Город Под куполом на высоте в 20 метров: чем удивил первых посетителей новый музей

Под куполом на высоте в 20 метров: чем удивил первых посетителей новый музей

В Центре исторического наследия ЮУЖД раритетные экспонаты соседствуют с интерактивными макетами

В Челябинске открылся по-настоящему уникальный музей, аналогов которому нет в России

От нового музея мгновенно захватывает дух. Вокруг пробегают поезда, проносятся полустанки.

— Проектировщики — специалисты института «Челябжелдорпроект» — буквально восприняли фразу «История развивается по спирали» и воплотили её в архитектуре. Она уникальна, второго такого здания нет в России, единственный аналог находится в Нью-Йорке, — рассказала методист Центра исторического наследия ЮУЖД Марина Пономарёва.

Гигантский видеоэкран — его длина 86 метров, берёт начало с первого этажа и вьётся до четвертого
Гигантский видеоэкран — его длина 86 метров, берёт начало с первого этажа и вьётся до четвертого
1 из 3
Гигантский видеоэкран — его длина 86 метров, берёт начало с первого этажа и вьётся до четвертого

Фото: пресс-служба ЮУЖД

Здание на территории вокзала (ориентир — пригородные кассы, но пройти нужно почти до самой развязки путей. — Прим. авт.) строили три года. В нём невозможно заблудиться. Посетитель начинает рассматривать экспозицию и плавно, по спирали обходит эпоху за эпохой. Незаметно оказывается под куполом — на высоте 20 метров. Обратно за секунды можно спуститься на прозрачном лифте. Здесь уместились 20 000 единиц хранения, впервые с 1973 года. С момента создания у музея не было отдельного помещения.

Дорога жизни для миллионов людей


Первый экспонат сразу вызывает детский восторг. Это макет паровой машины. Стоит чуть ближе подойти, и механизм приходит в движение. Первой российской железнодорожной веткой стали 25 вёрст из Санкт-Петербурга в Царское село. В музее показали, каким было купе первого класса: с мягким диваном, отделкой из дорогих пород дерева. Вагоны не отапливались. Проводники заранее нагревали кирпичи, складывали их в сундуки и подставляли под ноги пассажирам.

Чтобы в вагонах было тепло, проводники прибегали к некоторым хитростям

Фото: пресс-служба ЮУЖД

В следующем зале начинается славная страница строительства дороги через Сибирь. Объёмная панорама показывает крестьян, которые прорубали путь через горы и леса.

В динамиках щебечут птицы, на костре варится похлёбка, кажется, ещё немного, и потянет дымком

Весь мир смотрел на Транссиб. Американцы хотели поставить свою технику, англичане — рельсы. Но для России принципиальным было сделать всё своими силами. Для этого срочно модернизировали заводы князей Белосельских-Белозерских и Демидовых. Фрагменты пути с клеймом бережно уложены на подставках. XIX век — как они сохранились?

Таких удивительных открытий впереди будет много

Уголок начальника станции: стол, стулья (натуральный дуб), портрет императора. На стенах старинные телефоны («Алло, барышня!»). Чудом нашёлся чернильный прибор. А рядом — большая сенсорная панель.

Здесь можно посмотреть фотографии, документы и чертежи

История в музее переплетается с современными технологиями. Кто удержится, чтобы не нажать кнопки на интерактивной карте? Давишь на ту, где подписано «Челябинск — Курган 1893 год», и участок загорается огоньками.

В следующем зале посетителей встречает обер-кондуктор. В начищенных сапогах, как все железнодорожники. Он подавал сигнал в специальный колокол. За стеклом висят круглые часы — их носили на цепочке важные работники. Подобные ходики до сих пор хранятся в некоторых семьях.

Кондуктор подавал сигнал в специальный колокол

Экспонаты Центра приносили простые железнодорожники и собирали сотрудники ЮУЖД. Деревянную телегу раздобыли в одной из деревень. На таких подвозили грузы к вагонам. Когда в упряжи шли лошади, а когда верблюды.

— Транссиб стал дорогой жизни для миллионов людей, — отметила Марина Пономарёва. — В Челябинске был крупный переселенческий пункт. 11 га отвели под дома, где люди могли отдохнуть, поесть и постирать вещи.

Гудок большого города


В Гражданскую войну хозяйство магистрали было разрушено. Пришлось спешно восстанавливать разбитые рельсы, ремонтировать подвижной состав. Очень быстро железная дорога стала играть заметную роль в жизни Челябинска. Гудок из паровозного депо свыше шестидесяти лет будил горожан — часы в то время считались роскошью. А изобретение инженеров 1896 года было столь мощным, что звук разносился на 30 км.

Добротный буфет, кровать, ковёр на стене «с мишками» — признак достатка в семье. Рядом ножная швейная машинка марки «Зингер», чугунный утюг и льняное платье, которое приходилось тщательно отпаривать.

Всё пропитано духом того времени

Стенды военной поры готовили с помощью челябинских поисковиков. Южноуральцы в годы Великой Отечественной восстанавливали бронепоезда, заново прокладывали взорванные пути, в том числе под Ленинградом. Даже прикоснулись к Знамени Победы, который водрузили над Рейхстагом Егоров и Кантария — однополчане слесаря Локомотивного депо станции Карталы Фёдора Ковшикова.

Своим помазком для бритья боец написал на красном полотне название воинской части
1 из 2
Своим помазком для бритья боец написал на красном полотне название воинской части

Фото: пресс-служба ЮУЖД

«Опять от меня сбежала последняя электричка…»


Первые электропоезда в Челябинске появились в 1948 году. В город пришли три состава Рижского завода. Холодные, неудобные, с деревянными крышами, которые протекали в дождь. Но успехом они пользовались невероятным. Пассажиров набивалось столько, что машинисты не могли попасть в кабину, приходилось влезать в форточку. В условиях, когда не было личного автотранспорта, это стало единственным способом доехать в южноуральскую столицу из пригорода.

С годами уровень комфорта повышался

Музейная прямая неуклонно ведёт наверх, где настоящее купе знаменитого поезда № 13 Челябинск — Москва — Челябинск. Пассажиров встречает проводница, на столике стоит стакан чая, а на полках ждёт накрахмаленное постельное бельё — заправлять его тоже предложили приветливые сотрудницы дороги.

Вершина экспозиции — капсула времени с изображением в формате 5D и интерактивная кабина машиниста электропоезда «Ласточка». Можно нажимать кнопки маршрутов, на экране будет меняться картинка, она соответствует реальной местности. Первые зрители — дети сотрудников ЮУЖД, не хотели отходить от тренажера, хотя по самой экспозиции гуляли два часа.

— В конце концов все собрались на первом этаже, в атриуме, и говорят: «А давайте сначала!», — с улыбкой призналась Марина Пономарёва.

1 из 3

Фото: пресс-служба ЮУЖД

20 лет благоустройства


На улице для зрителей ещё один экскурс в прошлое: железная дорога середины прошлого века. Летом на ней можно будет покататься. На рельсах 1950-х годов стоит дрезина, путь преграждает ручной шлагбаум, подаёт знаки семафор 1945 года. Собрали работники дороги будку путевого обходчика и перенесли гидроколонку: с её помощью паровозы заправляли водой.

Появление Центра исторического наследия стало финальным аккордом в реконструкции привокзальной площади. Работа началась 20 лет назад. Теперь 2 км территории благоустроены. Здания в едином стиле выстроились в прямую линию. Работает храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Вокруг тротуарная плитка, фонтан, деревья и лавочки.

Пространство открыто для горожан, сюда можно приходить и отдыхать семьями

Открытым будет и Центр исторического наследия. Ежедневно с 10:00 до 18:00. Касса работает до 17:00. Выходные — воскресенье и понедельник.

Адрес: Челябинск, улица Железнодорожная, 11,
подробности по телефону: 268–65–65.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления