“е, кто регул€рно пользуютс€ «яндекс.“акси», наверн€ка сталкивались с «телефонными залипалами», лихачами и «светофорными дальтониками» за рулЄм
“е, кто регул€рно пользуютс€ «яндекс.“акси», наверн€ка сталкивались с «телефонными залипалами», лихачами и «светофорными дальтониками» за рулЄм

јварии автомобилей с логотипами «яндекс.“акси» в „ел€бинске происход€т регул€рно и уже пор€дком надоели. »з-за них гибнут люди, бьютс€ машины и сто€т многокилометровые пробки. Ќам даже предложили ввести отдельную рубрику, посв€щЄнную таким ƒ“ѕ. Ќо мы решили поступить по-другому, и журналист 74.ru отправилс€ устраиватьс€ водителем в «яндекс.“акси» и разобратьс€, проход€т ли водители сервиса какие-либо проверки, профессиональную подготовку и есть ли ограничени€ по времени работы — много аварий происходит из-за переутомлени€. ≈сли коротко, то нет. ѕодробнее — в нашем репортаже.

¬ таксопарке подчеркнули, если ƒ“ѕ не по твоей вине, никаких проблем не будет
¬ таксопарке подчеркнули, если ƒ“ѕ не по твоей вине, никаких проблем не будет

„то мы имеем дл€ трудоустройства: один потенциальный таксист с российским паспортом, правами категории B, восьмилетним стажем и легендой о желании сменить профессию маркетолога на таксиста. „то нам нужно: брендированный «яндексом» автомобиль в аренду и возможность выйти на линию в самый короткий срок.

Ќекоторые таксопарки предлагают работать на Hyundai Solaris и KIA Rio, кто-то ограничиваетс€ Lada и Datsun
Ќекоторые таксопарки предлагают работать на Hyundai Solaris и KIA Rio, кто-то ограничиваетс€ Lada и Datsun

ѕервым делом ищем в Google, что нужно сделать дл€ трудоустройства, получаем в поисковике несколько миллионов страниц, многие из которых сул€т заработок более 100 тыс€ч рублей. Ќо трезвое воспри€тие мира и врождЄнна€ недоверчивость не позвол€ет алчно на них кликать — ищем официальную страницу сервиса и оставл€ем за€вку, выбира€ работу на арендном автомобиле. »з «яндекс.“акси» набирают в течение получаса и рассказывают, что в „ел€бинске на данный момент есть два таксопарка-партнЄра, которые готовы предоставить брендированный «болид» и все услови€ дл€ начала работы. ќдин находитс€ на северо-западе, другой — в центре. Ќа вопрос, возможен ли вариант совмещени€ с основной работой, по телефону ответили утвердительно. ¬ реальности же оказалось, что это не так.

 стати, по слухам, владельцы этих таксопарков раньше были друзь€ми, а их супруги — сЄстры. Ќо произошел какой-то конфликт, и они разделили бизнес. “еперь один таксопарк не берЄт сотрудников, работавших у своего конкурента. “ак ли было на самом деле — ручатьс€ не будем, но приписка с этим условием на досках объ€влений есть.

—начала отправл€емс€ на северо-запад, там нас на улице встречает бойкий молодой парень в трениках. ” здани€, где расположилс€ таксопарк, стоит дес€ток брендированных автомобилей Datsun и премиальный Mercedes с красивым номером 001 и одинаковыми буквами. ¬споминаютс€ рекламные страницы с обещанием баснословного дохода, и уже начинаю задумыватьс€, на что буду тратить сотни тыс€ч рублей.

¬нутри происходит короткий диалог, который на собеседование никак не т€нет.

— ќпыт работы есть? ј стаж вождени€ сколько? ≈сть во что переодетьс€? — сразу начал расспрашивать молодой человек. — —егодн€ начать готовы? ≈сли нет, то когда? ј чем до этого занимались и из-за чего решили помен€ть сферу?

ќтвечаем честно на всЄ, кроме вопроса про работу — здесь придерживаемс€ легенды о маркетинге. ƒалее заполн€ем не слишком подробную анкету, отдаЄм документы дл€ сн€ти€ копий, после чего поступает предложение обучитьс€ работе в приложении и сразу приступить к извозу. —правок от нарколога и об отсутствии судимостей не прос€т. ≈сть ноги, руки, голова и водительское удостоверение категории B — ты подходишь. 

ѕомещение вокруг аскетичное, но чистое и прибранное. ј ещЄ на стене висит множество объ€влений дл€ водителей. Ѕольшинство карательные — с информацией о разного рода штрафах, но есть и поощрительное: приведи водител€ — получи две тыс€чи рублей. —тановитс€ пон€тно, почему таксисты порой во врем€ поездки так активно зазывают к ним устроитьс€.

¬ наличии сейчас там есть только Datsun on-DO на газу за 1 800 рублей в сутки. «авози деньги по утрам и не вылезай из-за баранки хоть круглосуточно — дело исключительно твоЄ. ћинимальный срок аренды — п€ть дней, автомобиль сдавать в парк не надо, но все траты целиком и полностью на тебе. ѕо крайней мере, так говор€т. ≈сть ещЄ вариант с регламентированной работой по часам и сделка 30/70, при которой большую часть заработанных денег ты сдаЄшь таксопарку. √—ћ — пополам, мойка — за свой счЄт. ѕодумалось, что вр€д ли в таком режиме у мен€ получитс€ накопить на свой Mercedes.

Ѕрендировать можно и личный автомобиль, так, по легенде, получаешь больше за€вок
Ѕрендировать можно и личный автомобиль, так, по легенде, получаешь больше за€вок

–азузнав, что нас интересовало, «сливаемс€» и едем во второй таксопарк. –азумеетс€, использу€ всЄ тот же сервис «яндекса». Ќе упускаем момент и расспрашиваем его об услови€х работы.

— ” мен€ машина не арендна€, работаю на процент — 40 мне, 60 — таксопарку. ¬ообще, у нас в городе пор€дка 20 таких таксопарков, услови€ везде несколько отличаютс€, можно поискать, что больше подходит, — отвечает водитель. — ј почему вообще решил в такси пойти? 

ќтвечаем, что не устраивает зарплата в 30 тыс€ч рублей, всЄ по легенде.

— ƒа нормальные вроде деньги. «ато спокойно в офисе и гарантированно. ¬ такси чего только не насмотришьс€, столько пь€ных неадекватов, наркоманов, — делитс€ молодой человек. — ƒа и по-разному всегда выходит: можно за выходные семь тыс€ч накатать, а может получитьс€, что газ только отобьЄшь. ” опытных уже свои хитрости, кто-то вообще только в часы пик работает, чтобы все сливки собрать при повышенном спросе. ќдин знакомый набирает по утрам попутчиков через сервис BlaBlaCar, едет в ≈катеринбург и таксует там целый день. «аказов больше, да и тарифы интереснее, «жирнее». ќбратно вечером — всЄ с тем же BlaBlaCar.

“акже по пути обсуждаем другие варианты работы — на своей машине и аренды у частника с возможностью выкупа. ¬споминаем последние новости, св€занные с «яшей» (таксисты зовут так «яндекс.“акси»): аварии, про случай у вокзала, где водителю компании-партнЄра бомбила проломил голову кастетом — ещЄ одна опасность профессии.

ќпасности подстерегают таксистов регул€рно, особенно тех, кто не боитс€ работать в ночное врем€
ќпасности подстерегают таксистов регул€рно, особенно тех, кто не боитс€ работать в ночное врем€

¬торой таксопарк окружают исключительно немецкие автомобили. ¬нутри — немногословные мужчины, один из которых всЄ доступно объ€сн€ет.

— ћашины только Volkswagen Polo, не арендные, не выкупные, все на механике. –абота — сутки через сутки, двенадцатичасовых смен нет.  то-то работает сутки через двое, кто-то — сутки через трое. ќплата от 40 до 50 процентов в зависимости от кассы (удалось ли преодолеть рубеж в 7 500 рублей за смену), — разъ€снил серьЄзный мужчина с крупным кольцом на пальце. — ¬се машины на газу, √—ћ с компанией — пополам, выплата — сразу же. ƒл€ работы необходим телефон на базе Android. ” нас стаж 12 лет. ћы вас всему научим, покажем. Ќикто вас просто так не отправит на смену. ¬се новые водители приход€т к 13 часам в любой день. ћы обучаем, делаем тест-драйв, загружаем программу, учим пользоватьс€. √рубо говор€, если вы пришли в час, то около трЄх вы выйдете на линию и будете работать до утра. ≈стественно, с перерывами: час — днЄм, три часа — ночью. ¬се цифры реальные, хал€вщиков у нас нет, у нас здесь всЄ правильно, жЄстко. –абота т€жЄла€, мужска€. „тобы накатать 7 500, придЄтс€ попотеть.

„тобы подтвердить, что всЄ так просто, мы обратились к действующему таксисту. ќн предположил, что минимальна€ проверка всЄ же есть (на судимости) силами таксопарка после сканировани€ документов. Ќо иногда соискатели сознаютс€ в прошлых грехах самосто€тельно — так, один из кандидатов пришЄл устраиватьс€ водителем такси, име€ за плечами угон. ≈го почему-то не вз€ли.

— —начала € работал в «”бере» на своей машине. ѕри устройстве включали обучалку на планшете, тест был. ј в «яндекс» € устроилс€ вообще спонтанно, — рассказал таксист. — ¬Єз человека, он начал спрашивать все подробности, сколько выходит и так далее. —казал, что в «яндексе» сейчас промоакци€, плат€т по 300 рублей в час помимо поездок, просто за то, что на линии находишьс€. я прикинул, что неплохо за онлайн так получать, дал ему данные, он при мне на телефоне зарегистрировал. 300 рублей, конечно, не давали, он просто *** [обманул] мен€. јккаунт осталс€, но ездить € не стал, обидно было, что так нагрели. ј потом уже через какое-то врем€ вернулс€ попробовать, вдруг там лучше. ќказалось, что выходит побольше и прога адекватнее.

«атем наш собеседник был вынужден избавитьс€ от своего автомобил€ и решил перейти на брендированный автомобиль. ≈му досталс€ KIA Rio на полном «фарше» — аренда выходит в две тыс€чи рублей за сутки.

— √л€нул на «јвито» объ€влени€ таксопарков, обзвонил несколько, поговорил по телефону. √де более-менее, туда и поехал, — добавил таксист. — «аполнил анкету, паспорт и права с собой нужны были. ѕрошЄл собеседование и через день вышел работать. ќбъ€снил, что € на «яндексе» несколько мес€цев успел поработать, мне не надо ничего рассказывать, всЄ знаю и умею, только мотор дайте. Ќужен был только зар€дник с проводами и телефон на «јндроиде» с держателем.

ќбещани€ таксопарков о заработке будущих таксистов ниже, чем у случайных сайтов, в 2–2,5 раза
ќбещани€ таксопарков о заработке будущих таксистов ниже, чем у случайных сайтов, в 2–2,5 раза

¬ итоге получаетс€, что зайти с улицы в таксопарк и начать возить пассажиров может практически кто угодно. —вой первый заказ он получит уже через несколько часов. ¬ то же врем€ рабочий день длитс€ 24 часа, а при аренде машины может и больше, в зависимости от ответственности водител€ и его жажды заработать. ѕредставьте, какой реакцией обладает человек после суток за рулЄм.

ћожно ли изменить ситуацию — вопрос сложный. ”жесточа€ услови€ приЄма на работу и усилива€ контроль за режимом работы через путевые листки, таксопарки проиграют конкурентам, которые не чураютс€ работать «всерую» и «вчЄрную». » кажетс€, что инициатива должна исходить от сервиса «яндекс.“акси», учитыва€ его попул€рность и все новости об авари€х, людских жертвах. Ќо дл€ агрегатора это однозначно обернЄтс€ убытками, так что шанс на перемены невелик. ј расплачиватьс€ за всЄ придЄтс€ нам — пассажирам.

ѕредставители сервиса «яндекс.“акси» не согласились с такой позицией и сообщили, что вопрос безопасности пассажиров на посто€нном контроле.

— ћы понимаем всю важность вопросов безопасности наших пользователей, поэтому мы много инвестируем в технологии, — рассказали в пресс-службе «яндекс.“акси». — јлгоритмы «яндекс.“акси» автоматически отключают от заказов водителей наших партнЄров, слишком долго работающих на линии без отдыха – насколько нам известно, никакой другой сервис в –оссии не предполагает подобного контрол€ за усталостью. ”же тестируем запуск системы мониторинга скоростного режима водителей по GPS-треку и предупреждаем водител€, если он нарушает скоростной режим. ѕеред первым выходом на линию каждый водитель проходит об€зательный дистанционный фотоконтроль автомобил€ и водительского удостоверени€, на которых провер€етс€ соответствие данных из профил€ авто и профил€ водител€ тому, что мы видим по факту на фотографи€х. Ёти инструменты позвол€ют нашим партнЄрам повышать безопасность и качество услуг, а также предотвращать и снижать аварийность.

Ётим летом к нам приходил другой таксист, который на услови€х анонимности подробно рассказал о нюансах профессии. „асть читателей тогда попыталась уличить его в лукавстве — уж очень положительным им показалась его истори€.