Город Артхаус в зеркале оттепели

Артхаус в зеркале оттепели

Так жив российский кинематограф или пора признать его утопленником? Ничего определенного в вариантах ответа на этот вопрос, задаваемый с конца 80-х, по-прежнему нет. В Челябинске завершился II Всероссийский фестиваль авторского кино «Полный артхаус».

Открывая фестиваль, режиссер, сценарист, народный артист России Андрей Смирнов ответил на этот вопрос утвердительно: «Я думаю, что российский кинематограф – утопленник, о котором мы вспоминаем только вот на таких кинофестивалях. И я не вижу перспектив, как его вытащить со дна. Потому что кино России полностью колонизовано. Как говорят прокатчики, для них появление в прокате российской картины – финансовая катастрофа».

Известный киновед, художественный руководитель челябинского фестиваля «Полный артхаус» Вячеслав Шмыров на это ответил: «Андрей Сергеевич несколько категоричен. Если предположить, что наш кинематограф – не большое советское кино, а небольшой кинематограф одной из европейских стран, тогда у нас все в порядке. По вложениям в кинематограф и возврату проката мы выглядим как маленькая европейская кинематография. У нас есть Звягинцев, который побеждает в Венеции и Каннах, есть Федорченко, который в последние годы стал европейской знаменитостью. Есть еще десяток режиссеров, которые попадают в европейский прокат. С этой точки зрения у нас все нормально».

Ненормальна, по мнению Вячеслава Шмырова, у нас ситуация с прокатом, потому что современным кинопоказом в России не охвачено около 60% населения. В ХХI веке российское государство ни копейкой не поддержало модернизацию киносети, а частный инвестор дошел лишь до городов с населением хотя бы в полмиллиона жителей и тормознул. В результате Россия лишилась былой базы проката, которая в советские времена позволяла окупать вложенные в кинопроизводство деньги.

Вячеслав Шмыров

И тем не менее, как продемонстрировал второй кинофестиваль в Челябинске, фильмы в России снимаются. И неплохие. Челябинцы смогли посмотреть четыре программы в рамках фестиваля. Прежде всего, конкурсную программу – картины, снятые в 2013 году и не выходившие в большой кинопрокат.

В программу «Вторая премьера» вошли нашумевшие фильмы 2012 и 2013 годов, в том числе «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова, «Географ глобус пропил» Александра Велединского и «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко.

По традиции, фестиваль представил ретроспективу, обратившись на этот раз к фильмам хрущевской оттепели, большинство из которых до горбачевской перестройки пролежали в шкафах под замком цензуры.

«Их этих шкафов во времена уже горбачевской оттепели мы достали целый кинематограф, – рассказал Андрей Смирнов. – Более 200 картин, в числе которых не только игровые, но и документальные, научно-популярные, мультипликационные фильмы. И в 99% случаев было непонятно, почему они не вышли на экран?! Видимо, вкусы чиновников играли большую роль».

Во времена хрущевской оттепели, по словам Андрея Смирнова, который тогда был студентом ВГИК, каменный сталинский кинематограф начал обретать человеческие черты и стали появляться индивидуальные стили: Андрей Тарковский, Отар Иоселиани, Михаил Калатозов, Сергей Параджанов... Фильмы этих и других авторов увидели челябинцы на экране кинотеатра «Знамя».

Сегодня у кинематографистов России другие проблемы.

Евгений Ткачук

«Нет денег, – подчеркнул Андрей Смирнов. – Лишь немногим режиссерам удается ставить фильмы за собственные деньги или деньги своих друзей. Но представьте себе, они умудряются попасть в прокат и имеют успех! Например, фильм «Горько!» Жоры Крыжовникова или «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова».

С одной из таких «самостоятельных» работ челябинский зритель познакомился на фестивале: автор сценария сериала «Оттепель» Алена Званцова на этот раз написала лирико-комедийную историю про призраков, гуляющих по ночной Москве. И сама за очень небольшие деньги сняла фильм «Московские сумерки». Этой работе большое зрительское жюри отдало свои голоса.

Всего в конкурсной программе челябинского кинофестиваля было представлено восемь полнометражных картин, которые позволяют сказать, что и сегодня, как во времена оттепели, Россия не перестает рожать таланты.

Эти фильмы далеко не равны по своему качеству, не все они принадлежат к чистой воды артхаусу. Но, во-первых, зритель открыл для себя индивидуальности в режиссуре («Бирмингемский орнамент-2», режиссеры Андрей Сильвестров и Юрий Лейдерман). Этот фильм получил главный приз фестиваля.

Во-вторых, появились новые яркие актерские работы. Приз Кинообразовательного центра имени Леонида Оболенского получил актер Евгений Ткачук, сыгравший одну из главных ролей в фильме режиссеров Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Зимний путь».

Но, самое главное, у зрителя была возможность увидеть картину жизни современной России в художественном преломлении молодого поколения сценаристов, режиссеров, операторов, художников. Их работы легли не на полку цензора, как это случалось даже в хрущевскую оттепель, а в сердца и извилины зрителей. Независимо от того, идет ли речь в фильмах о преступлении на почве социального неравенства, о невероятных фантазиях авторов на загробные темы или о разности представлений особей человеческих о любви.

Андрей Мерзликин

А главным событием нынешнего фестиваля стал, конечно же, показ последнего фильма Алексея Германа-старшего «Трудно быть Богом» по роману братьев Стругацких.

«Мощная вещь, по-настоящему гражданское высказывание художника, – рассказал о своих впечатлениях челябинский театральный режиссер Олег Хапов. – С художественной точки зрения фильм строг, аскетичен. Если говорить о гражданской позиции Алексея Германа, то свой последний фильм он сделал без заигрывания, без тени намека на компромисс. Это честный фильм умного, талантливого, честного художника. Меня поразил тот факт, что большой зал «Мегаполиса» во время показа фильма был переполнен и в нем не было зрителей с попкорном».

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления