Ћюдмила  остина: искушение

 артинам известной уральской художницы Ћюдмилы  остиной более всего подходит термин «полотна». ќни не просто огромны по размеру, но вмещают целые пласты истории и человеческих судеб, порой невозможно глазом определить количество персонажей на ее холстах. ќна окончила знаменитое ћухинское художественное училище в Ћенинграде и вернулась в родной „ел€бинск. «ћы были романтиками, – говорит Ћюдмила Ќиколаевна. – Ќам тогда хотелось показать дорогу в замечательное будущее, так нас воспитывали. » вот в какую жизненную м€сорубку отправила нас истори€. Ќо нельз€ руки опускать, надо все это отразить в своих работах. ≈сли художник сегодн€ ничего не делает, то он просто предатель!»

Ћюдмила  остина: искушение

 » она не опускает рук. ¬ мастерской нас с искусствоведом √алиной “рифоновой ждала нова€ работа Ћюдмилы  остиной.

 Ћюдмила  остина: Ёто праздник 9 ћа€ в моей любимой деревне ¬арламово.

Ћюдмила  остина: искушение

√алина “рифонова: „ерез «¬арламовский цикл», как вижу, ты мен€ешь свой стиль. –аньше было состо€ние полета, стройность, твои персонажи словно вознос€тс€. ј сейчас они станов€тс€ телесными, приземленными. Ѕольшеголовые какие-то, маленькие, словно карлы. ƒуховное начало уходит. ‘игуры станов€тс€ монструозными. «начит ли это, что человек внутренне деградирует?

– Ќе это ли самое и происходит с нами сегодн€?

Ћюдмила  остина:  ак жизнь сегодн€ идет, так и человека, как говор€т мои ученики, колбасит. “ак и должен отразить происход€щее художник. я привыкла делать это честно.

√алина “рифонова: я этим летом была в ѕрадо в ћадриде. ¬ темном зале выставлены отдельно все поздние картины √ойи из его ƒома глухого – пройду один раз по залу и убегаю, не могу находитьс€ там долго: смотришь и видишь, как деформаци€ внутреннего мира человека сказываетс€ во внешнем его облике, как происходит уход от красоты божественной.  акие-то рожи.  акие-то монстры. ћучительно смотреть...

Ћюдмила  остина: Ќет-нет, этого не произойдет в моей новой работе. ƒумаю, € рано эту работу вам показала. Ётого делать не нужно.

Ћюдмила  остина: искушение

 – Ћюдмила Ќиколаевна, вы чувствуете, как в вас преломл€етс€ день сегодн€шний? „то вас пугает?

Ћюдмила  остина: я этой современной жизнью настолько плотно живу – у мен€ сегодн€ 13 детей. » все в моем доме. Ёто мои сыновь€, невестки, внуки и правнуки. » вот € живу в этой гуще, в этих жерновах. ѕоэтому страха перед реали€ми нет, времени нет на страх. ≈сть огромна€ необходимость работать и работать.

» плюс мои ученики каждый год такие разные, такие современные дети. ќни не очень похожи на нас в пору нашей молодости, они совсем другие. ѕервое наставление, которое € даю своим ученикам, – никогда и ничего не бойтесь. „еловек все может преодолеть – нужно просто сесть и спокойно подумать, выход будет об€зательно найден.

ќдин мой внук только что в армию ушел, в —евастополе служит. ƒругой внук живет в ¬арламово – вырастил двух тел€т, порос€т. ¬от мое любимое ¬арламово – лес, река... ¬ начале ма€ лес только-только начинает зеленеть, потому что долго холодно там у нас. » вот 9 ма€ деревь€ в зеленой дымке. ј на той стороне реки – пам€тник јлеше.

– ќчень необычный пам€тник

Ћюдмила  остина: ƒа, мужичок такой деревенский в пилоточке, только что домой вернулс€ с фронта, автомат опустил, воевать он больше не хочет.

Ћюдмила  остина: искушение

 – ќн действительно существует в ¬арламово, этот пам€тник?

Ћюдмила  остина: Ќет. Ёто € его поставила. (—меетс€.) „то такое современна€ деревн€? –аботы нет. ƒеревн€ пьет, гул€ет. ∆ивет в нищете. —тарые солдатики по праздникам к пам€тнику приход€т, честь отдают јлеше. Ќо никто из молодых не любит сегодн€ армию. ј женщины, как всегда, в трудах, в заботах, все на них держитс€. » вот они собрались всей деревней на 9 ћа€, пируют. ѕочему ѕластов может отразить в своих работах пирушку, а мы не можем попировать?! (—меетс€.)

–омантики-то мы романтики, окончившие элитную художественную школу (ћухинское училище), но жизнь диктует свои услови€. ƒа, нам тогда хотелось показать дорогу в замечательное будущее, так нас воспитывали. » вот в какую м€сорубку мы попали. Ќельз€ сегодн€ руки опускать – надо это отразить в своих работах. ≈сли художник ничего не делает, то он просто предатель, немощное ничтожество! ’удожник должен впитывать жизнь и быть современным всегда, в любой ситуации.  расивеньких картинок сегодн€ и без нас наделают. „то мы видим на выставках? “о как будто тараканы по полотну ползали, то речка, кустик и забор...

√алина “рифонова: “еперь все выставки – без жюри. –аньше были выставкомы, но во времена выставкомов были другие проблемы. ќднажды, уже на выставке, комисси€ решила сн€ть работу Ћюдмилы  остиной «  ѕугачеву», им показалось, что трактовка не соответствует партийным установкам, тогда художник  учма за€вил: «¬ знак протеста и € снимаю свою работу!» ƒругие художники его поддержали. Ёто был 1978 год. » тогда избрали компромиссный вариант – повесили картину Ћюдмилы под лестницей. Ќо оставили! “аким образом, художники одержали победу над выставкомом. ј выставкомы всегда возглавл€ло, конечно же, партийное руководство.

Ћюдмила  остина: ј  остина всегда бунтует. ≈сть у мен€ еще две новые, совершенно бунтарские работы, чтобы зритель пришел на выставку и вздрогнул. ≈му нужно сказать сегодн€: «“ы –одину свою люби! ќбрати внимание, что с народом творитс€!» ј любить, как ѕришвин говорил, – это знать. “рудно нам всем сегодн€, но только мы можем сделать –оссию нормальной страной, только мы можем решить свои т€желые проблемы и подт€нуть молодых. ¬идите вот (”казывает на свою новую картину.), что с молодыми происходит, – вот напьютс€ сейчас и начнут морды друг другу бить. ј старики – инвалиды войны, старые солдаты – смотр€т на все это с осуждением: что же происходит-то, почему молодежь не знает цену жизни? ƒа. ≈сли ты не замечаешь, как твои родители и деды труд€тс€, как маютс€ они на этой земле, то ты ничего не поймешь в жизни. » не поймешь, почему они т€нут этот канат – будто бы куражатс€ (в картине), а за этим большой смысл.

√алина “рифонова:  артины Ћюдмилы  остиной – это действительно живописна€ драматурги€. ћне нравитс€, что эта художница – человек корневой. » когда мы обсуждаем какие-то трудные моменты, она всегда говорит: «ј чего нам печалитьс€, мы ведь у себ€ дома». Ёто так здорово! ¬ этом звучит така€ внутренн€€ сила!

Ћюдмила  остина: “ак сила любой страны – в человеке. ј искусство – это театр, искус, искушение, поиск. » зрелище должно быть таким, которое сразу человека захватывает.  огда мы учимс€, то с натуры рисуем, портретики разные... ј когда входим в искусство, мы попадаем в атмосферу искушени€ – воссоздани€ параллельного мира, осмыслени€ происход€щего, в музыку жизни. „то нам сегодн€ красивости, когда молодежь живет как на сковородке?!

√алина “рифонова: —таршее поколение наших чел€бинских художников все мировоззренчески пропускает через себ€. ” Ћюдмилы  остиной все событи€ переплавл€ютс€ в искусство. ¬от работа «¬оскресный день» – приехали художники к дет€м в лагерь. ћы узнаем здесь и  онстантина ‘окина, и —ерге€ „еркашина, и Ћюдмилу  остину, и ¬€чеслава —орокина...

«¬оскресный день» 1980 год

Ћюдмила  остина: ¬ этой работе весь день отражен, врем€ мен€етс€: утро, полдень и вечер.

√алина “рифонова: ѕо сути это концепци€ классицистической картины: круг жизни, природный цикл, дневной цикл. ћы найдем это у всех старых мастеров. » тему пейзажа как образа движени€ жизни, личности, вечной природы.

«  ѕугачеву», 1980 год

Ћюдмила  остина: «  ѕугачеву» – это мой любимый „ебаркуль, который € знаю очень хорошо. ƒетство там прошло, мои родные жили на одной улице – вот эти дома. » эту степь за озером € наизусть знаю. —умерки над „ебаркулем. » бабы в сумерках кажутс€ розовыми, и горы в сумерках весной тоже розовые, потому что зелень еще нежна€, бледна€, и закат ее окрашивает в розовые тона. » камни розовые. ј все, что мокро от росы, блестит в лучах заход€щего солнца. ѕоэтому вот такое розовое состо€ние в этом полотне. ƒа, в т€желые времена бабы всегда на переднем плане. » вот лет€т они по улицам, только подолы развеваютс€. ј мужики уже верхом. ¬ отр€д к ѕугачеву направл€ютс€. » бабы бегут за ними, прощаютс€, кричат...

«”тро»

√алина “рифонова: ќдин из замечательных пейзажей Ћюдмилы  остиной «¬арламовский бор. ”тро». √де еще увидишь такие деревь€, в которых столько символики. –оскошь така€.

Ёта работа находитс€ в фондах „ел€бинской картинной галереи. ƒеревь€ этой художницы – действительно особое чудо. ¬ них кроетс€ ощущение древа жизни. ќни все стру€тс€, насквозь пронизаны светом.

Ћюдмила  остина: —ам бор ¬арламовский – чудо!  огда едешь из „ел€бинска на грузовике в ¬арламово – все пол€ и пол€, и вдруг – стена. Ёто бор начинаетс€. ≈сть у мен€ еще зимний бор...

«—осны зимой». 1991 год

√алина “рифонова: √л€д€ на занесенные снегом деревь€, ты физически чувствуешь звонкость морозного воздуха, чистоту этого снежного холода, и сколько оттенков в этой белизне снежной.

«Ѕанный день в ¬арламово». 2006 год

Ћюдмила  остина: Ёто тоже деревн€ ¬арламово – «Ѕанный день». ƒеревн€ ¬арламово лежит на той стороне ”велки, а мой дом – на этой стороне реки, и здесь же бани всей деревни. ќни у реки все. Ќачало апрел€, дни половодь€. Ќо холодно еще и деревь€ все в инее. —уббота, люди топ€т бани. Ѕабы, мужики, дети – все пар€тс€, потом сид€т на солнышке. » самовары тут, и выпивка. ј солнышко сделало свое дело, и после обеда вода вскрылась – половодье началось, мост смыло. » теперь в деревню надо идти вокруг, по бору, через деревню Ўабунино – это долгий путь!

– Ёто что – реальное событие или вымысел художника?

Ћюдмила  остина: ¬се на моих глазах происходило. — утра так хорошо было, спокойно, а после обеда вода пошла и мост смыло, как не бывало его. ј люди отдыхают, и тут – конец праздничному настроению. Ёто и юмор, конечно, и сочувствие, и истори€ замечательна€.

√алина “рифонова: ѕр€мо-таки антична€ тема рока. ¬о врем€ персональной выставки Ћюдмилы  остиной в музее искусств мы эту картину повесили на главную стену зала. “ака€ красотища по цвету, пластике. „увственна€ работа, эмоционально богата€.

– ћне очень нравитс€ мощный поток вырвавшейс€ из-подо льда реки.

√алина “рифонова: Ётот водопад как разделение холода и тепла. «десь все золотитс€ солнцем, а там, за потоком воды, – еще лед и холод. ј кака€ сложна€ пластика человеческих фигур – мощные формы ¬озрождени€. » произрастает все это из каких-то самых простых ситуаций.  ак и цикл «Ѕег» Ћюдмилы Ќиколаевны.

«Ѕег» 2000 год

– Ёто гимн спорту?

√алина “рифонова: —корее, молодости, движению. Ёто модернизм советского времени. –абота 2000 года – перва€ в этом цикле. ќна находитс€ в фондах „ел€бинской картинной галереи. ќчень динамична€ работа.

Ћюдмила  остина: Ёта работа сделана темперой и потому очень м€гка€ по звучанию красок. ћасло придает больший контраст работам. ѕервый мой «Ѕег» направл€ем греческими богами: вот Ќептун, который указывает направление. ¬ саду мы видим ¬енеру, ƒискобола – древние образы. ј бегуны мчатс€ по часовой стрелке и добегают до арки √лавного штаба в ѕетербурге... » мой любимый бор здесь, откуда тоже бегуны выскакивают – в трусиках спортивных... Ќе зр€ тема бега мен€ так занимает. Ћегкой атлетикой € с детства увлекалась: была в сборной по легкой атлетике „ел€бинска, в сборной по спортивному туризму —вердловска, когда там училась, в республиканской сборной по спортивному туризму, когда в Ћенинграде училась.

¬ работах «Ѕег-2011» и «Ѕег-2012» все происходит на фоне высоток нашего северо-запада. “ам не только спортсмены, но и лошади, которых € очень люблю. Ћошадь – мощь древней стихии движени€.

– Ћюдмила Ќиколаевна, почему стилистика вашей работы «ѕоследнее утро –€зани» совершенно ина€?

«ѕоследнее утро –€зани». 1980

Ћюдмила  остина: —итуаци€ того потребовала. „ерез два часа от –€зани останутс€ одни угольки... —ветает и город увидел лес воинов с востока под своими воротами. “рагеди€ строгости требует.

– ѕтицы как кружат, чу€ беду!

√алина “рифонова: » восход какой! ¬от вам представление о времени и пространстве.

Ћюдмила  остина: ј это совсем друга€ работа – «¬озвращение дочерей». ¬ ѕолетаево возвращаютс€ с фронта сестрички милосерди€. ≈дет грузовичок и всех высаживает по деревн€м: пока он высадил «иночку (сестру моей матери) и ее подружку, вс€ деревн€ уже примчалась встречать.

«¬озвращение дочерей»

√алина “рифонова: «¬озвращение дочерей» – это просто шедевр. –абота абсолютно безупречна€. ∆аль, что музей все еще ее не купил. ѕосмотрите, какие топол€ здесь!

Ћюдмила  остина: ¬оенных впечатлений много. Ѕабушка рассказывала: идут и идут эшелоны через ѕолетаево. ќстанавливаютс€. ќткрываютс€ двери теплушек, и народ вываливает тучей темной – весь измученный. » у всех мешок через плечо на веревке. ј на площади привокзальной рынок, и все туда, потому что поесть надо. ћо€ семь€ здесь, на перроне, папа на велосипеде, мама, брать€ мои. ”гощают всех лепешками. ¬от –одина наша, где накорм€т и спасут. –абота мо€ так и называетс€ – «–одина-мать наша». » «ѕервый трактор» – все та же площадь: амбары, ворота рынка. Ётих верблюдов € еще видела. » вот все на рынке что-то покупают, вдруг треск раздаетс€. „то такое? ѕервый трактор идет по деревне!

«ѕервый трактор». 1993 год

√алина “рифонова: Ёто тоже корнева€ вещь.  артина одно врем€ принадлежала „ел€бинскому тракторному заводу. ќни ее и заказали к юбилею, но остались к ней совершенно равнодушными.  то-то позвонил в музей и предложил ее забрать. ћы, конечно же, вз€ли. ¬ „ел€бинске картину «ѕервый трактор» в начале 30-х писал ¬андышев. ј Ћюдмила  остина – уже новое поколение художников, и она осмысливает эту тему по-другому.

«’леб. 1950» 1983 год

Ћюдмила  остина: ƒа, „“« заказал мне картину, а јлександра ѕахмутова к юбилею написала дл€ них песню. ј это снова „ебаркуль. ћо€ ода хлебу. Ёто п€тидес€тый год, голодно. ћы приехали на каникулы к бабушке. ќна нас посылала на рассвете очередь занимать за хлебом. » вот мы прибегали, едва начинало светать, к магазину, номер на руке химическим карандашом писали и ждали возок с хлебом. ¬ восемь утра, в половине дев€того он по€вл€лс€. Ћошадка, а на телеге €щичек, совсем небольшой, с надписью «’леб». » все понимали, что хлебы всем не хватит! »з магазина выходила тетушка, люди начинали помогать разгружать хлеб. ј потом, конечно, ругались, потому что те, кто без номеров, пытались влезть без очереди. Ќо мы, реб€тишки, не обращали на это внимани€ – попутно игрой были зан€ты. ј бабы, видите, успевают посудачить: и соседок обсуд€т, и советскую власть к черт€м пошлют...

√алина “рифонова: ¬от так в работах Ћюдмилы  остиной переплетаютс€ истори€, быт народный и мифы. ќна фантастически точно соедин€ет реальность и вымысел.

Ћюдмила  остина: искушение

Ћюдмила  остина: ƒа, мне скучно вал€ть дурака. ≈сли € берусь за работу, то всю себ€, с кост€ми, кладу в нее. „то дышать, что рисовать – все едино дл€ мен€. Ёто не мо€ заслуга, это гены – и бабка мо€ такой была, и мать. ¬се были мастерицы вышивать, шить, готовить... 

ѕомимо полотен, которых дес€тки, художница сделала более 20 росписей в здани€х „ел€бинска, в городах области, в ”фе, но почти все они сегодн€ скрыты от людских глаз: что-то ушло под так называемый евроремонт, что-то покрыто толстым слоем извести, как, например, панно в √»ѕ–ќћ≈«е. ¬озможно, когда-нибудь известь смоют, и будущим поколени€м посчастливитс€ сделать большое открытие в мире искусства.