Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

От спутниковых снимков до пеших «спецагентов»: рассказываем, как делают онлайн-карты для Челябинска

Мы пообщались с представителями трёх самых популярных сервисов: «Яндекс», «2ГИС» и Google

Картографические сервисы знают почти всё о городе

Поделиться

Найти ближайшую аптеку или узнать, как доехать до нового ресторана, — кажется, что сегодня ориентироваться в большом городе без онлайн-карт невозможно. Но кто и как их делает? Мы пообщались с представителями трёх самых известных сервисов — «Яндекс.Карты», «Google Карты» и «2ГИС» — и узнали об их работе.

Онлайн-карты составляют на основе снимков, которые делают спутники, летающие по орбите Земли. Они принадлежат частным фирмам и фотографируют не всё подряд — такие аппараты работают по заказу конкретной компании или снимают территорию для свободной продажи. Но вот есть спутниковый снимок, а что дальше? Дальше подключаются люди. Они собирают всю информацию об адресах, организациях в конкретном городе и наполняют этими данными карту.

В составлении карт для Челябинска участвуют сотрудники картографических сервисов, бизнесмены, которые сообщают информацию о своих заведениях, органы власти, предоставляющие данные о новых объектах, компании-застройщики и обычные жители города.

— Обновление «Яндекс.Карт» в Челябинске происходит так же, как и обновление карты в любой другой точке страны, — рассказали 74.RU в пресс-службе сервиса. — В этом процессе участвуют картографы «Яндекса», партнёры компании и даже сами пользователи. Каждый день на карте появляются тысячи новых объектов. Для этого специалисты изучают актуальные спутниковые снимки и переносят с них новые дома, дороги, скверы и парки.

Много для онлайн-карт делают пользователи. Они рассказывают о новых местах и фирмах или тех, которые прекратили существование, пишут отзывы и добавляют фото к объектам и компаниям, уточняют номера телефонов, исправляют адреса и входы в здания, устраняют ошибки в построенных маршрутах.

У каждой компании свой способ взаимодействия с жителями города. Так, в «Яндексе» есть «Народная карта», на которую за последний год добавили больше 20 тысяч новых домов и 8 тысяч участков дорог. А «2ГИС» устраивает для пользователей конкурсы, участники которых обновляют информацию на картах и получают за это призы.

— Ежемесячно мы получаем от челябинских пользователей «2ГИС» по 8−10 тысяч отзывов, столько же фото и по 1,5−2 тысячи уточнений. А самый активный агент из Челябинска прислал нам с начала года в сумме больше 5 тысяч отзывов, фото и уточнений, — отметили в «2ГИС».

У Google есть целая программа «Местные эксперты». Присоединиться к ней, как и к названным выше сервисам, предлагают всем желающим.

— В непростые времена после эпидемии коронавируса местные эксперты выполняют очень важную роль — они оперативно обновляют информацию на актуальную. Например, если заведение открыло окно навынос, сменило часы работы или обновило требования по индивидуальной защите, — уточнили в компании.

Но любую информацию сотрудники картографических сервисов стараются перепроверять. Вот что говорят об этом в «2ГИС»:

— При актуализации и добавлении новых данных пользуемся абсолютно всеми возможностями для поиска информации: выезды, обходы территорий, мониторинг СМИ и новостных сайтов, обработка входящих анкет от пользователей. Но при этом придерживаемся строгого правила — абсолютно вся информация проверяется собственноручно. Мы не разместим телефон, пока сами его не прозвоним. Мы не нарисуем пешеходную дорожку, пока сами по ней не пройдём.

У «2ГИС» в Челябинске есть целый отдел сотрудников, которые ходят по городу пешком и собирают информацию

У «2ГИС» в Челябинске есть целый отдел сотрудников, которые ходят по городу пешком и собирают информацию

Поделиться

Для этого в «2ГИС» работает целый штат. 191 человек из контакт-центра постоянно собирает и обновляет информацию об организациях по телефону, а ещё 7 человек из отдела производства в Челябинске работают «ногами»: лично выезжают на места, протаптывают новые дорожки, отмечают на карте недавно построенные ларьки и детские площадки.

На один из таких выездов редакция 74.RU отправилась вместе с сотрудниками компании. С картографом Игорем Кочугом мы встретились в ЖК «Вместе» на АМЗ.

Все данные заносятся в рабочую версию приложения

Все данные заносятся в рабочую версию приложения

Поделиться

— Это новый район. Здесь ещё не отрисованы ни дороги, ни парковки, ни подъезды. Этим я и буду заниматься сегодня, — объяснил молодой человек. — Я уже увидел, что у нас не указан адрес садика, а тут табличку уже повесили. Нужно это добавить на карту.

У Игоря, как и у всех его коллег, есть своя, рабочая, версия приложения «2ГИС». Он выходит на место, оглядывается, сверяет то, что видит, с данными карты и тут же делает пометки с помощью телефона.

В день картограф с лёгкостью наматывает по 15 километров

В день картограф с лёгкостью наматывает по 15 километров

Поделиться

«В полях» проходит первая половина рабочего дня Игоря — после обеда он едет в офис, садится за компьютер и в специальной программе переносит всю полученную информацию на карту. К нему стекаются данные и от других коллег — тех, которые работают только на выездах. Их называют специалистами по сбору информации.

— У меня сейчас в работе территория от Чайковского и до Молодогвардейцев. Это на дня два-три, — поделился один из таких сотрудников Александр Петченко. — Диапазон температур, при котором мы работаем на улице, — от +30 до -20 °С. Когда ниже —20 °С, мы по улицам не ходим: у нас есть торговые комплексы и офисные центры.

У Александра Петченко стаж работы — больше 10 лет, и город он знает почти наизусть

У Александра Петченко стаж работы — больше 10 лет, и город он знает почти наизусть

Поделиться

В день у пеших сотрудников набегает по 15–20 километров. По словам Александра, для специалистов отдела сбора информации составляют график на год: за 12 месяцев они должны успеть обойти абсолютно весь город. Самые востребованные территории и ТК проверяют раз в два-три месяца. Сотрудники «2ГИС» шутят о своей профдеформации: они знают, где находится почти любой дом, и без труда находят ближайший супермаркет. Посторонние люди, видимо, это тоже чувствуют. Пока мы общались с Александром, к нему подошёл мужчина и спросил, как найти банкомат. Смеясь, он признался, что такое происходит постоянно.

— Я приезжал в командировку в Пермь, — вспомнил наш собеседник. — Выхожу на территорию — сам первый раз в городе, и через 15 минут ко мне подходит бабушка. Спрашивает, как дойти до такой-то точки. С бабушками вообще бывают смешные ситуации. Мы какое-то время назад активно собирали информацию по подъездам, много находились во дворах. Там сидели пенсионерки, и они воспринимали нас по-своему: «Так, а вы же из ЖЭКа? Передайте обязательно, что у нас не работает лифт, а ещё ямы на дороге».

Иногда приходится стучаться во все двери, чтобы понять, не закрылась ли компания

Иногда приходится стучаться во все двери, чтобы понять, не закрылась ли компания

Поделиться

В случае с «Яндекс.Картами» и «Google Картами» люди, работающие в полях, по Челябинску не ходят, а ездят — на специальном транспорте, оборудованном для панорамной съёмки. Машина раз в несколько лет проезжает по центру, главным улицам и интересным местам Челябинска. Потом за счёт этого пользователи могут совершать виртуальные прогулки по городу.

— Съёмка происходит в основном с автомобиля, — объяснили в «Яндексе». — На крышу машины, оснащённой GPS, устанавливается специальное устройство с несколькими фотокамерами с разрешением не менее 10 мегапикселей. Дальше машина на низкой скорости двигается по намеченному маршруту, и через каждые 20–50 метров все фотокамеры одновременно делают снимки, поэтому на панорамах можно смотреть в любом направлении. При съёмке исторического центра города или узких улочек снимки делают часто (через 20–30 метров), а улицы, где нет никаких достопримечательностей, можно фотографировать через каждые 50 метров.

В Google добавили, что панорамы также могут добавлять пользователи, у которых есть подходящее оборудование:

— Мы снимаем панорамы с помощью разных видов техники: автомобили, переносные трекеры для самых труднодоступных мест, тележки для съёмок интерьеров, снегоходы и трициклы. Все они оснащены множеством датчиков и камер, чтобы панорамы были чёткими, непрерывными и соответствовали реальной локации. У панорам, загруженных пользователями, всегда указан автор снимка. Пользователи используют для съёмок различные панорамные камеры.

У онлайн-карт есть ещё одна функция (наверное, самая важная) — возможность построить маршрут из точки А в точку Б. Сервисы показывают, как от одного адреса до другого можно дойти пешком, доехать на личном авто или на общественном транспорте. Специальный алгоритм рассчитывает маршруты и предлагает самые оптимальные варианты с учётом пробок, ремонтных работ, пешеходных переходов.

Остаётся вопрос: кто платит за сервисы, которые помогают нам ориентироваться в городе? За чей счёт существуют онлайн-карты, как сотрудники этих фирм получают деньги? В Google сообщили, что не раскрывают информацию о коммерческой деятельности компании, зато представители двух других сервисов рассказали о монетизации.

— «Яндекс.Карты» бесплатны для всех пользователей. Кроме того, любой бизнес может завести и наполнять карточку своего места тоже бесплатно. Монетизируются «Яндекс.Карты» с помощью рекламной подписки — она позволяет выделить точку на карте и получать внимание пользователей, которые ищут такую услугу, — рассказали в «Яндексе».

За счёт рекламы работает и «2ГИС». Базовую информацию обо всех компаниях (контакты, справочные данные) сервис публикует бесплатно, а вот рассказать больше о преимуществах своего предложения фирма может уже за деньги.

Есть интересная новость? Пишите на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

  • ЛАЙК8
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter