из зоны комфорта. Потому что смотреть телевизор у себя на диване – это, как говорит один современный драматург, «не огонь».

– В новогодние каникулы позовете на читку?

Александр Черепанов:

– Читка пьесы «Колыбельная Марселя Марсо» ученицы Николая Коляды Марии Конторович в исполнении народной артистки России Ольги Теляковой будет 27 декабря в 18:00.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...