15 октября вторник
СЕЙЧАС +5°С

Победа шаурмы и конец эпохи суши: каким был 2016 год для челябинского общепита

Поделиться

Снижение покупательской способности челябинцев напрямую отразилось на количестве их походов в рестораны, кафе, бары и ночные клубы. Это привело к тому, что конкуренция стала более жесткой, игроки стали искать способы не увеличивать средний чек при растущих аренде и закупочных ценах, а некоторые, не закрывая заведений, попробовали их продать. Самые яркие события на рынке общепита Челябинска, которыми запомнился 2016 год, – в материале 74.ru.

Японскую кухню «подсушили»

Дешевые службы доставки суши осложнили жизнь заведениям японской кухни

Весной этого года стало известно, что развлекательный холдинг «Мегаполис» закрыл все расположенные вне торговых комплексов суши-бары «Дзёдо». В частности, перестали работать заведения на Энтузиастов, пересечении проспекта Ленина и Цвиллинга, а также в Тополиной аллее. Генеральный директор КРК «Мегаполис» Александр Одольский тогда отмечал, что причиной закрытия заведений стало снижение актуальности формата, а также появление большого количества конкурентов – в основном сервисов доставки суши и роллов. При этом заведения «Дзёдо», которые находятся в торговых комплексах Челябинска («Фиеста», «Фокус, «Алмаз», «Радуга») и в самом КРК «Мегаполис», продолжают работать.

– Компании, занимающиеся доставкой суши, очень сильно демпингуют по ценам, – объяснил Александр Одольский. – Они имеют такую возможность, поскольку фактически у них нет затрат на аренду. К сожалению, организуя такое производство суши в частных квартирах или дешевых помещениях, предприниматели часто не соблюдают санитарные условия, руководствуясь убеждением «все равно никто не проверяет». Тем не менее рынок они уронили. Часть наших заведений перестала быть рентабельной, поскольку мы платим аренду, и они находятся в достаточно дорогостоящих по аренде помещениях, преимущественно в центре города.

Работать нельзя продать

«Частную пивоварню Спиридонова» выставили на продажу за 155 мллионов рублей

В 2016 году несколько известных в Челябинске действующих заведений их собственники пытались продать. Однако, судя по всему, покупатели для них так и не нашлись: объявления о продаже так до сих пор и красуются в Интернете. А один ресторан закрыли, попытались сдать помещение в аренду под другой проект, а затем передумали и открыли снова.

В сентябре на сайтах объявлений о продаже бизнеса появилось предложение приобрести ресторан «Частная пивоварня Спиридонова», расположенный в цокольном помещении бизнес-дома на проспекте Ленина. Собственник выставил объект по цене 155 миллионов рублей.

Ресторан работает в Челябинске уже 10 лет – его открыли в 2006 году. Площадь помещений заведения составляет более 1700 квадратных метров, число посадочных мест – 400, благодаря чему в нем часто проводились крупные банкеты.

– Объявление носит сугубо технический характер и необходимо для прохождения оценки инвестиционной привлекательности для дальнейшей постройки аналогичных проектов в других городах, – сообщил владелец ресторана Сергей Спиридонов. – Как собственник уверяю, что речь идет не о закрытии бизнеса, но всему в мире есть нужная цена, и определенные предложения и правда могут заинтересовать в плане перевода активов в иные виды деятельности.

В октябре 74.ru сообщал о том, что в центре Челябинска выставлена на продажу по цене в 230 тысяч долларов проработавшая 13 лет кофейня «Старая Италия». Собственник в объявлении сообщил, что хочет продать заведение в связи с «территориальным переносом основного бизнеса», однако эксперты отметили, что, скорее всего, кофейня не была прибыльной в последнее время, и у владельца больше нет желания ею заниматься. Об этом говорят, в частности, проблемы с выплатой зарплаты сотрудникам заведения, которых руководство кофейни уволило, набрав новую команду.

Кофейня «Старая Италия» работает, но ей уже ищут нового хозяина

Пытаются продать и известную в городе пиццерию Al Capone, расположенную напротив цирка на улице Братьев Кашириных. При этом его владелец Александр Надеин, который ранее уже продал другие свои заведения общепита, сообщил, что объявление о продаже пиццерии – всего лишь попытка собственника (сам ресторатор арендует помещение) оценить интерес потенциальных покупателей к объекту.

Пиццерию Al Capone пытались продать за 22 миллиона рублей 

А вот ресторан «Ричард», который работал на северо-западе Челябинска с 1999 года, в августе этого года закрыл свои двери, после чего у входа появилось объявление о сдаче помещения в аренду. Поэтому многие удивились, когда в ноябре руководство ресторана объявило о том, что он возобновляет работу.

Ресторан «Ричард» в этом году успел закрыться и снова открыться 

Управляющий ресторана Максим Бровченко сообщал, что изначально закрытие заведения было связано с необходимостью технологического переоснащения:

– Оборудование устарело, нужно было его менять, поэтому ресторан закрыли. И в этот момент стоял вопрос, продолжать ли вообще бизнес. Пытались сдать его в аренду, однако потом отказались от этого.

В итоге заведение заработало вновь, причем в старом формате, только уже с новым шеф-поваром и без экспериментов с авторской кухней.

Питерский бар заслонил «Лунный свет»

На месте «Лунного света» теперь работает бар питерской сети XXXX

В октябре на Кировке закрылся клуб-ресторан «Лунный свет» с одноименным караоке-баром. Собственник заведения решил отказаться от прежней концепции и заключил франчайзинговый договор с питерской сетью баров XXXX, заведения которой работают в ряде городов России. Челябинский бар под этой вывеской открылся в ноябре.

– Мы изучили местный рынок и пришли к выводу, что здесь работает большое количество заведений, которые по своему формату просто копируют нас, причем, на наш взгляд, делают это не на высшем уровне, – отметил руководитель проекта франшизы сети баров XXXX Вадим Покрамович. – Тогда мы решили запустить проект в Челябинске, чтобы показать жителям города, что такое настоящие "Иксы"».

Владельцы заведения обещают сделать бар «яркой альтернативой ночным заведениям Челябинска», предлагая гостям «отдохнуть по полной программе». Планируется, что в баре будут выступать звезды различного уровня.

Эксперты отметили, что танцевальных баров в Челябинске довольно много, в том числе на Кировке, однако сеть XXXX действительно располагает раскрученным брендом и не останется без потока посетителей. С другой стороны, люди стали реже ходить в такие заведения из-за снижения реальных доходов, поэтому ждать аншлага новому бару тоже не следует.

Открытие бара XXXX вместо «Лунного света» – не единственное событие ресторанной Кировки этого года. На пешеходной улице в 2016-м закрылся еще ряд заведений, в том числе пиццерии Mix Pizza и Like Pizza Cut, бар «Тепло», ночной клуб Casa Project и другие. Между тем на Кировку вышли и новые игроки: кроме XXXX это, например, ресторан грузинской кухни Alazani и Comedy Cafe, которое откроется в самое ближайшее время.

Ирландская замена «Огням большого города»

«Огни большого города» закрылись, а на их месте появился ирландский паб

Ресторан «Огни большого города», открывшийся на проспекте Ленина в прошлом году, спустя всего несколько месяцев закрылся в феврале 2016-го. Большую часть года площадка пустовала, пока ее не занял новый игрок – франчайзинговый партнер федеральной сети ирландских пабов Harat's Pub. 74.ru стало известно о его предстоящем открытии в октябре. Первых посетителей паб принял в начале декабря.

Как рассказала 74.ru управляющая пабом Harat's Елизавета Чучулинцева, средний чек заведения составляет 1200-1500 рублей в зависимости от выбранных напитков. В ассортименте большое количество сортов пива, включая эли и стауты. Кухня в основном европейская, в том числе в ней представлены аутентичные ирландские блюда. Количество посадочных мест – от 120 до 140.

Эксперты отметили, что формат Harat's несколько отличается от других пабов, работающих в Челябинске, поэтому не будет составлять им прямую конкуренцию. В частности, давно работающий в городе Fox&Goose рассчитан на более взрослую аудиторию, в то время как Harat's ориентируется на молодежь. Что касается успеха нового паба, то многое будет зависеть от того, как челябинский партнер реализует концепцию сети на местной площадке, полагают рестораторы.

Ни денег, ни корпоративов

Ресторан «Веранда» испортил челябинцам новогоднее настроение 

Неприятный сюрприз преподнесло своим клиентам руководство ресторана «Веранда», работавшего на улице Орджоникидзе. Приняв ряд заказов на проведение новогодних корпоративов и других банкетов и взяв предоплату, заведение закрылось, а его директор перестала выходить на связь. Место «Веранды» занял другой арендатор – ресторан AngelA.

Ресторан «Веранда» работал на одном месте уже несколько лет, имел своих постоянных клиентов, поэтому никто не ждал подвоха. Заведение было довольно вместительным (160 мест), в меню гостям предлагались блюда европейской и русской кухонь, блюда, приготовленные на гриле.

Еще в первой половине осени заведение спокойно принимало заказы на проведение банкетов, а в октябре завершило свою работу, уступив площадку другому арендатору. Клиентам, которые внесли предоплату за банкеты в «Веранде», деньги никто не вернул. После этого с директором закрывшегося ресторана пытались связаться и сами обманутые заказчики, и представители AngelA, которым пришлось отвечать на вопросы недовольных, однако она не отвечала на звонки.

Шаурма наступает

2016 год отметился большим количеством открытых павильонов по продаже шаурмы

Между тем на рынке общепита Челябинска в 2016 году произошел еще ряд открытий, рассказывать о каждом из которых в отдельности мы не считали нужным, поскольку это небольшие проекты, в основном не отличающиеся оригинальностью. Однако налицо тренд массового открытия заведений стрит-фуда – павильонов по продаже шаурмы, кофе с собой, шашлыков и так далее.

– Стритфуд в этом году очень сильно продвинулся на рынке, – говорит руководитель проекта RestoNews Азат Сапармамедов. – Популярность набрали разные концепции, начиная от повального увлечения шаурмой, которая появилась на каждом углу, и заканчивая такими проектами, как GrillХаус. В формате стрит-фуд стали готовить бургеры, пиццу, стейки и, конечно же, шашлыки. Причина популярности – относительно низкая стоимость вложений в бизнес, при этом в хорошем месте можно зарабатывать нормальные деньги. Гриль-бары – это уже более серьезные проекты, но и рынок этот более свободный.

Еще один тренд года – продолжение моды на восточную кухню, в частности, на блюда стран бывшего СССР.

– Стали популярными блюда стран бывшего Советского Союза – Грузии, Узбекистана, Армении, – отмечает ресторатор Артур Андреев. – Между тем прошла мода на японскую и итальянскую кухни, которые еще несколько лет назад были очень востребованными.

Выживают сильнейшие

Эксперты отмечают, что в 2016 году с рынка продолжают уходить слабые игроки, не выдерживая конкуренции.

– Уходят многие начинающие рестораторы, закрываются неудачные проекты, – говорит Артур Андреев. – Клиенты распределяются между теми, кто остался. Также стоит отметить, что большинство заведений ищет способы не увеличивать средние чеки, подавая клиентам за те же деньги меньше и заменяя ингредиенты на более дешевые.

Что касается японской кухни, то качественные суши-бары, по мнению Артура Андреева, вытесняют с рынка вовсе не другие форматы и концепции, а дешевые службы доставки, которые предлагают покупателям менее качественный, но более дешевый товар. Разницу в качестве оценит не каждый, а разницу в цене видят все.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    30 дек 2016 в 12:49

    А почему только по одному Дзёдо судим?! Суши Вок - отличная сеть японской кухни и с качеством у них нет проблем....и с ценами тоже! Насколько известно - они открыли новый магазин на Доватора. И кризис ни при чем. Работать надо на потребителя! Ранее очень любила Дзёдо - но соотношение цена-качество у них давно на нуле. Это не реклама - но СУШИ ВОК их обогнали по качеству уже давно

    Гость
    30 дек 2016 в 13:02

    На фиг суши и шаурму, только пельмени и холодец!

    Гость
    30 дек 2016 в 13:17

    А нам в последнее время просто жалко стало отдавать немалые деньги за роллы, хоть и очень их любим. Килограмм роллов по цене килограмма дорогой красной рыбы, но этой рыбы в этих роллах плевок. А если учесть, что сейчас продавцы стараются еще и обмануть, то обвешивают, то кладут более дешевые ингредиенты, То красная цена им 300 рублей за кило.