јртЄм  раснов о своЄм отношении к вере и религиозным праздникам
јртЄм  раснов о своЄм отношении к вере и религиозным праздникам

 огда на дн€х позвонила тЄт€ и вместо «здрасьте» за€вила «’ристос воскрес!», € от неожиданности стал выбирать из трЄх ответов: «» теб€ тоже!», «Ќи пуха!» и «  чЄрту!». ѕосле неловкой паузы всЄ же вспомнил правильный вариант и сказал: «¬оистину воскрес!». ’от€ и без уверенности.

ћоЄ отношение к религии всегда было двойственно. я атеист в силу воспитани€, но атеист не воинствующий. я никогда не заходил так далеко, чтобы отрицать идею бога, потому что всегда чувствовал чьЄ-то присутствие. »ли просто хотел его чувствовать. «десь мен€ легко подн€ть на смех, тем более доказательств «присутстви€» у мен€ действительно нет.

¬ религи€х мен€ нервирует одно — ритуалы. ѕоследовательности действий, механическое выполнение которых €кобы что-то мен€ет. ѕорой в этой механистичности больше €зычества и невери€, чем в самом €зычестве или даже атеизме. ‘анатичность, с которой некоторые обращЄнные соблюдают ритуалы, их внимание к мелочам, их непримиримость в отношении всех остальных словно маскируют некое внутреннее сомнение. Ѕудто нет дома, а есть только строительные леса, и чтобы скрыть отсутствие дома, леса делают особенно густыми.

ѕосле смерти близкого человека родственники насто€ли, чтобы € пошЄл в церковь. —лужба должна была начатьс€, по-моему, в дев€ть утра. —в€щенник опоздал, и, когда он поспешно входил в зал, € заметил, как он запихивает в джинсы под р€сой ключи от припаркованного у входа Ford Focus. ѕотом он долго и заунывно читал молитву, и € старалс€ погрузитьс€ в неЄ и почувствовать мурашки по спине, которые иногда возникают от спокойной и певучей речи. Ќо мурашек не было. Ёти его джинсы с ключами от Ford Focus не давали мне поко€. я будто увидел механизм куклы, котора€ казалась живой. —воими попытками слитьс€ с молитвой € участвовал в постановке, каждый из участников которой понимал еЄ фанерность, но не хотел портить впечатлени€ другим.

я побаиваюсь церквей, потому что на входе там всегда сидит женщина с сухим и жЄстким лицом, котора€ упрекает теб€, если ты не вполне правильно спросил еЄ о свечах или заказе молитвы. я боюсь церквей, потому что не знаю, как там нужно сто€ть, куда ставить свечу, об€зательно ли креститьс€, нужно ли падать ниц и битьс€ об пол.  ак-то с мамой мы поставили свечу за умершего: мы ещЄ смотрели, как она медленно плавитс€ и гнЄтс€ от собственного жара, как подошла служка, потушила и вырвала еЄ с ремаркой «¬ы же не одни, нужно освобождать место». Ќу, раз нужно…

ћне больше по душе церкви, где никого нет.  ак-то мы нашли разрушенную церковь в селе ќгневском. Ќа еЄ станах сохранились фрески XIX века. ¬ жаркий день внутри было прохладно и свежо, и, сто€ под фресками, € ощущал больший покой и растворЄнность, чем под непримиримыми взгл€дами церковных служек. я всегда думал, что путь к богу — это путь освобождени€. Ќо то, что предлагали мне в действующих церкв€х, напоминало худшую школьную муштру, котора€ делает теб€ кем-то другим.

»ногда мен€ т€нет в церковь, вернее, т€нет к образу некого св€щеннослужител€, который способен пон€ть.  оторый не уповает на догмы, который слушает, сомневаетс€, допускает иное. »ли помогает тебе найти что-то в самом себе.

ћен€ пытались обратить несколько раз. —амый неловкий случай произошЄл, когда мне было лет двенадцать: € гул€л с собакой в парке ѕушкина (теперь € понимаю, что это само по себе грех), когда ко мне подсели две взрослые девицы с гор€щими глазами и гитарой (к счастью, не гор€щей). ќни стали восторженно говорить о боге, настырно спрашивали, согласен ли € с ними, а затем спели пару хвалебных песен, которые показались мне очевидными, как школьные рассказы про Ћенина. ѕрохожие смотрели с недоумением, девицы, по-моему, наслаждались, € же чувствовал себ€ ужасно. ¬прочем, они так поспешно рванули к очередной жертве, словно сдавали норматив по количеству обращЄнных. — тех пор € опасаюсь людей с гор€щими глазами и гитарой. ѕоэтому сторонюсь и бардов.

ћожет быть, моему складу характера больше подходит буддизм с его созерцательностью и культом внутреннего спокойстви€ (мне его не хватает). я много общаюсь с мусульманами и люблю их, и сожалею, что событи€ на Ѕлижнем ¬остоке привели к демонизации их религии. ” некоторых людей есть что-то, что заставл€ет прислушиватьс€ к ним вне зависимости от вероисповедани€.

¬прочем, это лишний раз подчЄркивает, что дело не в самих религи€х, а в идейном зерне, которое передают друг другу (или не передают) их носители. ѕока есть зерно — люба€ религи€ мне по душе. ’от€ € и предпочитаю оставатьс€ наедине с собой, если у человека религиозного есть терпимость к моему образу мысли, у мен€ есть терпимость к его взгл€дам. ≈сли он настырен, € перестаю чувствовать в нЄм причастность к чему-то большему, потому что это большее не должно требовать настырности, чтобы быть замеченным.

Ќо и те, кто слишком вып€чивают свой атеизм и восхвал€ют прагматизм, вызывают у мен€ подозрительность, ведь весь наш прагматизм так и не дал ответа, что такое мы сами и что есть наше сознание. √де начинаетс€ и заканчиваетс€ «я», и имеет ли оно приоритет перед телом или €вл€етс€ лишь его слабым отсветом? ≈сть вопросы, ответы на которые, возможно, лежат не во внешнем мире, а внутри нас самих. » там же может лежать что-то ещЄ.

ќтрица€ религии, мы выплЄскиваем с водой ребЄнка. »х ритуальна€ часть устарела, обрела черты бизнеса и массовых манипул€ций. Ќо идейна€ часть любой религии была и остаЄтс€ тем, что латает чЄрные дыры нашего мировоззрени€. Ѕез ощущени€, что существует что-то сверх теб€, всЄ остальное лишаетс€ смысла. Ѕессмысленность ведЄт к тем большим трагеди€м, за горизонтом которых человек оказываетс€ один на один со смертью и вновь чувствует присутствие того, что сделало его человеком. ѕотом он забывает снова, и цикл повтор€етс€. ” каждого века свои трагедии и сво€ религи€, но наше поколение, возможно, ещЄ не завершило весь цикл.

—трах смерти всегда был одним из поводов стать религиозным. я решил этот вопрос по-другому. ћного лет назад € задумалс€ о том, кем € был до того, как родилс€. Ёто странна€ постановка вопроса, но до 1979 года мен€ не существовало. »ли € существовал в какой-то другой форме. » € как-то с этим справилс€. ѕосле смерти, вполне веро€тно, € вернусь в то же состо€ние, и это состо€ние более вечно и обширно, чем мо€ земна€ сущность. я не знаю, чего в этом объ€снении больше, религиозности или грубого расчЄта, но пока оно мен€ устраивает.

ћне хотелось бы сохранить в себе основную идею любой религии — идею того, что есть нечто большее, необъ€тное и, может быть, абсолютное. „то это абсолютное изредка соприкасаетс€ с некоторыми из нас и через них питает всю нашу жизнь.

Ќо алгоритмическа€ часть религий, котора€ говорит в такую-то дату делать то-то, а в другую дату — другое, не ассоциируетс€ у мен€ с этими важными вопросами. ¬ религиозных алгоритмах дл€ мен€ не больше глубинного смысла, чем в расписании поездов или корпоративных стандартах. » когда кто-то из знакомых сводит всю свою религиозность к таким алгоритмам, € вижу в нЄм лишь диспетчера. «ачем говорить о боге с диспетчером?

¬озможно, человечество еще не раз создаст новую религию, но в совершенно иной оболочке и названную как-то по-другому. ¬ конце концов, дело ведь не в оболочке.

¬ эти выходные чел€бинцы вместе с остальным православным миром отметили ѕасху. ј вот самые необычные фотографии из других городов страны.