–инат –аев был назначен муфтием „ел€бинской и  урганской областей в 2006 году
–инат –аев был назначен муфтием „ел€бинской и  урганской областей в 2006 году

ƒва мес€ца прошло со страшных событий в ћагнитогорске, где в новогодние дни прогремело два взрыва — в доме на  арла ћаркса, 164 и в маршрутном такси. ѕри обрушении подъезда погибли 39 жильцов, а в «√азели» при странных обсто€тельствах — трое мужчин-мусульман. ƒва мес€ца силовики хран€т молчание об обсто€тельствах взрыва в доме и о стрельбе вокруг маршрутки, лишь призвав не верить за€влению запрещЄнной в –оссии террористической организации «»сламское государство», вз€вшей на себ€ ответственность за оба взрыва.

–асследование 74.ru показало, что во врем€ операции силовиков по задержанию маршрутки в ней погибли трое мужчин, сравнительно недавно прин€вших ислам, ходивших в мечеть и собиравшихс€ на квартирах, где читали религиозную литературу. 

 ак на ёжный ”рал мог проникнуть радикальный ислам и что делаетс€ дл€ предотвращени€ терактов? ќб этом мы поговорили с муфтием „ел€бинской и  урганской областей –инатом –аевым о том, чем сегодн€ живут мусульмане в регионе.

ѕровокации на выборах

— ѕосле терактов в –оссии или за рубежом всегда возникает всплеск негатива к мусульманам, мигрантам. ¬ы ощущаете это после событий в ћагнитогорске?

— я разговаривал со спецслужбами. ћне сказали, что св€зи между взрывом в доме и возгоранием маршрутки нет. ¬ интернете писали, что в машине были экстремисты-террористы, но мне ответили, что там другой мотив. —корее всего, эти люди и не были членами магнитогорской общины мусульман (но их часто видели в соборной мечети на Ћевом берегу ћагнитогорска. — ѕрим. ред.).

Ќе могу сказать, что есть всплеск негатива к мусульманам. “рагеди€ объединила всех. ћагнитогорска€ община помогла организовать гор€чее питание дл€ спасателей. Ѕыл объ€влен сбор средств дл€ помощи пострадавшим. Ќа открытый счЄт дл€ пострадавших нами собрано и перечислено 518 тыс€ч рублей.

ѕод завалами оказалась семь€ таджика. ћужу удалось спастись, а его беременна€ жена и трое детей погибли. ћагнитогорские св€щеннослужители и прихожане провели все необходимые обр€ды перед отправкой покойных на родину.

ћусульманска€ община помогала пострадавшим в ћагнитогорске
ћусульманска€ община помогала пострадавшим в ћагнитогорске

— ¬ магнитогорских мечет€х сменились имамы и было несколько провокаций. — чем они св€заны?

— ћы проводили в мир иной имама-мухтасиба ”льфат-хазрата. ѕо канонам ислама, до проведени€ похорон должен быть выбран исполн€ющий об€занности, чтобы паства не оставалась без руководител€ и богослужени€ не прерывались. »сполн€ющим об€занности имама-мухтасиба представлен –ашид Ћатыпов дл€ дальнейшего утверждени€ ¬ерховным муфтием –оссии, а имамом Ћевобережной мечети — јлмас «арипов. ¬ конце €нвар€ имамом-мухтасибом ћагнитогорска был назначен –ашид Ћатыпов. Ќо были попытки устроить провокации.

¬ ћагнитогорске существует нека€ городска€ общественна€ организаци€ «ћестна€ Ќационально-культурна€ автономи€ татар «“атар рухы»», которой городские власти, видимо, по незнанию предоставили помещение дл€ проведени€ собраний. ќни пытались продвинуть свои кандидатуры, внести смуту в общину. ’отели сыграть на том, что Ћатыпов не имеет религиозного образовани€, но он очень опытный человек, много лет вЄл хоз€йственные дела с прежним имам-мухтасибом ”льфат-хазратом.

ƒл€ ведени€ региональных дел была представлена кандидатура заместител€ имам-мухтасиба —аидахмада хазрат јбдулхадова.

“акие же были провокации при выборе имама Ћевобережной мечети. ћен€ порадовала просвещЄнность и мудрость членов общины. ¬се попытки внести раскол были предотвращены.

¬ ћагнитогорске по€вилась организаци€, пытавша€с€ продвинуть своего кандидата на пост имама-мухтасиба
¬ ћагнитогорске по€вилась организаци€, пытавша€с€ продвинуть своего кандидата на пост имама-мухтасиба

—колько сейчас в среднем прихожан в мечет€х ћагнитогорска?

— ќбщее число прихожан — около 15 тыс€ч человек, но это не значит, что эти люди ежедневно бывают в мечети. ћолитвы посещают в праздничные дни около п€ти тыс€ч магнитогорцев. »менно поэтому мы большое внимание удел€ем выбору имама — это должен быть уважаемый, достойный и надЄжный человек, который будет вести общину правильным путЄм. ќб этом мы много говорили и с власт€ми города, и с правоохранительными органами.

ћолитвы на морозе

— ’ватает ли места в мечет€х?

— ¬ ћагнитогорске и в „ел€бинске ситуаци€ такова, что в п€тничные и праздничные дни места мол€щимс€ не хватает. ¬ XXI веке люди хоть в минус 20, хоть в минус 30 вынуждены молитьс€ на улице. —оответственно они не могут послушать полноценные проповеди, их приходитс€ укорачивать, чтобы прихожане не мЄрзли.

“ри года назад администрацией ћагнитогорска была выделена земл€ на улице “евос€на дл€ строительства мечети. ѕолучено разрешение, есть проектна€ документаци€, забиты сваи дл€ нулевого цикла строительства соборной мечети. —казать, когда она будет открыта, сложно, потому что мечети, храмы стро€тс€ годами, на пожертвовани€ физических и юридических лиц по мере возможности.

–инат –аев — ректор –оссийского исламского университета
–инат –аев — ректор –оссийского исламского университета

—  акие национальности представлены в общине ћагнитогорска?

— Ѕольшую часть составл€ют башкиры и татары. ќколо 20 тыс€ч в ћагнитогорске таджиков, многие получили гражданство, есть даже те, кто работает св€щеннослужител€ми в мечет€х, имеют религиозное образование. ќколо трЄх тыс€ч казахов, две тыс€чи — выходцы с —еверного  авказа — это чеченцы, дагестанцы.

ћечети заполнили выходцы из —редней јзии

— ¬стречаете ли вы нестыковки в толковани€х ислама при общении с выходцами из других стран?

—  ардинальных — нет. ћусульмане из бывших стран —Ќ√ сохран€ют традиционный ислам. ƒл€ нас это очень важно, потому что эту религию некие организации пытаютс€ использовать в своих корыстных цел€х, € говорю о радикальном исламе. ¬ 90-е годы многие пытались раскачивать лодку.   счастью, не получилось. 

¬ 2006 году, когда € приступил к об€занност€м муфти€ „ел€бинской и  урганской областей, в чел€бинской мечети, где мы сейчас находимс€, прихожан было очень мало. Ќа п€тничной молитве выстраивались всего в три р€да, многие молились у себ€ дома. Ѕлагодар€ выходцам из —редней јзии мечети стали заполн€тьс€, потом община начала прирастать и за счЄт местного населени€.

 онечно, это не значит, что среди мигрантов нет радикалов, в это течение могут зат€нуть и мусульман, и лиц других национальностей. ћы же знаем, что среди экстремистов-террористов довольного много неофитов.

ћуфтий много времени посв€тил изучению течений радикального ислама
ћуфтий много времени посв€тил изучению течений радикального ислама

≈сли среди этнических татар, башкир есть какое-то представление об исламе, то у тех, кто приходит вновь к вере, его нет. ¬ такой ситуации очень легко прин€ть ложь за чистую монету. я ни в коем случае не виню таких людей, они просто хотели прин€ть ислам, но оказались игрушкой в чужих руках. 

¬ јше, когда мен€ только назначили, мы увидели в мечети прихожан, которые пришли с иными взгл€дами. я спросил: «ѕочему вы отходите от традиций?» ѕарень заплакал: «¬ чЄм мо€ вина? я просто хотел учитьс€!» ќказалось, что он поехал получать религиозное образование в Ѕугуруслан ќренбургской области. ¬ 90-е это было гнездо ваххабитов. ≈го научили так, как там считали нужным.

—  ак вы думаете, почему молодые люди переход€т в радикальный ислам? „то их привлекает в нЄм?

— «ат€гивание в радикальный ислам — процесс постепенный. Ёто вербовка, котора€ проводитс€ очень грамотно. ¬ 90 процентах случаев вербовщики помогают мусульманам морально и материально и подсаживают их на крючок. ќни вид€т, кто только недавно пришЄл в мечеть, кому нужна помощь, подсаживаютс€ к ним, завод€т разговоры, обмениваютс€ телефонами, приглашают на чай. ѕотом начинаетс€ — прочитай эту брошюру, прочитай другую. „асто помогают финансово, этого никто не скрывает, потому что деньгами эти организации очень хорошо подкреплены.

ѕредставители экстремистских организаций начинают вербовку с материальной помощи
ѕредставители экстремистских организаций начинают вербовку с материальной помощи

ѕринц —аудовской јравии ћухаммед бен —алман в 2017 году в газете The Washington Post призналс€, что его государство реализовывало ваххабитский проект, направленный против ———–. “о есть страна официально признала, что это была просто игра, и мы видим, к чему она привела.

«апрещЄнные книги проникают даже в колонии

— ѕочему именно ислам породил экстремистские движени€?

— ћногое происходит от незнани€. ћы в своей газете опубликовали статью о ƒоговоре ѕророка ћухаммеда с христианами. ќн не умел писать, ему было только откровение, поэтому он своей рукой поставил печать, котора€ хранитс€ в ≈гипте на —инайской горе в монастыре —в€той ≈катерины, а копи€ — в музее —тамбула. “ам чЄтко говоритс€, что если ты подн€л руку против христианина, то подн€л руку против Ѕога. ј в —ирии св€щеннослужител€м-христианам отрезали головы. ѕрикрывали свои действи€ исламом. Ёто не ислам, это преследование корыстных целей.

¬ерующий мусульманин не может быть экстремистом, террористом тем более.  огда мы приветствуем друг друга, и говорим: «ћир вам, мир вашему дому и благословени€ ¬севышнего». ¬ыход€ из молитвы, мы тоже просим мира. ѕо телевидению показывали кадры, как террористы положили на бомбу  оран. ѕо учени€м традиционного ислама, ниже пупка опускать —в€щенное ѕисание считаетс€ грехом, не то что класть на него какое-то взрывное устройство. –азве можно их считать после этого мусульманами? Ќет, это всЄ политика.

я бываю в колони€х, в том числе где сид€т за экстремизм. ”дивительно, но даже туда умудр€етс€ проникать запрещЄнна€ литература. ’от€ есть случаи, когда мусульмане, получившие срок за экстремизм, раскаиваютс€ и прос€т о встрече с имамом.

— ¬ы лично читали литературу, котора€ признана экстремистской? „то в ней принципиально отличаетс€ от традиционного ислама?

—  огда литература изымаетс€ по решению суда, наши имамы участвуют в экспертном совете дл€ оценки содержани€ радикального толка. „асто говоритс€ о свержении власти. ¬  оране говоритс€: «ѕовинуйтесь ¬севышнему, повинуйтесь ѕосланнику и власть предержащим из ¬ас». ¬ласть дана от Ѕога, хоть мы говорим о светской, хоть о духовной. »слам этому учит, а они от себ€ добавл€ют: если эта власть мусульманска€, то есть во главе должен сто€ть мусульманин, да ещЄ и соблюдающий. ” нас есть президент, губернатор, глава города, то есть с этой властью нужно работать, а не искажать вероучение ислама.

–инат –аев показал, как радикалы искажают смысл фраз из  орана
–инат –аев показал, как радикалы искажают смысл фраз из  орана

„асто поднимаетс€ вопрос халифата. ѕророк ћухаммед чЄтко сказал, после него будет 30 с лишним лет халифат, больше не будет. “ак зачем строить всемирный халифат? Ёто же бредовые идеи, но кто-то их поддерживает, тратит большие деньги дл€ уничтожени€ цивилизации.

“еррористы-смертники называют себ€ шахидами, обв€зываютс€ по€сом со взрывчаткой и устраивают теракты. ¬ исламе шахид — это человек, который отдаЄт свою жизнь ради жизни другого, то есть жертвует собой. Ёто пон€тие радикалы тоже извратили, трактуют всЄ наоборот.

— ѕолучаетс€, что экстремистские организации используют недовольство человека своим положением, властью?

— ƒа, но ведь именно вера и позвол€ет человеку прин€ть жизненные трудности, пережить их. ¬ годы войны 11 тыс€ч башкир из јрга€шского района встали на защиту –одины. Ѕыла создана кавалерийска€ дивизи€ под предводительством генерал-майора Ўаймуратова. ƒуховным управлением мусульман ≈вропейской части ———– и —ибири (ƒ”ћ≈—) объ€влен джихад против фашистской √ермании, верующими собраны средства на изготовление танков и самолЄтов. ѕосле победы —талин в 1946 году разрешил строительство двух мечетей — в городе »шимбай в Ѕашкирии и в „ел€бинске в  урчатовском районе.

ј ведь этому предшествовали гонени€ на религию. — приходом советской власти было уничтожено 14,5 тыс€чи мечетей, более 60 тыс€ч только богословов были репрессированы, не говор€ уже о простых имамах. ¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны все, забыв обиды на государство, встали на защиту –одины. „то их побудило к этому? ¬ св€щенных заветах ѕосланника говоритс€: «Ћюбовь к своей отчизне, защита еЄ рубежей есть св€щенный долг и частица твоей веры».

Ѕлагодар€ муфтию в двух колони€х „ел€бинской области открыты мусульманские молельные комнаты
Ѕлагодар€ муфтию в двух колони€х „ел€бинской области открыты мусульманские молельные комнаты

»мамы читают экстремистскую литературу, чтобы узнать врага лучше

—  ак в „ел€бинской области ведЄтс€ работа с общиной, чтобы мусульмане не переходили в радикальный ислам?

— ¬ первую очередь занимаемс€ повышением религиозной образованности. ћы достаточно черпнули лиха в 90-х годах, когда параллельные структуры отправл€ли мусульман на обучение в  увейт, —аудовскую јравию. ќни вернулись, и мы получили смуту не только на  авказе, даже в “атарстане было покушение на муфти€.

“еперь нам нужно укрепл€ть мечети кадрами, которые могут грамотно доносить ценности традиционного ислама. ¬ нашем регионе стро€тс€ храмы, мечети, но 90 процентов духовенства — люди пожилого возраста, без религиозного образовани€. ƒл€ них мы организовываем семинары, проводим курсы повышени€ квалификации. 

¬ 2018 году при участии губернатора „ел€бинской области Ѕориса ƒубровского возродилось первое образовательное учреждение — медресе «–асули€» в “роицке.

√лавным инструментом в борьбе с радикальным исламом муфтий считает повышение образовани€
√лавным инструментом в борьбе с радикальным исламом муфтий считает повышение образовани€

Ќаше медресе отличаетс€ от других. Ѕлагодар€ сотрудничеству с вузами и техникумами, студенты получают не только духовное, но и светское образование — профессию. Ќа сегодн€шний день 15 шакирдов (студентов) учатс€ в медресе.  онечно существуют некоторые трудности, но в будущем, надеюсь, эти вопросы тоже решатс€.

ћы видим, где есть образованные кадры, где грамотные имамы, св€щеннослужители, там положение в общинах совсем другое. “акже мы организуем летнее обучение детей с проведением последующих районных и городских олимпиад.

Ќаша задача, чтобы люди не просто приходили молитьс€, а впитывали в себ€ ценности — уважение к старшим, стремление помогать другим. Ќедавно в „ел√” проводили встречу со студентами совместно с митрополитом √ригорием. я спросил: « то из вас сегодн€ читал —в€щенные ѕисани€, поднимите руку», подн€ли несколько человек. ј на вопрос: « то из вас сегодн€ общалс€ по телефону» — руки подн€ли все. ћолитвы нужны не Ѕогу, а нам самим. 

≈сли даже все п€тикратные молитвы мы соберЄм воедино, то на них уйдет полчаса. ”тренн€€ молитва занимает п€ть минут, то есть мы п€ть минут не можем найти дл€ себ€, чтобы пообщатьс€ с Ѕогом.

— Ќа обучающих курсах вы беседуете о радикальном исламе?

— ќб€зательно. ≈сли врач не знает анатомию, он никогда не сможет поставить правильного диагноза. “ак же и здесь. —в€щеннослужитель об€зательно должен знать, чем отличаетс€ радикальное течение. ћы привлекаем правоохранительные органы, кураторов, чтобы на зан€ти€х не просто рассказывать о запрещЄнной литературе, но и показывать, как выгл€д€т эти брошюры, какого цвета, кто авторы.

ќ взрывах в ћагнитогорске, шахидах и вере: муфтий „ел€бинской области рассказал о радикальном исламе

Ѕыли попытки молодых людей совершенно других взгл€дов трактовать ислам в угоду своим. Ќам указывали, что мы всЄ делаем не так.   счастью, просветительские курсы дают результат. ѕрихожане выставили этих людей на улицу и объ€снили им, что мечеть — не место дл€ митингов, а во врем€ проповеди может говорить только имам и тот, кому он даЄт разрешение, либо хвастун.

Ќакануне 8 ћарта € читал проповедь «ќтношение ислама к женщинам». ѕосле этого ко мне подошЄл воинственно настроенный молодой человек и вызывающе спросил, почему € объ€вил 8 ћарта мусульманским праздником, но он неправильно пон€л. ѕришлось ему ещЄ раз объ€снить тезисы. 

¬ исламе женщина очень почитаема, в  оране нет сур про мужчин, а про женщин есть. я ему объ€снил на его личном примере. –асстроилась бы его мама, если бы всех женщин на работе поздравили с 8 ћарта, а еЄ нет. ќн кивнул. я ему дальше говорю: «“ак вот возьми и поздравь свою маму, чтобы она была счастлива. ѕророк сказал: «–ай находитс€ под ногами ваших матерей»». ¬от в таких беседах мы и объ€сн€ем традиции и ценности ислама.

ќ взрывах в ћагнитогорске, шахидах и вере: муфтий „ел€бинской области рассказал о радикальном исламе

–инат –аев назначен муфтием „ел€бинской и  урганской областей в 2006 году. —овмещает эту должность с работой ректором –оссийского исламского университета. явл€етс€ также заместителем ¬ерховного муфти€ –оссии по образованию и подготовке кадров. –одилс€ в 1966 году в  урганской области. ѕосле окончани€ школы поступил в “роицкий ветеринарный институт. Ќачальное духовное образование получил в “роицке, затем продолжил духовное обучение в ”фе.

¬зрыв в жилом доме ћагнитогорска прогремел в 6 утра 31 декабр€ 2018 года. ќбрушилс€ целый подъезд многоэтажки, погибли 39 человек. ѕоздним вечером 1 €нвар€ неподалеку от места трагедии взорвалась и сгорела маршрутка, в которой погибли трое мужчин. –одственников погибших в «√азели» допрашивали сотрудники ‘—Ѕ, в их домах провели обыски, там нашли запрещЄнную литературу. 

ѕо данным источника 74.ru, эти два взрыва могут быть напр€мую св€заны. ќднако —ледственный комитет –оссии отказываетс€ как-либо комментировать происшествие с маршруткой, и до сих пор не озвучены обсто€тельства взрыва дома. ќдновременно с выходом расследовани€ 74.ru ответственность за взрыв в многоэтажке вз€ла на себ€ »√»Ћ — запрещЄнна€ в –оссии террористическа€ организаци€. ”став от молчани€ —ледственного комитета, родственники сами начали звонить туда, но встретили глухую оборону.  ак даЄтс€ близким это ожидание и надеютс€ ли они услышать правду — в нашем материале.