лассический университет „ел€бинска впервые в его истории возглавила женщина. ƒиана ÷иринг была избрана ректором „ел√” большинством голосов еще в мае. Ќа дн€х официальный приказ о ее утверждении ректором подписан в ћинистерстве образовани€ и науки –‘. —егодн€ формирование команды нового ректора „ел√” близко к завершению. ќ первоочередных задачах университета, переживающего не самые простые времена, мы говорили с гостем нашей редакции, доктором психологических наук, профессором ƒианой ÷иринг.

ƒиана ÷иринг, ректор „ел√”: «”ниверситет должен быть территорией свободомысли€»

¬ защиту науки

– ƒиана јлександровна, все последние мес€цы с классическим университетом „ел€бинска было св€зано много негативной информации: обыски, следственные процессы, чуть ли не забастовки... „то вы намерены предприн€ть дл€ возвращени€ вузу былого доброго имени?

– ќчень надеюсь на то, что весь негатив останетс€ в прошлом. Ќа самом деле коллектив у нас очень хороший, с большим потенциалом, у наших преподавателей много научных достижений, образовательные программы университета не раз признавались успешными.  оллектив многое сделал дл€ доброго имени университета и, уверена, еще многое сможет сделать. Ѕудем работать.

– јккредитаци€ университета прошла успешно? ¬округ этого тоже возникло немало слухов.

– ”ниверситет благополучно прошел аккредитацию, и мы уже информировали об этом своих студентов, абитуриентов. ƒумаю, вопрос возник, потому что кто-то искусственно хотел подогреть ситуацию.

–  стати, вы читаете отклики на информацию о событи€х в университете, о выборной кампании?

– (—меетс€.) ”же нет. —ейчас очень много работы и нет на это времени. ¬о врем€ предвыборной кампании, конечно же, отслеживала все, что происходит в информационном поле. я была готова ко всему, зна€, как проход€т предвыборные кампании. ѕризнаюсь, ждала худшего. Ќо прошло все даже более м€гко, чем ожидала.

– ћногие высказывали сомнение, что университетом сможет управл€ть психолог, гуманитарий. „то скажете в защиту любимой науки?

– Ќадо тогда говорить не только в защиту психологии, но и многих наук. » не только гуманитарных. Ќа самом деле мастером на все руки не €вл€етс€ ни физик, ни математик, ни экономист, ни юрист... Ќи один из ученых не имеет какой-то исчерпывающей профессиональной подготовки, сад€сь в кресло ректора университета. » ни в каких нормативных документах не прописано, какое базовое образование должен иметь руководитель того или иного учреждени€. —ледовательно, это не принципиальный момент. Ћюбому, даже хорошо известному в мире науки ученому, который избран ректором, предстоит осваивать навыки администратора, руководител€. Ќужно научитьс€ работе с персоналом, например, знать особенности его подбора и так далее, что профессионально важно дл€ любого руководител€. » даже после какой-то определенной подготовки руководитель не может знать абсолютно все, поэтому так важна работа в команде.  аждый из проректоров отвечает за свое направление, задача ректора – организовать работу таким образом, чтобы она была слаженной, профессиональной и в конечном итоге эффективной.

– ¬озможно, как раз психологу это сделать проще?

– ≈сли говорить о работе с персоналом, да. ¬сему остальному € готова учитьс€. » уже сегодн€ беру консультации у преподавателей »нститута образовани€ ¬ысшей школы экономики, где как раз занимаютс€ подготовкой вузовских руководителей.

– »звестно, что вы защищали докторскую под руководством профессора √алажинского, который тоже психолог и тоже €вл€етс€ ректором классического университета в “омске?

– — ним € тоже советуюсь. (”лыбаетс€.) Ёдуард ¬ладимирович сыграл большую роль в моей профессиональной жизни. Ќаши отношени€ выстраивались не по принципу «учитель-ученик», это изначально было сотрудничеством, потому что работа над докторской диссертацией – в большей мере труд самосто€тельный; и роль научного консультанта несколько друга€ – он не довлеет над диссертантом. Ќо € у профессора √алажинского научилась очень многому не только в области науки. Ёто на самом деле человек необыкновенный – живой, жизнерадостный, очень чувствительный к новым иде€м, умеющий и вдохновл€тьс€, и вдохновл€ть. ќбщение с ним, безусловно, дает хороший зар€д, потому что он всегда в авангарде, всегда занимает ведущие позиции. ” него можно многому научитьс€ и в том, что касаетс€ управлени€ большим коллективом университета.

ћикроклимат на первом месте

– ¬ каком состо€нии вы получили университет и что предстоит сделать в первую очередь?

– —егодн€ мы занимаемс€ оценкой состо€ни€ дел в нашем университете. ≈сть р€д проблем, которые требуют серьезной работы. ¬ первую очередь нам предстоит разработать и затем реализовать программу оптимизации университета. ≈сть идеи и предложени€, это будет коллективный продукт. —читаю, что линией развити€ нашего университета должен заниматьс€ коллектив, вс€ команда. я очень дорожу сотрудничеством с коллегами.

– ѕрограмма оптимизации предполагает сокращение штата управленцев и преподавателей университета?

–   сожалению, у нас есть определенное несоответствие в процентном отношении между преподавательским составом и административно-управленческим аппаратом, учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом. Ѕольше половины сотрудников университета – персонал не учебных подразделений. ј должно быть наоборот, поэтому сокращени€ неизбежны. Ќо профессорско-преподавательский состав мы, напротив, стремимс€ сохранить.

– —егодн€ достаточно причин, способствующих как раз текучести профессорско-преподавательских кадров в российской высшей школе.

– —огласна. Ётот процесс определ€етс€ самыми разными факторами. Ќаиболее из них обсуждаемый – заработна€ плата. Ќа самом деле в большинстве случаев определ€ющими станов€тс€ услови€ трудовой де€тельности, в том числе взаимоотношени€ внутри коллектива. ” нас есть даже определенные исследовани€ на этот счет, мы изучали проблему: что мотивирует эффективность профессиональной де€тельности молодых преподавателей. » одним из мотивирующих факторов оказались взаимоотношени€ с непосредственными руководител€ми. Ѕудем работать над созданием благопри€тной атмосферы внутри коллектива.  онечно же, проблемы заработной платы и жиль€ дл€ молодых преподавателей тоже на повестке дн€.

– „то касаетс€ микроклимата внутри коллектива, создание институтов в рамках университета показало, что объединени€ факультетов в такие институты – процесс довольно проблемный. ¬ы намерены его продолжить?

– Ќикакой реструктуризации факультетов на сегодн€шний день не планируетс€. ” каждого факультета есть сво€ специфика и свое лицо, поэтому объединени€ сопр€жены с нарушением этих особенностей, что очень болезненно. Ћюди стрем€тс€ сохранить традиции, которыми они дорожат. ƒумаю, дл€ сли€ни€ факультетов должны быть очень веские причины. ћы их не видим.

–  орпуса „ел€бинского государственного университета расположены в разных част€х города. ќбсуждаетс€ ли вопрос строительства новых корпусов на улице Ѕратьев  ашириных, чтобы изменить эту ситуацию?

– „естно говор€, у такого присутстви€ нашего университета в разных районах города есть свои преимущества. Ёто привлекает многих наших будущих студентов учитьс€ в том районе, где они проживают, не у всех есть желание каждый день на прот€жении п€ти лет ездить на зан€ти€ в другой конец города. Ќо от проекта строительства университетского городка именно на Ѕратьев  ашириных никто не отказываетс€. ƒумаю, этот замысел в конечном итоге будет реализован. «десь планируетс€ построить еще три учебных корпуса, один из них включает современную научную библиотеку, два общежити€... Ёто есть в генплане развити€ „ел€бинска. ѕравда, сроки строительства жестко не определены, все св€зано с возможност€ми финансировани€.

– —егодн€ в стране большое внимание удел€етс€ инженерному образованию, вас не смущает, что государство может сократить количество бюджетных мест на гуманитарных факультетах?

–  онечно, инженерное образование важно. Ќо стране нужны специалисты разного рода. ” нас классический университет, соответственно, мы выпускаем не только специалистов в гуманитарной сфере, но и в естественно-научных направлени€х. Ќаши математики, физики, биологи тоже востребованы, как и гуманитарии.   тому же мы сами принимаем решение об открытии или закрытии новых направлений в университете, стало быть, если какие-то направлени€ перестанут быть актуальными, мы сможем прин€ть соответствующее решение. Ќо на сегодн€шний день речи об этом нет. Ѕолее того, число бюджетных мест в следующем году увеличитс€ именно в гуманитарных област€х образовани€.

– Ќе секрет, что большинство людей начинает свой путь в качестве руководител€ в том числе и с капремонта в кабинете. ¬ы запланировали такой ремонт?

– (—меетс€.) “олько косметический, обои нужно освежить. ƒумаю, чисто психологически важна нека€ смена декораций.

– ¬ам ближе интерьер делового стил€ в кабинете или комфортнее работать в несколько домашней обстановке?

– ” рабочего кабинета стиль должен быть деловой.

– —егодн€ в „ел√” уже три новых проректора, будут ли в ближайшее врем€ названы имена всех членов команды?  то те люди, на которых вы будете опиратьс€ в своей работе?

– ‘ормирование команды, действительно, близко к завершению. ƒумаю, мы назовем все имена ректората на этой неделе. Ѕезусловно, в этом списке будут и прежние, известные уже имена.

– Ёто люди, которым вы довер€ете всецело?

– ƒумаю, со мной соглас€тс€ почти все, что в жизни мало таких людей, которым довер€ешь всецело, то есть на все сто процентов. Ќо команда, конечно же, должна состо€ть из коллег, которым ты довер€ешь. я говорила во врем€ своей предвыборной кампании, что руководствуюсь при прин€тии кадровых решений критери€ми профессионализма того или иного сотрудника. », конечно же, важны личностные качества людей, такие, как честность и пор€дочность.

ѕсихологи€ личностной беспомощности

– ƒиана јлександровна, известно, что вы окончили филологический факультет „ел√”, а затем факультет иностранных €зыков „√ѕ”.  огда же возникло т€готение к психологии?

– ќно возникло не вдруг. ¬ школе одна из прочитанных мною книг привлекла особое внимание. Ёто была увлекательна€ книга о тайнах человеческого мозга, и мне захотелось узнать об этом больше. » так в восьмом классе € оказалась в областном научном обществе учащихс€, где попала на зан€ти€ в секции психологии, которую вела √алина √ригорьевна √орелова. ќна перва€ открыла мне эту удивительную науку. я вообще очень рада, что встретила на своем пути такого замечательного преподавател€ и человека. “ри года € ходила на еЄ лекции и лекции других прекрасных сотрудников кафедры психологии. ћы проводили различные исследовани€, это и стало дл€ мен€ введением в психологическую науку...

ƒиана ÷иринг, ректор „ел√”: «”ниверситет должен быть территорией свободомысли€»

– “огда почему вы поступили на филфак?

– ¬ те времена был такой период, когда не было ещЄ таких образовательных стандартов, как сейчас, и университеты могли в определЄнной степени экспериментировать. ¬ год, когда € поступала в университет, филологический факультет „ел√” открыл специализацию «ѕсихологи€». ѕоэтому € смогла совместить две своих больших любви – филологию и психологию. » € очень довольна своим филологическим образованием, оно было очень качественным, мен€ учили профессионалы высокого уровн€, многие из них и сейчас работают в нашем университете. ‘илологи€ даЄт совершенно особенный взгл€д на вещи, позвол€ет впитать огромный пласт человеческой культуры, что очень важно при любой дальнейшей профессиональной де€тельности.

– —трасть к иностранным €зыкам тоже возникла еще в школе?

– Ќет, интерес к английскому €зыку по€вилс€ достаточно поздно, в школе € не была им увлечена. ќдним из ключевых моментов при поступлении на факультет иностранных €зыков „√ѕ” была необходимость читать труды западных психологов, к тому времени больша€ часть работ по теме моего исследовани€ была на английском €зыке. „тобы читать их в подлиннике, надо было хорошо знать €зык, поэтому € пошла на ин€з.

– ј вы по характеру своему отличница?

– —овсем нет.

– Ќо факультет иностранных €зыков окончили на одни п€терки?

– ѕосле филологического факультета, где приходилось прочитывать просто горы разной литературы, перерабатывать огромный объем информации, учеба на факультете иностранных €зыков показалась мне такой легкой! (—меетс€.) » неожиданно дл€ самой себ€ € стала отличницей.

– ¬ы из семьи педагогов, насколько родители вли€ли на ваш профессиональный выбор?

– я получила то, что хотела сама. –одители дали мне возможность сделать собственный выбор.

– —кажите, а почему темой вашей докторской диссертации стала «психологи€ личностной беспомощности»?

– Ёто направление дл€ исследований предложил мне научный руководитель ещЄ в аспирантуре. ќно было первой в списке предлагаемых им тем. ћне оно так понравилась, что € не стала дослушивать весь список. (—меетс€.) Ќа «ападе эта тема разрабатываетс€ с 60-х годов ’’ века, а в –оссии мо€ кандидатска€ диссертаци€ на эту тему была первой. » докторска€ тоже была первой. Ёто, конечно, было св€зано с идеологией – разве советские люди могли быть беспомощными?! —ама мысль нашим идеологам казалась абсурдной. Ќо тема эта на самом деле очень актуальна€ – в ней кроетс€ причина всех успехов и неудач. —егодн€ аспиранты продолжают ею заниматьс€, п€ть диссертаций уже защищено аспирантами и соискател€ми. ≈ще одна диссертаци€ написана и скоро будет представлена к защите. » ещЄ три – в процессе написани€. ѕоследн€€ из защищенных работ, кстати, св€зана с определением функциональной значимости беспомощности, котора€ не возникает просто так. „еловеческа€ психика так устроена, что ничего просто так не возникает. ћы подтвердили гипотезу, что эта функциональна€ значимость во многом определ€етс€ спецификой отношений внутри семьи. Ќапример, если родители чрезмерно опекают ребенка и не дают ему возможности становитьс€ самосто€тельным, то постепенно ребенок понимает, что его роль беспомощного человека даже укрепл€ет семью. –одител€м комфортно, когда ребенок беспомощен, и он, чувству€, насколько это значимо дл€ родителей, стремитс€ соответствовать этим ожидани€м.

– “ак вот что порождает инфантилизм современного молодого человека?

– ƒа, такой ребенок и в будущем склонен искать среду, котора€ бы соответствовала привычному дл€ него стереотипу. ќн не скрывает своей беспомощности, и ему все начинают помогать. “о есть он манипулирует людьми и извлекает выгоды...

—трасть к верховой езде

– ¬ы воспитываете своих детей в рамках науки?

– ѕо мере возможностей. (—меетс€.) Ѕезусловно, любые знани€, если они актуальны, оказывают вли€ние на практические решени€. Ќо нельз€ говорить о том, что наука посто€нно довлеет над всем, что € делаю, что ученый только и думает о каких-то правилах. Ќо мы стараемс€ своих детей воспитывать самосто€тельными.

–  стати, как отреагировала семь€ на ваше решение прин€ть участие в выборах?

– ѕрин€ли мое решение. ’от€, конечно, всех смущало, что мо€ зан€тость на работе вырастет в разы. “ем не менее вс€ семь€ отнеслась с уважением к моему решению.

– ј у вас есть, пусть небольшое, но чувство вины перед семьей, перед детьми, что отныне будете удел€ть им меньше внимани€?

– ƒумаю, чувство вины – не самое конструктивное в списке человеческих эмоций. ≈сли человек может что-то сделать, чтобы изменить ситуацию, он должен это сделать.

– ¬ы занимаетесь спортом?

– ¬ерховой ездой.

– Ёто еще и релаксаци€ хороша€?

– ¬сю предвыборную кампанию только этим и спасалась. (—меетс€.) –асслабитьс€ и забыть обо всем могла только в конно-спортивном клубе. ¬ерхова€ езда – это самый насто€щий спорт, профессиональный наездник должен управл€ть любой лошадью, а по характеру они очень разные. ≈сли ты хорошо управл€ешь одной лошадью, это не гарантирует тебе, что все получитс€ с другой. Ёто вам не марку автомобил€ сменить. (—меетс€.) ” каждой лошади свой характер, эмоции, привычки. ќдна лошадь реагирует на голос, на малейшее движение наездника, а другой нужен хлыст...

– ¬ы с легкостью пользуетесь хлыстом?

– ƒолгое врем€ дл€ мен€ это было проблемой – ударить лошадь хлыстом. “ренеры терпеливо объ€сн€ли, что это не наказание дл€ лошади, а подсказка, что лошадь должна нормально реагировать на хлыст.

– ѕадать с лошади не приходилось?

– ѕадала, но, наверное, все, кто занимаетс€ верховой ездой, иногда падают.

– » есть определенный риск?

– –исковать € не очень люблю, по правде сказать, но любовь к этому перевешивает возможности риска. ѕока € далеко не профессиональный наездник, потому что поздно начала заниматьс€ верховой ездой. Ќаблюдаю за своим сыном и понимаю, что у него все получаетс€ гораздо легче – дети смелее, а лошадь чутка к неуверенности всадника и реагирует моментально. Ќадеюсь, что со временем смогу похвастатьс€ какими-нибудь успехами.

»дти до конца

– ¬ас удивило, что коллектив большинством голосов поддержал вашу кандидатуру?

– (”лыбаетс€.) я на это наде€лась.

– ѕотому что знали, что вас уважают, что у вас нет откровенных врагов?

– «десь много всего. ћне кажетс€, важно было, что мы с ћариной ¬икторовной «агидуллиной были одной командой. ћы ни минуты с ней не воевали и не боролись, цель у нас была одна – сохранить университет, сделать все дл€ решени€ возникших проблем.

–  ак вы и коллектив реагируют на то, что дело ћарины «агидуллиной передано в суд?

– ћы надеемс€, что все хорошо закончитс€. ћарина ¬икторовна – очень значимый дл€ университета сотрудник, видный ученый, €рка€ личность. Ёто просто часть „ел√”.

– Ќо сегодн€ свободомысл€щие и €ркие люди вновь неудобны.

– ”ниверситет традиционно €вл€етс€ территорией свободомысли€. “ак исторически сложилось, наука развиваетс€ только в услови€х свободы.

– —кажите, если вдруг почувствуете, что ноша ректора слишком т€жела дл€ вас, что предпримете?

– ƒумаю, у мен€ достаточно сильный характер, чтобы работать и идти до конца. я не мыслю в каких-то временных категори€х – первый год, первый срок... ¬ажно не это. ≈сть задачи, которые € должна выполнить. » выбора здесь никакого нет. Ќадо работать, нельз€ подвести свой коллектив.

– ¬ам не свойственно чувство беспомощности?

– Ќет, беспомощность мне не свойственна. —итуации в жизни возникают разные, но есть опыт: сегодн€ неудача, завтра будет удача. » потом, если что-то не получилось, значит, нужно мен€тьс€.

– ј способны вы признать публично, что были не правы?

– Ќадеюсь, что да. ƒл€ руководител€ это важное качество. ≈сли руководитель понимает, что не прав, но будет упорствовать и настаивать на своем, пользы это не принесет никому.

ƒиана јлександровна ÷иринг родилась 1 июл€ 1973 года в „ел€бинске в семье педагогов. ¬ 1995 году окончила филологический факультет „ел€бинского государственного университета, в 2000 году – с отличием факультет иностранных €зыков „ел€бинского государственного педагогического университета.
— 1995 г. – ассистент кафедры педагогики и психологии младшего школьника „√ѕ”. — 2001 г. – старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин ёжно-”ральского государственного университета. — 2002 года – заведующа€ кафедрой психологии „ел√”. — 2013 года – заместитель декана факультета психологии и педагогики по научной работе.
јвтор 96 научных работ (индекс ’ирша – 7).  андидат психологических наук (2001). ƒоктор психологических наук (2010). ƒоцент (2007). ѕрофессор (2013). —формировала научную школу (защищено семь диссертационных исследований по данному научному направлению). ќбладатель гранта президента –‘ (2005-2006 гг). –уководитель шести проектов, поддержанных ведущими национальными научными фондами и федеральными целевыми программами. „лен диссертационного совета. Ёксперт –оссийского научного фонда, –оссийского гуманитарного научного фонда, аккредитованный эксперт в ‘едеральном реестре экспертов научно-технической сферы. Ќаграждена ѕочЄтной грамотой ћинистерства образовани€ и науки –‘. «амужем. ¬оспитывает двоих детей.