√ригорий ќсокин работал на ёжно-”ральской железной дороге 12 лет
√ригорий ќсокин работал на ёжно-”ральской железной дороге 12 лет

30 лет назад произошла железнодорожна€ катастрофа под јшой. Ќо несколько мес€цев спуст€ могла случитьс€ ещЄ одна трагеди€, о которой на 74.ru узнали совершенно случайно от одного из участников инцидента √ригори€ ќсокина. “огда, в 1989 году он работал помощником машиниста, а в редакцию пришЄл по совершенно другому поводу и о тех событи€х упом€нул вскользь. Ќо случай заинтересовал нас в том числе тем, что о нЄм предпочли забыть.

¬сЄ случилось 19 сент€бр€ 1989 года. Ёлектричка, которой управл€л машинист (им€ его называть не будем) и √ригорий ќсокин, забирала дачников с урожаем из пригородных садов. —остав тронулс€ от станции —инеглазово в сторону „ел€бинска в штатном режиме. 

Ќо скоро у поезда вдруг «пропали» тормоза. —корость была больше 60 км/час, что по железнодорожным меркам немало.

— ƒаже на тот момент электропоезд серии «—» прибалтийского производства считалс€ старым — он был одним из пионеров электрификации железных дорог, — вспоминает √ригорий ќсокин. — “ормоза у состава электропневматические, и на одном из перегонов они резко потер€ли эффективность.  огда мы проскочили под уклон очередную платформу, пассажиры, которым нужно было выходить, сорвали стоп-краны, и воздух из системы вышел полностью — мы остались без тормозов.

¬ музее ё”∆ƒ около чел€бинского вокзала мы не смогли найти электропоезд серии «—». √ригорий ќсокин сказал, что по уровню техники к нему был ближе всего вот этот электровоз ¬Ћ22 
¬ музее ё”∆ƒ около чел€бинского вокзала мы не смогли найти электропоезд серии «—». √ригорий ќсокин сказал, что по уровню техники к нему был ближе всего вот этот электровоз ¬Ћ22 

¬последствии √ригорий много размышл€л о том, что могло стать причиной отказа.

— ћашинист был грамотный и педантичный, и сомнений, что он всЄ сделал как надо, у мен€ не было, — рассуждает экс-работник ё”∆ƒ. —  роме того, на платформе —инеглазово есть уклон, поэтому поезд ставитс€ на башмаки. „тобы съехать с них, нужно иметь исправную тормозную систему, потому что если она, например, разр€жена, тормоза будут зажаты, и поезд просто не тронетс€ с башмаков. я точно помню, как во врем€ обхода состава видел штоки пневмоцилиндров в рабочем положении, что говорило о зар€женности системы. ћы проверили тормоза перед троганьем поезда — это делаетс€ всегда, и это видно по ленте самописца.

√ригорий ќсокин показывает, как по визуальным признакам определить, есть ли давление в пневмосистеме тормозов
√ригорий ќсокин показывает, как по визуальным признакам определить, есть ли давление в пневмосистеме тормозов

“ем не менее тормоза отказали, а машинист внезапно выпрыгнул из поезда на полном ходу.

— Ќе знаю, почему он так сделал: он ничего не сказал, просто прыгнул и всЄ, — вспоминает √ригорий ќсокин. — Ќе думаю, что он испугалс€, скорее всего, хотел перебратьс€ в следующие вагоны, чтобы зат€нуть ручные тормоза.

ѕоезда серии «—» выпускались аж с 1929 года и состо€ли из трЄхвагонных секций, кажда€ из которых имела свой мотор. ¬нутреннего перехода между секци€ми не было
ѕоезда серии «—» выпускались аж с 1929 года и состо€ли из трЄхвагонных секций, кажда€ из которых имела свой мотор. ¬нутреннего перехода между секци€ми не было

ѕоезд включал дев€ть вагонов, разделЄнных на три секции, между которыми не было перехода. ѕоэтому попасть в среднюю и заднюю секции можно было только через улицу.

— Ќаверное, он недооценил скорость, потому что перебежать по улице между вагонами можно на малом ходу, а мы шли быстрее 60 км/час, — рассуждает √ригорий. — ѕосле прыжка он получил травмы. —реди пассажиров началась паника. я осталс€ один.

¬переди была станци€ „ел€бинск. √ригорий включил двигатели в режим торможени€ (реверс) и зат€нул ручные тормоза, но ход состава всЄ равно был слишком сильным. „то случилось бы, если бы поезд влетел полным ходом на станцию?

— Ќе знаю, это зависело от положени€ стрелок. ƒумаю, поезд либо врезалс€ бы в сто€щие там вагоны, либо завалилс€ при прохождении одной из стрелок на нерасчЄтной скорости.

√ригорий ќсокин объ€сн€ет, что профиль башмака прижимает его к рельсу при наезде колеса поезда 
√ригорий ќсокин объ€сн€ет, что профиль башмака прижимает его к рельсу при наезде колеса поезда 

» тогда √ригорий прин€л нестандартное решение — он выпрыгнул из поезда с двум€ тормозными башмаками и попыталс€ подставить их под колеса.

— —корость всЄ равно была большой, и первый башмак выбило: он отлетел мне в грудь, — вспоминает он. — Ќо второй удалось положить как надо, и поезд, наехав на него, постепенно остановилс€ на самом въезде на станцию „ел€бинск. я потом посмотрел на свои руки: они все были в крови. 

“равмы, полученные в этом инциденте, по мнению самого √ригори€, через несколько лет приведут к завершению его железнодорожной карьеры из-за ухудшени€ зрени€. ќн до сих пор вспоминает об этом с €вным сожалением. –абота машиниста была дл€ него мечтой.

— ѕосле армии € не колебалс€ — хотел работать на железной дороге и пошЄл учитьс€ вполне осознанно. ћного лет ездил помощником машиниста, потом стал машинистом. Ќо после инцидента здоровье ухудшилось, и пришлось уйти. 

— ƒа, вот такие узкие окна у тех поездов и были, — вспоминает машинист 
— ƒа, вот такие узкие окна у тех поездов и были, — вспоминает машинист 

Ќа место прислали маневровый локомотив, который отбуксировал состав к платформе. —пециалисты изъ€ли из электрички самописец, который фиксирует режим движени€ состава, а √ригори€ и машиниста поезда отправили на три дн€ под домашний арест. ќ результатах расследовани€, если оно вообще было, √ригорий не знает, равно как никто не предъ€вил ему и машинисту каких-либо претензий — дело о неисправных тормозах спустили на тормозах.

ћы обратились за комментари€ми в управление ёжно-”ральской железной дороги, где нам подтвердили, что √ригорий ќсокин работал на магистрали с 1982 по 1994 годы и ушЄл по собственному желанию с должности машиниста электропоезда. „то касаетс€ инцидента, ответ был таким:

— ¬ св€зи с истечением п€тилетнего срока хранени€ документальное подтверждение инцидента, случившегос€ 19 сент€бр€ 1989 года, в архивах ё”∆ƒ и локомотивного депо отсутствует.

“ормозные башмаки — аналог сто€ночного тормоза у автомобил€. »х чаще используютс€ на остановках, но можно примен€ть и в экстренной ситуации
“ормозные башмаки — аналог сто€ночного тормоза у автомобил€. »х чаще используютс€ на остановках, но можно примен€ть и в экстренной ситуации

ѕроисшествие помн€т коллеги √ригори€ ќсокина, с которыми мы также пообщались. ¬ частности, нас интересовала техническа€ возможность остановить поезд, подложив под его колесо башмак. ќдин из железнодорожников, попросивший не называть его имени, ответил следующее:

— ≈сли состав большой и т€жЄлый, а скорость больша€, с высокой веро€тностью поезд перескочит через башмак с непредсказуемыми последстви€ми. ≈сли состав до 15–17 вагонов, такой способ остановки теоретически возможен.

” электропоезда, на котором ехали √ригорий ќсокин и его коллега, было дев€ть вагонов.

¬озможность остановить его с помощью башмака подтвердил и  онстантин —ухарев, который в те же годы работал помощником машиниста и знал √ригори€ лично.

— “ак делают при роспуске составов на сортировочной горке, — объ€снил он. — “ам есть автоматические тормоза, но раньше вагоны останавливали вагонники с помощью башмаков. Ќа бегу вполне можно подставить башмак. ƒумаю, он нормально в той ситуации поступил.   станции там идЄт подъЄм, но всЄ равно электропоезд мог закатитьс€ на неЄ.

„ел€бинский вокзал: вид с моста
„ел€бинский вокзал: вид с моста

ѕо словам  онстантина —ухарева, об аварии рассказывали на зан€ти€х. Ќо причин произошедшего так и не установили:

— ј какое расследование?  атастрофы не случилось, — говорит он. — Ќаказали их или нет, € не знаю, слесари там смотрели, изучали, но до нас не довели. ѕо идее, очень странное событие.  то-то говорил, что они там кран забыли открыть, и тормоза разр€дились, но это ерунда всЄ: у такого короткого электропоезда система зар€жаетс€ очень быстро, и как только они обнаружили падение эффективности тормозов, они бы закрыли кран, и тормоза через несколько минут были бы готовы. ƒостаточно было тормозов одной секции, это же не грузовой состав. 

 онстантин —ухарев также усомнилс€, что причиной инцидента стало нарушение инструкций машинистом или его помощником:

— ћашинист и сам √ригорий — люди педантичные, не разгильд€и. ¬се действи€ пишутс€ на ленту, если бы они не сделали пробу тормозов после трогань€ от —инеглазово — было бы наказание вплоть до сн€ти€ с работы.  то его знает, что там произошло.

ƒругой коллега √ригори€ ќсокина, не разрешивший публиковать своЄ им€, рассказал следующее:

— ƒа, € знал об этом инциденте, но это же не единственный случай. “аких происшествий много было. «ачастую это скрывалось и от начальства, и от других... ≈сли была возможность что-то скрыть — скрывали. ≈сли бы были жертвы, то это было бы известно и прессе, и выше, а так оно осталось на уровне разговоров.

∆елезна€ дорога всегда была объектом повышенной опасности, поэтому дисциплина здесь — в пр€мом смысле военна€
∆елезна€ дорога всегда была объектом повышенной опасности, поэтому дисциплина здесь — в пр€мом смысле военна€

ѕри этом он усомнилс€ в том, что веро€тность катастрофы была высока.

— Ќу, заехал бы он там в тупик на станции, и ничего бы не было, — раздражЄнно хмыкнул наш собеседник. — Ёто же не какой-то многотонный поезд, а электричка с дерев€нными вагонами — вы такие даже не помните.

—обеседник, правда, как будто упустил из внимани€, что дерев€нные вагоны были полны людей. —амого √ригори€ он охарактеризовал кратко:

— „еловек он ответственный. Ќе повезло просто.

Ѕольше говорить о том инциденте спикер не захотел.

ќтказы тормозов попадают в фокус внимани€, когда дело заканчиваетс€ трагедией. ќдин из относительно свежих примеров: крушение 2011 года, когда состав, гружЄнный углЄм, врезалс€ в другой поезд под —имом (кстати, недалеко от места јшинской трагедии). Ќаезд произошел на скорости 136 км/час из-за потери эффективности тормозов на сильном уклоне — позже в катастрофе обвинили машинистов

√ригорий ќсокин считает, что, если бы инцидент «засветили», под ударом бы оказались большие чины
√ригорий ќсокин считает, что, если бы инцидент «засветили», под ударом бы оказались большие чины

Ќо гораздо больше инцидентов не предают огласке. ¬ целом это можно пон€ть — внутренние дела решаютс€ внутри. “ем не менее в случае с √ригорием ќсокиным не было и внутреннего расследовани€, по крайней мере, его результаты не оглашались. ќн не получил ни взысканий, ни поощрений — инцидент просто не заметили, как не заметили и полученные бригадой травмы.

ќбща€сь с √ригорием, невозможно избавитьс€ от впечатлени€, что именно равнодушие сказалось на бывшем машинисте сильнее всего, поселив в нЄм разочарование. ¬ середине 90-х он ушЄл с железной дороги, но до сих пор говорит о своей первой профессии, как говор€т о давнем друге: с теплотой и горечью. ј в конце просит отметить в материале машиниста јлександра Ёммануиловича √реба:

— я ему очень благодарен. Ётот человек научил мен€ всему, что св€зано с железной дорогой. «амечательный человек. Ќедавно € с сожалением узнал, что он умер.

ћожет быть, по меркам того времени инцидент в самом деле считалс€ проходным, а после јшинской катастрофы, котора€ случилась за три мес€ца до этого, желание зам€ть любую нештатную ситуацию у чиновников было, наверное, рефлекторным.

ƒа и традици€ замалчивани€ — у нас в крови.

ћузей техники около железнодорожного вокзала производит впечатление: экспонатов много, все в хорошем состо€нии. Ѕудете поблизости — заходите, это бесплатно
ћузей техники около железнодорожного вокзала производит впечатление: экспонатов много, все в хорошем состо€нии. Ѕудете поблизости — заходите, это бесплатно

¬ этом году исполнилось 30 лет со дн€ јшинской трагедии: мы поговорили с выжившими, чтобы узнать, как сложилась их жизнь.

ќдно из самых масштабных сокрытий фактов в „ел€бинской области было св€зано с загр€знением реки “ечи радиоактивными отходами — еЄ пойма и сейчас фонит на 500 мк–/час.

√ригорий ќсокин уже был героем нашего материала: пару лет назад он презентовал технологию, котора€ позвол€ет увеличивать долговечность асфальта, но чиновников она не заинтересовала.