„ел€бинец јлександр —мольников решил через суд доказать, что его необоснованно поместили на несколько лет в интернат дл€ умственно отсталых детей. — первого класса мальчик считалс€ «дебилом», но последн€€ комисси€ сн€ла все страшные диагнозы. 24-летний молодой человек уверен, что годы, проведЄнные в специализированном интернате, а не обычном детдоме, лишили его возможности на нормальную жизнь. ѕодробности — в материале 74.ru.

ћолодой человек считает, что его необоснованно поместили в школу-интернат
ћолодой человек считает, что его необоснованно поместили в школу-интернат

” јлександра —мольникова грамотна€ речь и правильные рассуждени€. ѕро таких говор€т: «Ќе Ёйнштейн, но хороший парень». ћаленьким мальчиком чел€бинец попал в детдом, а когда пришло врем€ идти в первый класс, его отправили в школу-интернат № 9 дл€ детей-сирот с нарушением интеллекта.  ак возник диагноз и на основании каких документов ребЄнка определили в специализированное учреждение, не €сно до сих пор.

— ћы сделали запросы в районные медико-психолого-педагогические комиссии. Ќи у кого документов о том, что у них проходил обследование јлександр —мольников, не оказалось. ѕри этом до помещени€ в интернат јлександр не был на учЄте у психиатра с каким-либо диагнозом, — объ€сн€ет представл€ющий интересы молодого человека юрист ƒенис –езниченко.

–ешение комиссии о переводе ребЄнка в специализированное учреждение носит рекомендательный характер. ѕоскольку —аша осталс€ без родителей, в 2001 году его судьбу решало руководство детского дома № 5. Ќо ни детдом, ни интернат тоже не смогли предоставить заключение комиссии.

 омитет по делам образовани€ не может найти заключение комиссии, по которому јлександра отправили в интернат
 омитет по делам образовани€ не может найти заключение комиссии, по которому јлександра отправили в интернат

»стори€ оказалась бы банальной: дети с умственной отсталостью или восьмого вида в детдома попадают часто — сказываетс€ плоха€ наследственность, педагогическа€ запущенность и, как правило, ужасные услови€ жизни. Ќо случай јлександра выбиваетс€ из общего р€да. „ерез дес€ть лет после попадани€ в интернат он «неожиданно поумнел», и все диагнозы с него сн€ли. ќб умственных способност€х молодого человека говорит хот€ бы тот факт, что недавно он отучилс€ в автошколе и получил права.

ƒес€ть лет, проведЄнных в интернате, јлександр вспоминает с ужасом.

— Ёто был насто€щий ад, мен€ били и унижали, — рассказывает —мольников. — ƒо сих пор помню ощущение, как воспитатель заехала мне ногой в лоб, потому что € огрызнулс€. ј однажды на голову мне вылили литр сока, который привезли спонсоры. ≈щЄ было правило — с каждого стола отдавать две котлеты воспитателю, мы это делали, а друг с другом делились половинками. ƒа, можно сказать, что € был конфликтным и неудобным, но не потому, что делал что-то со зла, а потому, что отстаивал свою точку зрени€, сопротивл€лс€ всем этим унижени€м, вступалс€ за других.

¬ медицинской карте јлександра перва€ запись датирована 2003-м, то есть через два года после поступлени€ в интернат. ¬ ней говоритс€ о диагнозе «лЄгка€ умственна€ отсталость».

¬ областном центре диагностики и консультировани€ ежегодно —аше подтверждали диагноз «умственна€ отсталость», затем в областной психбольнице интернатовцу поставили другой диагноз — «смешанное расстройство поведени€ и эмоций».

— — 17 феврал€ по 4 марта 2011 года јлександр проходил обследование в областной психоневрологической больнице, там поставили другой диагноз, но нам эти сведени€ не были переданы, — говорит руководитель центра ќльга  ондакова. — Ёто должно было сделать руководство школы-интерната как законный представитель либо сам ребЄнок по достижении им 15-летнего возраста.

ѕо словам молодого человека, после обследовани€ в психбольнице его как выпускника интерната отправили снова в областной центр диагности и консультировани€, где специалисты вновь поставили ему «умственную отсталость»

¬ 2013 году военкомат отправил јлександра на новое обследование. ѕосле наблюдени€ в стационаре в карте по€вилась запись «психически здоров».

ќльга  ондакова отмечает, что если бы информаци€ о смене диагноза была воврем€ передана в центр диагностики и консультировани€, то јлександр мог бы пойти в вечернюю школу и получить нормальное образование.

јлександр вспоминает, что в интернате были дети с разным уровнем способностей, но он к учЄбе всегда относилс€ ответственно.

— ¬ интернате дали образование на уровне четвЄртого класса, то есть мы не проходили алгебру, геометрию, физику, химию. «атем нас направили в училище, сейчас это „ел€бинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени яковлева. Ќам предлагалось две профессии — штукатур-мал€р и шве€. я выбрал обе специальности. Ќо таким, как €, выдаетс€ не аттестат, а свидетельство. я бы хотел учитьс€ дальше, но без аттестата это невозможно. ≈сли бы € отучилс€ в простой школе, то мо€ жизнь сложилась по-другому, — рассуждает јлександр.

јлександр обратилс€ в суд, чтобы защитить от подобной ситуации других детей
јлександр обратилс€ в суд, чтобы защитить от подобной ситуации других детей

ѕо словам молодого человека, несмотр€ на то, что диагнозы у него были, инвалидность он не получил. ѕосле выхода из интерната —аше от отца досталась дол€ в «двушке».

— ћоим друзь€м, которые были со мной в интернате, давали квартиры по соцнайму в новых домах, а € ничего не получил.  опил каждую копейку и выкупил долю квартиры у сестры. ћой брат продал свою часть бывшему «тюремщику». ћне приходилось его терпеть несколько лет, но € выдержал. —ейчас квартира в моЄм распор€жении, но в ужасном состо€нии — предстоит большой ремонт, — делитс€ планами јлександр.

ћолодой человек четыре года работает мерчендайзером на крупном предпри€тии.

— ћне всю жизнь приходитс€ доказывать, что € нормальный.  онечно, кто-то после интерната спиваетс€ или попадает в тюрьмы. ќни хот€т вернутьс€ к тому образу жизни, где их накорм€т, напо€т и спать уложат. ј € хочу жить жизнью простого нормального человека, — говорит —мольников.

»менно это заставило јлександра обратитьс€ в суд. ќн предполагает, что в интернатах было подушевое финансирование, поэтому учреждени€м был выгоден каждый ребЄнок.

— я хочу, чтобы мо€ ситуаци€ стала примером равнодушного отношени€ к дет€м и такого больше не повтор€лось, — объ€сн€ет јлександр.

ѕо словам юриста ƒениса –езниченко, подобной судебной практики в „ел€бинской области нет. »ск јлександра предъ€влен пока к областному центру диагностики и консультировани€. Ќа заседании, которое состо€лось 25 июл€ в ÷ентральном райсуде „ел€бинска, городской комитет по делам образовани€, который может стать соответчиком, попросил вз€ть паузу дл€ ознакомлени€ с документами. ќказалось, что сейчас даже сложно вы€снить, кому подчин€лись в то врем€ детский дом и школа-интернат. “огда существовали районные управлени€ образовани€, которые на данный момент преобразованы в структурные подразделени€ комитета. —ами учреждени€, в которых воспитывалс€ јлександр, теперь относ€тс€ к комитету социальной политики администрации „ел€бинска.

–уководитель областного центра диагностики и консультировани€ ќльга  ондакова объ€снила, что изменилс€ и пор€док получени€ образовани€ детьми восьмого вида.

— ” комиссий есть лицензии на оказание медицинских услуг, поэтому после обследовани€ может законно ставитьс€ диагноз. ¬ нашем центре существует даже стационар, чтобы дети обследовались на прот€жении нескольких дней. ¬сего через нас за год проходит более 3,5 тыс€чи детей. –одители или законные представители сами решают, направл€ть ребЄнка в коррекционную школу или нет. —ейчас развиваетс€ инклюзивное образование, поэтому дети, в том числе восьмого вида, могут посещать обычные школы, — уточн€ет ќльга  ондакова.

јлександр надеетс€, что в суде ему удастс€ доказать необоснованность помещени€ в интернат и возместить моральный ущерб. ѕравда, врачи-психиатры, которые наблюдали молодого человека, уже предупредили его, что в случае назначени€ новой комиссии диагноз может вернутьс€.

ѕристальное внимание к коррекционным школам на ёжном ”рале возникло в начале года, когда три приЄмные семьи, вз€вшие из интерната под „ел€бинском под опеку семерых мальчиков 10–14 лет, рассказали о фактах насили€ над ними. ѕедагоги учреждени€ за€вили, что отстающие в развитии дети могли придумать страшные истории. ћамы считают, что в интернате с детьми мало занимались, поэтому никакого прогресса не было. ќдна из женщин рассказала, что вз€ла дев€тилетнего ребЄнка, который практически не говорил. „ерез полгода зан€тий и пребывани€ в семье мальчик начал хорошо говорить. ¬ середине апрел€ власти прин€ли решение о расформировании учреждени€, назвав в качестве официальной причины коммунальную аварию. ¬се подробности этой истории — в публикаци€х 74.ru.

¬ июле бывшего воспитател€ муниципального центра помощи дет€м «Ќадежда» признали виновным в жестоком обращении с несовершеннолетними. ¬сем пострадавшим дет€м на момент совершени€ преступлени€ было по семь-восемь лет. ¬ центре они пребывали, пока их родители отбывали наказание в местах лишени€ свободы.