Город «Сушки» сделают потише?

«Сушки» сделают потише?

Верховный суд 20 марта частично изменил решение Челябинского облсуда о приостановлении полетов Су-24М над жилым массивом. В Москве вынесли поистине соломоново решение: полеты разрешить, но при условии что они не будут нарушать покой граждан, соответствуя российскому законодательству. Исполнить такое решение практически невозможно, считает юрист фонда «За природу» Анна Ильина, представлявшая интересы граждан в суде. Командование авиабазы Шагол в свою очередь заявило, что решение справедливое и выполнено будет моментально. В ситуации разбирался корреспондент Chelyabinsk.ru.

Полеты открыты

Заседание апелляционной инстанции ВC продолжалось в среду почти пять часов. В результате был вынесен вердикт и озвучена пока только его резолютивная часть, мотивировочная появится на третьи сутки. Решение вступает в силу немедленно.

«Верховный суд частично удовлетворил апелляционную жалобу Минобороны РФ на решение Челябинского областного суда о признании незаконными и не соответствующими требованиям санитарных правил и нормативов действий Министерства обороны РФ по размещению и формированию авиационной базы из трёх эскадрилий с базированием на аэродроме Шагол, – рассказала юрист фонда «За природу» Анна Ильина. – Из решения облсуда исключено обязание Минобороны о приостановлении полетов Су-24М. Но при этом ВС обязал ответчиков обеспечить полеты с уровнем шума, соответствующим санитарным нормам. Как исполнить такое решение суда, лично мне непонятно. Потому что глиссада, при которой уровень шума максимальный, проходит по одной траектории, и изменить ее невозможно, так как взлетно-посадочная полоса одна».

Су-24М – российский фронтовой бомбардировщик, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. По состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25-27 лет.

Теперь на основании того, как Минобороны исполнит судебное решение, правозащитники определятся, что будут делать дальше.

В частности, уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов, который очень обрадовался решению суда, считает, что у юристов и обычных граждан отныне развязаны руки. «Такое мудрое решение восстанавливает права жителей, которые должны жить в тихом городе, – отметил Алексей Севастьянов. – Минобороны, представив на последнем заседании экспертное заключение о том, что шум самолетов не влияет на жизнь горожан, загнало себя в тупик. Военные думали схитрить: получить разрешение на полеты. Они его получили, но с оговоркой. Выполнить его практически невозможно в данных условиях. Поэтому, если самолеты начнут летать, а уровень шума не будет соответствовать нормам, на военное ведомство можно будет заводить дела вплоть до уголовных».

Между тем представители военного ведомства озвучили корреспонденту Chelyabinsk.ru трактовку решения ВС, отличную от версии Анны Ильиной. «Во-первых, в решении сказано признать выполнение полетов законными, во-вторых, привести полеты в соответствие с законодательством РФ, – рассказал источник сайта, пожелавший остаться неназванным. – Они давно приведены в соответствие, различные комиссии регулярно приезжают на авиабазу Шагол с проверками. Так что решение суда будет исполнено немедленно».

Заместитель командира авиабазы Шагол полковник Александр Шкребтий вердикт суда считает справедливым. «Мы люди государственные. Готовы исполнить решение Верховного суда России», – заявил он.

В поисках компромисса

Вице-губернатор Челябинской области Игорь Мурог согласился, что при существующей глиссаде решение суда исполнить практически невозможно, но при этом исполнять его надо. Власти в срочном порядке будут искать компромисс с военными, чтобы разрешить неудобную ситуацию.

«Мы изучим решение суда, соберем совещание с участием военных, правозащитников, прокуратуры, будем искать точки соприкосновения, – сказал Игорь Мурог. – Скорее всего, будем отталкиваться от ранее озвученных вариантов, хотя все они непростые и затратные. Также на экспертном уровне будет рассмотрено заявление представителей Минобороны, что полеты уже изменены таким образом, что не превышают установленного уровня шума. В частности, военные летчики заявляют, что изменили начало отрыва бомбардировщиков от ВПП и заход на посадку и теперь полеты не влияют на жизнь горожан. Замерим, проверим. Ситуация требует скорейшего решения.

Военные мнения

Преподаватель ЧелГУ, кандидат филологических наук, доцент Кирилл Ратников посвятил стихи решению Верховного суда: Вердикт сей мудр и необлыжен,
Опять увидим всю красу –
Нет, не фанеры над Парижем,
А над Челябой наших СУ.
Им очень кстати пригодится
Режим бесшумного пике:
Пусть в тайне стерегут границу
От всех радаров вдалеке.
И никакого с неба грома,
Всё будет тихо (как Бог свят!)
Ну только иногда у дома
Случайно стекла задрожат...

Военный комиссар Челябинской области Александр Бочкарев отметил, что в иске правозащитников, безусловно, есть доля правды. Но они не правы в том, что обвиняют во всех грехах летчиков авиабазы.

«Личный состав авиабазы просто стал заложником ситуации, – считает Александр Бочкарев. – Ведь все решения о дислокации воинских соединений принимаются главкомом. Никак сами летчики не могут взять и по собственному желанию улететь из Челябинска».

Военком также добавил, что в ближайшем будущем передислокация авиабазы на аэродром Упрун просто невозможна, поскольку там нет технических условий для базирования воинского соединения.

Между тем начальник 5-го факультета подготовки штурманов ЧВВАУШа полковник Юрий Панасенко выразил мнение, что соседство с авиабазой хоть и полезно для курсантов в плане возможности проходить обучение на фронтовых самолетах, но в целом не слишком удобно.

«Часть помещений, которые ранее занимало училище, сейчас занята личным составом авиабазы, – отметил Юрий Панасенко. – И, не скрою, нам приходится тесниться. К примеру, занято наше здание штаба, а мы сейчас размещаем его в учебной аудитории. Занята часть казарм, столовая. Да и аэродром не резиновый».

Юрий Панасенко согласился с коллегами, что переезжать в Упрун авиабазе в настоящее время очень неудобно. А вот «коробочку», по которой летают «сушки», все-таки можно еще немного расширить, чтобы еще более удалить полеты от городских кварталов.

«Хотя мы живем в Шаголе и, наверное, попросту привыкли к шуму бомбардировщиков, – заключил полковник. – К тому же мы понимаем, что ребята с авиабазы не виноваты в том, что в голову к министру пришло перенести соединение в Челябинск».

«Перевестись недолго, опыт у нас есть, – отметил Александр Шкребтий. – Вот только куда переводиться? Мы представили вице-губернатору Мурогу выводы независимых специалистов, во что обойдется перебазирование бомбардировщиков. ВПП Упруна была построена в 1977 году. Нормативный срок службы полосы – 15 лет. Чтобы привести ее в соответствующее состояние, необходимо порядка 2,4 миллиарда рублей. Плюс к этому нужны техническая, военная, социальная инфраструктура. Если же создавать военный городок на новом месте, то он обойдется, по предварительным оценкам, примерно в семь миллиардов вместе с инфраструктурой аэродрома (а мы, замечу, часть постоянной боевой готовности!) и без учета подъездных путей. Выделят ли такие деньги, вопрос не к нам».

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления