Здоровье Беспокойный первый класс: семилетний кризис

Беспокойный первый класс: семилетний кризис

С трех до семи у родителей все-таки была передышка и пара-тройка относительно «спокойных» лет, и вот на горизонте замаячила школа. Поступки вашего ребенка снова заставляют задуматься: почему он так себя ведет...

" src=

С трех до семи у родителей все-таки была передышка и пара-тройка относительно «спокойных» лет, и вот на горизонте замаячила школа. Поступки вашего ребенка снова заставляют задуматься: почему он так себя ведет?! Кризис семи лет, говоря научным языком, называют «кризисом саморегуляции». Все противоречия этого периода вполне объяснимы: ваше чадо пытается самостоятельно контролировать свою жизнь и поведение «как большой». Ведь, хотите-не хотите, а именно в семь лет меняется социальный статус ребенка.

После детского садика он впервые отправляется в школу, а это уже совсем другая, «взрослая» жизнь, с которой он еще не знаком. Малыш вынужден отказаться от прежних форм поведения, а новые им еще не наработаны. Естественно, в такой ситуации очередного кризиса взросления не избежать.

О том, что происходит с ребенком в этот период, поговорим с детским психологом Еленой Сыркиной.

«Специалисты кризис семи лет не рассматривают настолько подробно, как подростковый и трехлетний. Традиционно его соотносят с поступлением ребенка в школу, с началом новой, абсолютно незнакомой для него жизни. Конечно, эти перемены существенны и заметны для окружающих, но, в то же время, кризис семи лет куда спокойнее, на мой взгляд, чем те, о которых мы говорили ранее. Кризис семилеток – относительно тихий, проходящий, как правило, без особых потрясений для взрослеющего человечка и его родителей. Тем не менее он есть и несет в себе определенные изменения, к которым мама и папа должны отнестись с должным вниманием», – начинает разговор Елена.

Что происходит с ребенком?

В это время созревает произвольная сфера: маленький человек впервые в жизни начинает контролировать свое поведение в соответствии с набором социально принятых правил, то есть он стремится быть во всем похожим на взрослых. Именно поэтому крайне важно, чтобы родители в этот период (как, впрочем, и во все остальные тоже!) были достойным примером для подражания. Происходят весомые изменения социального плана: у ребенка формируется внутренняя личностная позиция. Он приобретает собственное мнение по отношению к миру, к другим людям и самому себе. В семь лет ребенок впервые начинает осознавать, что, возможно, его точка зрения – не самая верная, и способен с пониманием отнестись к мнению чужому.

«Это, несомненно, очень важный момент в жизни семилетнего малыша,– считает школьный психолог Наталья Савушкина,– ведь от того, насколько оптимистично и уверенно он сейчас научится справляться с первыми жизненными сложностями, как то поиск друзей, привыкание к школе и тому подобное, будет зависеть его дальнейшая жизнь. В этот период закладывается осознанное представление ребенка об окружающем мире. Помощь родителей во всестороннем развитии первоклассника сложно переоценить: на них в первую очередь равняется растущий человек».

Как вести себя родителям?

Во-первых, очень важно не переборщить в запретах, особенно в тех случаях, когда сын или дочь проявляет инициативу. В противном случае, если родители воспитывают ребенка по принципу «красного карандаша» – одними замечаниями, то у последнего может сформироваться чувство собственной неполноценности и даже вины. Как следствие, страх отстаивать собственную точку зрения и проявлять инициативу в дальнейшем. Именно сейчас ребенок учится воспринимать себя как успешного человека, то есть он начинает понимать разницу между «я – реальный» и «я – идеальный», такой, каким хочу быть.

Еще один важный момент: в семилетнем возрасте у детей формируются критерии успешности. Наши детки начинают «важно» рассуждать, что «успешный – значит взрослый». Родители, будьте осторожны! В этот момент ваших «взрослых» малышей начинают раздражать истории с показом их детских фотографий типа: «Это Вовочка в полтора годика». Подобные умиления со стороны мамы, особенно в присутствиии гостей, вызывают у ребенка недовольство, потому что он ведь взрослый, сильный, а его показывают окружающим маленьким и беззащитным. Так что, родители, имейте это в виду и старайтесь щадить чувство собственного достоинства вашего такого солидного наследника. В тот момент, когда ребенок начинает ощущать себя самостоятельным, он уже не может мириться с тем, что его хвалят за естественные для взрослых поступки, например, сам почистил зубы или убрал свою постель, так что не нужно удивляться, когда ваш семилетний малыш сердится в ответ на такие похвалы.

«Ложь во спасение»

Пожалуй, это самый непонятный для взрослых «пунктик». Успешный в глазах семилетнего ребенка значит правильный. Отсюда неосознанно возникает желание скрыть все свои промахи и недостатки, угодить и не разочаровать взрослых и, конечно же, желание соответствовать мнению старших о себе. Как следствие, обман и ложь во имя «сохранения своего лица» в глазах родителей и учителей, так сказать, «статуса кво». В этот период ребенку проще соврать, чем сказать правду и потерять собственную «взрослость» в глазах родителей. Нужно отметить, что особенно часто с детской ложью психологи сталкиваются в семьях с завышенными требованиями к ребенку.

Вот случай из практики: мальчик-первоклашка стал обманывать близких. Когда начали выяснять причины такого поведения, стало известно, что ребенок получил изрядное количество двоек и просто побоялся сказать об этом дома. Родители успели создать в семье культ оценок, потому что оба в свое время учились очень хорошо. Естественно, ребенку было сложно признаться маме в возникших у него проблемах.

Родители должны быть очень аккуратными в своих суждениях: не стоит навязывать детям стереотипы своего поведения. Лучше изначально поддержать ребенка, создать теплую атмосферу доверия в семье, чтобы ваш первоклассник сам захотел учиться так же хорошо, как и вы когда-то. И уж, конечно, не боялся прийти к вам за помощью со своими проблемами, опасаясь вас разочаровать.

Второй вариант поведения семилеток: сверхпослушание. Поверьте, дорогие родители, этот вариант тоже не слишком хорош. Когда ребенок «отвечает всем заявленным требованиям», он со временем теряет свое собственное я. Как правило, «идеальные» дети приносят в жертву своему успеху, а значит, и вашему мнению о нем, ребенке, собственные увлечения и интересы, а по сути – свое будущее.

«Взрослый», но еще ребенок

Странно, но факт: очень многие родители попросту забывают, что семилетний ребенок – это все-таки ребенок, а не взрослый человек! «В своей практике мне приходилось сталкиваться с такими случаями, когда на семилетних детей возлагались совсем не детские обязанности, помимо которых первоклашка должен был хорошо учиться и успевать следить за младшим братом-сестрой», – говорит школьный психолог Наталья Савушкина. Родителям важно понять, что ребенку и так сейчас не легко: весь первый класс он «учится дружить со школой». И то, что родителю понятно и предельно ясно – «пойти и сделать домашнее задание», и это требование ему кажется простым и почти примитивным, то у ребенка такого навыка еще нет. Он пока не знает, как делать домашнее задание самостоятельно. Ему нужна ваша помощь. Вспомните, как сами учились писать буквы в прописях, соединяя точки и палочки, когда пальчики не слушались, а ручка норовила выскочить и промахнуться мимо строчки, и тогда вам все станет ясно.

В ситуации, когда ребенок еще не «научился учиться» и очень самокритичен – ведь в семь лет дети начинают сравнивать себя с другими детьми, – завышенные требования родителей становятся серьезной психологической нагрузкой, которая неуместна. Помогите ребенку, и у него обязательно все получится! Будьте ему другом.

Строгий судья или вторая мама?

«Особо подчеркну, что очень сильным ударом для семилетки является тот момент, когда его публично ругают за провинности – при всех в классе. Мнение учителя в этот период очень значимо для ребенка. Возможно, оно даже весомее мнения родителей, с этим надо считаться!» – напоминает детский психолог Елена Сыркина. И если преподаватель говорит, что «Петя – двоечник», то в глазах всего класса он отныне именно такой и есть. Учитель для первоклассников – своеобразная истина в последней инстанции. Порой родители, сами того не замечая, негативно высказываются о школе и учителях. В присутствии ребенка. Сами понимаете, делать этого не следует. Всем взрослым из окружения ребенка важно понять, что в этот период сравнивать его нужно только с ним самим, его собственными достижениями и успехами. А не с Федей или Машей, которые и учится лучше, и родителей слушаются. Иначе говоря, важной задачей как для родителей, так и для учителей сейчас является сохранение самооценки ребенка «в первозданном виде».

А второй момент, который тоже следует учесть, – необходимо научить первоклашку оценивать себя объективно. Вот о чем речь: у ребенка, даже если его поругали или даже наказали за какую-то конкретную провинность, должно сохраниться чувство «я – хороший», «я смогу». Необходимо очень детально указывать на достоинства и недостатки. Не просто «хорошо» или «плохо» – в этих понятиях не содержится информации о том, что именно нужно исправить и как это сделать. Наберитесь терпения и растолкуйте своему дорогому человечку, почему его поступок вас огорчил, в чем была ошибка, и научите, как можно все исправить или сделать по-другому.

Семилетие – сложный период. Именно тогда многие дети перестают верить в чудеса и Деда Мороза именно потому, что они учатся принимать мир таким, каким его видят взрослые. Наверное, сверхзадача родителей как раз в том, чтобы любимые чада не слишком быстро повзрослели.

Вкус к учебе: не хочу или не могу

Несмотря на то что кризис «тихий», определенные трудности все-таки могут возникнуть. Связаны они в первую очередь с учебой. И первая из них – это то, что ребенок не усваивает школьную программу. Причины могут быть самыми разными. Например, несформированность у ребенка различных психических функций, таких как память, внимание, мышление, речь. Но в современной системе образования подобное сложно представить: таких детей, как правило, быстро замечают и «корректируют». Речь идет не только о детях из неблагополучных семей. Ребенок из вполне благополучной семьи может оказаться абсолютно неподготовленным к школьным будням, потому что родители постоянно заняты и не уделяют должного внимания его развитию.

Второй возможной причиной плохой учебы можно считать психологическую неподготовленность, несформированность «внутренней позиции школьника» у ребенка.

В идеале к школе, для успешной учебы, у первоклассника должно быть сформировано два основных мотива: познания и достижения.

Если преобладает только мотив достижения, то активность ребенка, как правило, направляется не на учебу, а в другое русло, в любую сферу увлечений ребенка, будь то спорт, творчество и тому подобное.

Если хорошо развит мотив общения, то ребенок для этого соответственно в школу и приходит: пообщаться. Все остальное – второстепенно. Учиться – неинтересно. Несмотря на то что в классе такой ребенок становится негласным «заводилой», его школьные «достижения» оставляют желать лучшего. «Ругать и наказывать нельзя ни в коем случае! Нужно найти тот предмет, ту сферу знаний, которая окажется увлекательной. Есть такая интересная и простая методика определения того, насколько сильно замотивирован ребенок на учебу: «Что мне нравится в школе». Даете задание ребенку нарисовать то, что больше всего влечет его в школьной жизни, – советует Елена Сыркина. – Результаты бывают разными, но они дадут вам представление о приоритетах: ребенок может нарисовать учителя, парты, детей, сидящих на уроке. Это будет показателем того, что его интересуют именно занятия. Он может нарисовать школьный двор, бегающих за мячиком одноклассников и тому подобное. Это в свою очередь даст вам понять, что у ребенка возникли определенные сложности в учебе, слабая мотивация на нее. Выражаясь научным языком, преобладание игрового мотива говорит о том, что ребенок еще не наигрался, его мотивационная сфера не созрела». В этот момент нельзя пускать ситуацию на самотек, а с помощью развивающих игр привлечь внимание ребенка к учебе.

Еще раз о причинах плохой учебы

К моменту поступления в первый класс у гиперответственных родителей ребенок уже утомлен занятиями: его чрезмерно активно готовили к школе, прибегая к услугам различных образовательных учреждений. И процесс обучения будущему первокласснику уже успел наскучить. Еще до начала занятий. Так что, товарищи родители, не переусердствуйте.

Ребенок может плохо учиться, потому что «не вписался» в школьный коллектив. Предпосылок для этого довольно много. Некоторые относятся к личностным особенностям самого ребенка. Агрессивность, застенчивость, тревожность, чрезмерная возбудимость – качества, которые мешают ребенку полноценно общаться.

Еще одна помеха на пути к успешному обучению – низкие коммуникативные навыки семилетнего ученика. Ребенок не знает, как вести себя в конфликтной ситуации, не умеет знакомиться с другими детьми, не способен конструктивно отстаивать свою точку зрения.

«Мне довольно часто приходилось сталкиваться с такими «социально робкими» детками, которые будут страдать от одиночества и мучиться, но природная стеснительность не позволит им подойти и познакомиться», – делится опытом Елена Сыркина.

Существенным фактором, влияющим на учебу, являются также физические недостатки и инвалидность. Насмешки со стороны других детей значительно ухудшают и без того довольно сложную ситуацию. Если поддержки взрослых нет, то такой ребенок может замкнуться в себе с раннего детства. Лучше этого не допускать. Взрослым необходимо повысить самооценку ребенка, важно помочь найти ту нишу, где он будет успешен. Нужно развивать у ребенка коммуникативные навыки, которые помогут ему создать свой круг общения.

Золотые правила «первоклассного» родителя

Базовой потребностью у семилеток все-таки является потребность в уважении, поэтому важно соблюдать баланс между критикой и похвалой. Есть золотое правило: «на два замечания – пять похвал». Воспользуйтесь им! Но хвалить нужно только за реальные достижения. Постарайтесь в этот период спрашивать малыша не только о его школьных достижениях, но и о том, что он чувствует и о чем переживает. Это поможет вам остаться близкими друзьями и в более сложный подростковый период.

Еще одно простое правило: не забывайте о том, что ребенок – это все-таки ребенок. Требования, которые вы ему предъявляете, должны быть соизмеримы с его возрастом, а также силами и способностями. Помогите ему правильно распределить время, чтобы у первоклассника была возможность продуктивно учиться и отдыхать. Даже если в учебе пришлось столкнуться с трудностями, не стоит учить уроки до часу ночи!

«В моей практике был случай, – рассказывает детский психолог, – когда родители не могли понять, почему дочь-первоклассница внезапно «съехала» в учебе, в школу стала ходить «с боем», безо всякого желания. Родители недоумевали, чем вызвано такое поведение. Оказалось, что девочка... просто устала! Папа и мама так планировали ее день, что у ребенка элементарно не оставалось времени на отдых. А так недолго и заболеть!»

Спортивные секции, музыкальная школа, иностранные языки… Возможностей развивать свое чадо сейчас более чем предостаточно. Тем не менее постарайтесь не перегружать ребенка, иначе, постоянно уставая, он может утратить интерес ко всему на свете.

Фото: Иллюстрация с сайта germany.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления