
Поделиться

Поделиться
«Посмотрите, у вашего ребенка асимметричные складки на ягодицах, и коленочки она не до конца разводит, выписываю вам направление на рентген. Пока ставлю дисплазию под вопросом», – сказала как отрезала ортопед в детской поликлинике. Подобное слышат очень многие молодые мамы. Действительно, дисплазия тазобедренных суставов встречается часто. И лечить надо, не упуская времени, ведь когда малыш сядет, поползет, встанет на ножки, уже будет поздно. Но все-таки на рентген кроху, которой только месяц от роду, нести очень не хочется. Неужели нет другого способа? Есть! УЗИ – ультразвуковое исследование – современный, достоверный, а главное безопасный способ выяснить, есть ли у ребенка проблемы с тазобедренными суставами. Подробнее об этом я попросила рассказать заведующего кафедрой ультразвуковой диагностики УГМАДО, руководителя медицинского центра ультразвуковой диагностики профессора Александра Кинзерского.
– Александр Юрьевич, дисплазией, насколько я знаю, пугают почти каждую маму при малейшей асимметрии складочек или недостаточном разведении ножек малыша…
– И пугают правильно. Во-первых, очень многие дети рождаются с дисплазией. Если говорить о тяжелых формах дисплазии, подвывихах и вывихах бедра, они встречаются не так часто: по данным литературы, примерно полпроцента от общего числа новорожденных. А более легких форм дисплазии при скрининге в различных роддомах мы обнаруживали до 10%. Кстати, среди факторов, влияющих на возникновение этой проблемы, не последнее место занимает экология.
Во-вторых, кроме методов лучевой диагностики больше никак точный диагноз не поставить. Клинические признаки дисплазии – асимметрия складок и нарушение отведения ножек – неспецифичны. То есть они могут встречаться и в норме и при дисплазии, а также бывают и при других заболеваниях и не являются прямыми признаками патологии.
– Чем грозит дисплазия ребенку в будущем?
– Вся проблема этого заболевания в том, что лечение надо начинать как можно раньше. Если пропустить легкую форму дисплазии, задержится формирование бедер, а если тяжелую, то когда ребенок встанет на ножки, может произойти вывих бедра, придется делать операцию. В России по этому поводу оперируется тысячи детей. Для сравнения скажу, что с 1992 года, когда в Европе была введена государственная программа поголовного ультразвукового обследования тазобедренных суставов у новорожденных, в Австрии было прооперировано три ребенка, а в Германии – восемь.
– Я сама в свое время столкнулась с такой проблемой: у ребенка заподозрили дисплазию, мы сделали УЗИ, но ортопед сказала, что не доверяет этим результатам, и отправила на рентген. Пришлось идти облучаться…
– Есть так называемые ножницы в точности исследования УЗИ и рентгена. Информативность рентгена в первые месяцы жизни ребенка невелика – весь скелет малыша состоит из хрящей. Достаточно высокой она становится только ближе к шести месяцам. А в полгода лечить дисплазию уже поздно. Информативность УЗИ максимальна, когда ребенок родился. К полугоду ультразвук и рентген одинаково достоверны. А годовалому ребенку точный диагноз скорее установят по рентгеновскому снимку, когда хорошо видны точки окостенения.

Поделиться
Ортопед был прав в том, что УЗИ часто ошибается, потому что в России подготовки специалистов, занимающихся ультразвуковой диагностикой детских ортопедических врожденных заболеваний, не существует. Я сам учился по учебной программе для стран Евросоюза у профессора Рейнхарда Графа из Австрии, который создал эту методику еще в 1979 году. Причем тренинг был продолжительный, информативный и очень жесткий: нам давали 30 секунд на исследование одного сустава, после этого надо было правильно поставить диагноз!
Все эти годы мы – несколько учеников Графа из России – доказывали то, что новорожденным надо делать УЗИ тазобедренных суставов. А в апреле 2007 года Минздрав России принял приказ, в котором сказано, что ребенку на медицинской комиссии в месяц должно быть проведено УЗИ тазобедренных суставов. Однако как он будет выполняться, непонятно.
Если Минздрав сказал «а», надо говорить и «б»: надо определить, на какой аппаратуре эти исследования будут проводиться. Ведь ультразвуковой датчик, на котором смотрят головной мозг через родничок у малыша или органы брюшной полости, не подходит для диагностики дисплазии. Для ортопедии нужен как минимум другой датчик, а иногда и другой аппарат – пусть недорогой, но с определенными требованиями и подходящим программным обеспечением. Должна быть организована система подготовки специалистов. Пока на нас обрушился шквал заявок со всей страны на учебные материалы, но это получается теория без практики. А практиковаться будут на детях. Благо УЗИ – безвредный метод. Но ведь врачи будут ставить диагнозы! Причем если будет небольшая гипердиагностика, не страшно: мама с малышом лишний раз гимнастикой позанимается. Но самое страшное, когда диагност напишет норму, а ребенок окажется с патологией. Я по Челябинску каждый месяц «подбираю» пропущенные подвывихи и даже вывихи за другими либо снимаю диагнозы.
Кстати, рентген в Европе у детей сегодня используется в исключительных случаях и по очень строгим показаниям. А то, что УЗИ – точный метод диагностики дисплазии, доказано еще в 1979 году. Надо только уметь его правильно использовать.
– То есть, если мама не хочет лишний раз облучать ребенка рентгеном, ей надо сразу идти к вам, потому что вашим результатам в Челябинске доверяют все.
– Я занимаюсь диагностикой дисплазии у новорожденных с 1995 года. У меня есть австрийский сертификат, польский сертификат. Мной написано несколько пособий по этой методике. Я могу ручаться за качество подготовки части специалистов, которые прошли через нашу кафедру. И, конечно, ручаюсь за достоверность исследований, проведенных врачами моего центра.

Поделиться
– Некоторые считают, что чем лучше УЗИ-аппаратура, тем достоверней результат…
– Для ортопедии это не имеет значения. Важна точность выполнения методики, надо правильно выстроить плоскость. В геометрии плоскость рисуется по трем точкам, мы выстраиваем ее через четыре. Не хочу сказать, что от качества аппаратуры ничего не зависит, но именно в этой методике главное – не класс аппаратуры, а опыт и знания врача.
– Какая аппаратура в вашем центре?
– У нас нет так называемых экспертных приборов. Если за экспертный прибор посадить человека, который вчера окончил ординатуру или прошел первичную трехмесячную специализацию, результаты диагностики я бы проверил. Чтобы работать на экспертном приборе, надо знать, что от него надо получить. У нас аппаратура соответствует целям и задачам наших исследований. Вся аппаратура подбиралась под задачи, которые мы ставим перед собой, которые перед нами ставят наши пациенты. Например, специально для костно-мышечных исследований мы подбирали аппарат, дающий идеальную границу сред. Для проведения сосудистых исследований у нас есть совсем другой аппарат.
– Наверняка это сказывается на соотношении цена-качество?
– Естественно. Центры, приобретающие экспертную аппаратуру, закладывают ее немалую цену в стоимость исследования. Наша аппаратура (особенно если хорошо знать рынок и договариваться с фирмами-поставщиками) выходит в три-четыре раза дешевле. УЗИ тазобедренных суставов ребенка до одного года, выполненное врачом нашего центра, кандидатом медицинских наук, стоит 220 рублей. Если родители ребенка хотят, чтобы УЗИ непременно выполнял лично я, это будет чуть дороже – 350 рублей.
Медицинский центр ультразвуковой диагностики профессора Кинзерского.
Челябинск, ул. Воровского, 34а.
(351) 778-15-91, (351) 278-62-52.