Здоровье Мама, я уже большой!

Мама, я уже большой!

Все-таки детки требуют большого внимания и терпения родителей, пока осваивают те навыки, о которых сами взрослые уже и не задумываются. Ребенок растет очень быстро, но никто не сможет сказать наверняка, когда он самостоятельно начнет...

" src=

Все-таки детки требуют большого внимания и терпения родителей, пока осваивают те навыки, о которых сами взрослые уже и не задумываются. Ребенок растет очень быстро, но никто не сможет сказать наверняка, когда он самостоятельно начнет держать ложку, деловито и «как большой» надевать башмачки, проситься на горшок и умываться вместе с папой и мамой по утрам. Как говорится, всему свое время. А когда это самое время должно наступить? Что можно считать нормой? Что должен уметь делать ребенок в полгода? А в девять месяцев, в год, в полтора? Это нам и предстоит выяснить сегодня. К тому же, многие родители просто не знают, что процессы развития так называемых, первичных навыков самообслуживания, вполне можно ускорить. Но делать это необходимо правильно и осторожно, и тогда все обязательно получится.

Я все могу: навыки самообслуживания

Самое первое правило, с которым вы, конечно, и без специалистов, знакомы, но которое лучше напомнить – спокойствие, и, еще раз, спокойствие! Вам понадобиться практически ангельское терпение, пока любимое чадо не поймет хоть что-то из того, что вы пытаетесь вложить в его голову. Все потому, что то, что вы пытаетесь донести до него сейчас, – абсолютно ново и кажется ему пока ... ненужным. Он привык к другому. Действительно, зачем проситься на какой-то горшок, когда на попу натянут модный памперс, и мама сменит его «по первому зову». Или вот еще: самостоятельно кушать! Мамочка накормит. А одеваться самому – это вообще глупости…

Тем не менее, до момента поступления в ясельки или детский сад остается не так уж много времени, особенно, если вы планируете в ближайшем будущем выйти на работу. И лучше, чтобы этот период своей жизни малыш встретил «во всеоружии».

Поэтому, товарищи мамы, наберитесь терпения, и – вперед. Тяжело в ученье – легко в бою. Когда ваш кроха научиться многое делать самостоятельно, все ваши усилия будут вознаграждены.

Самый первый навык, о котором пойдет речь – умение есть и пить самостоятельно. Разумеется, каждый ребенок индивидуален, но есть некоторые сроки, в которые вам нужно постараться «уложиться». Малыши до полугода жизни считаются еще очень маленькими, поэтому их нагружать незачем. А вот начиная с полугода и до девяти месяцев ребенок уже, по словам специалистов, может пить из чашки с помощью взрослого, может жевать и проглатывать полупротертую пищу, и даже может самостоятельно держать и есть те вкусности, которые берут руками, например, мягкое печенье.

С девяти месяцев до года – время, когда ребенок осваивает следующие умения: берет в руку и ест маленькие кусочки пищи, держит ложку и пытается взять в рот ее содержимое, откусывает и жует печенье и даже ест размятую пищу. И, наконец, от года до двух лет малыш уже может: пить сам, правда, еще проливая содержимое чашки себе на «слюнявчик», есть самостоятельно ложкой, довольно часто по пути ко рту раскидывая ее содержимое, жевать обычную пищу, разрезанную на небольшие кусочки.

А в два годика ребенок может быть совсем самостоятельным: есть и пить он уже должен без вашей помощи.

Но это – лишь теория. Чтобы ребенок не отставал в своих умениях, необходимо ему помочь. Как это сделать? Во-первых, не будьте слишком строгой мамой. Если малыш начинает пытаться залезть к себе или к вам в тарелку, чтобы вытащить оттуда лакомый кусочек, – не противодействуйте этому, так он быстрее научиться держать еду, а потом и ложку, чем, если будет думать, что любое действие, кроме кормления его мамой, запрещено.

Во-вторых, смиритесь с тем, что в первое время чистоту кухни, как и вашего халата и одежды ребенка, сохранить не удастся: обучаясь держать ложку или кружку, малыш будет все время что-нибудь разливать или выплескивать, возможно он будет пытаться накормить вкусной кашей свои игрушки, сидящие с ним на стульчике или маму. Причем тогда, когда мама этого не ожидает. Тем не менее, следует принять ситуацию с юмором, а не раздражением. Покажите маленькому «ученику», как правильно держать ложку и кружку, чтобы донести их до рта, и ничего не расплескать, потихоньку отпустите свою руку, когда повторите действие несколько раз подряд, чтобы ребенок успел понять, как можно есть самому. Поддерживайте руку ребенка сначала за запястье, позже – лишь за локоть.

«Мою дочь и приучать к ложке не надо было, она ее у меня буквально отбирала, но не для того, чтобы кушать, а в основном для того, чтобы брякать по столу! Очень ей нравилось это делать, – улыбаясь, делится Алевтина, мама Жени,– самостоятельно есть ложкой мы стали где-то месяцев в 11, но такого, чтобы безобразничать, размазывая кашу по столу, у нас не было! Один раз, правда, засунула руки в кашу и пропустила ее между пальцев…Учиться есть ложкой оказалось даже весело!»

С каждым разом у вашего ребенка будет получаться все лучше. Наберитесь терпения. Кстати, когда кроха что-то пролил, можно попробовать приобщить его к процессу уборки и навести чистоту коллективно. И обязательно возьмите зеркало и покажите малышу, какой он чумазый, помогите вытереться и похвалите его чистенькую мордашку, пусть ребенок понимает, как приятно быть аккуратным и красивым.

Есть и еще одно важное замечание: с того времени, как вы начали замечать «кухонные» успехи своего ребенка, больше не кормите его сами, дабы сэкономить время или чистые полы (одежду, свою или крохи). Почему? Да потому, что он уже успел понять, что процесс еды ему дается пока тяжело, и если в этот период вы начнете опять кормить его с ложки, то ребенок не захочет дальше учиться есть сам. К чему лишние усилия, если рядом есть мама?

Если ребенок уже достаточно большой, чтобы есть самостоятельно, пытайтесь его заинтересовать. Положите на столик рядом с ним его любимое лакомство. Пусть попробует взять сам и может быть даже съесть самостоятельно, заинтересуйте его, пусть с вашей помощью он откусит кусочек. Положите. А дальше – все в его руках, как говорится. Можно делать это почаще.

Что касается самостоятельного питья, то ребенка следует приучать к кружке, начиная приблизительно с шести месяцев. Изначально малышу можно между кормлениями грудью давать попить из кружки воды или то, что он больше всего любит. Лучше, если кружка будет с двумя ручками и слегка отогнутым краем, максимально удобной для малыша. Старайтесь выбирать для начала такие моменты, когда ребенок не испытывает сильной жажды, но попить не против, чтобы он имел возможность прислушаться к новым ощущениям. Нужно, чтобы перед тем как пить, ребенок почувствовал краешек, и лишь потом ему в рот попала жидкость. Пусть ощущения добавляются постепенно, приобретите специальную посуду для маленьких детей, сделайте процесс привыкания к новому, самостоятельному образу жизни максимально удобным и простым.

Раз ботинок, два ботинок

Следующий навык, который нелегко дается на первых порах – умение самостоятельно одеваться. «До года можно и не задумываться над тем, чтобы научить малыша самостоятельно одеваться, – рекомендует врач-педиатр Анна Ерошина. – С 12 до 15 месяцев постарайтесь научить ребенка снимать и одевать носочки и шапку, 15-18 – период, когда следует освоить следующие моменты: ребенок должен уметь помогать одевать и раздевать себя, надевать шапку, снимать штанишки. Разумеется, без вашей помощи, малышу будет сложно освоить это нелегкое дело, поэтому раз в день старайтесь выделить время, которое вы посвятите обучению ребенка умению одеваться и раздеваться самостоятельно».

Есть несколько советов «бывалых» мам, которые могут сделать этот процесс менее трудоемким. Первое: одежда малыша по возможности должна быть максимально простой. С комбинезоном, например, будет справиться довольно сложно, если ребенок проявит инициативу и решит сходить на горшок без вашей помощи. Малышам очень интересно возиться с различными липучками, всевозможными большими пуговицами и молниями. Кроме навыков в умении одеваться – раздеваться, ваш ребенок с помощью этих «заморочек» тренирует мелкую моторику. Очень полезны в этот период куклы, которых можно раздевать и одевать, тем самым, приобретая аналогичные навыки. Постарайтесь не помогать, дайте своему ребенку возможность одеться самостоятельно. Естественно, перед тем, как просить малыша самостоятельно сделать то или иное, следует показать несколько раз, как это делается правильно и уже потом попросить его повторить. Объясняйте медленно, доходчиво, показывая подробно, как и что нужно сделать. Дайте ему время сообразить. К примеру, когда вы учите ребенка надевать ботинки, это нужно делать следующим образом:

  1. Ребенок всовывает в ботинки пальцы ног.

  2. Опускает большие пальцы рук внутрь ботинка ближе к носку, берется за ботинок и держит его, продвигая ногу вперед.

  3. Одной рукой держит задник ботинка и натягивает его на пятку.

Все делаем постепенно, пошагово. Так будет легче освоить то, что абсолютно незнакомо.

Горшок – дело тонкое...

«Свою дочь осознанно я к горшку не приучала. Ей просто нравилось часами сидеть на нем, в прямом смысле слова. Нравилось с того момента, как она научилась сидеть, а произошло это в полгода. Так что месяцев в 7-8 мы начали устраивать такие вот «посиделки». Так и делали: она сидела на горшке, я сидела рядом и читала ей книжку. С сыном, правда, вышло сложнее: ему нравилось сидеть на перевернутом горшке. Он подходил к нему, переворачивал (хорошо, хоть сухой горшок был), садился и о чем-то думал. Тогда я попробовала изменить ситуацию, и мы как взрослые, пошли к настоящему унитазу. Это ему, видимо больше понравилось, так что, с сыном горшок остался невостребованным», – рассказывает Зоя, мама с двойным опытом воспитания.

Да, приучить к горшку – дело нелегкое. И процесс это довольно длительный. За редким исключением, по словам педиатров, дети начинают воспринимать горшок года в 2-2,5. До этого времени не стоит заставлять ребенка сидеть на горшке до достижения результата, потому что малыш элементарно не понимает, чего от него хотят. Попробуйте, конечно, высаживать ребенка на горшок, когда он научится сидеть, т.е. в полгода – девять месяцев. Но самое оптимальное – дождаться инициативы со стороны ребенка. Отметьте, в какое время происходит стул (после завтрака или в другое какое-то время), если он достаточно регулярный, то в это время отправьте своего непоседу на горшок на несколько минут. Если стул у ребенка нерегулярен, то держать кроху на горшке все время, «когда это случится», не стоит. Вы только вызовете негатив по отношению к пресловутому горшку у своего чада, которое уж точно не понимает, почему ему не дают встать с этого места.

Необходимо, чтобы вы проявили достаточно терпения, ведь для того, чтобы ребенок понял, каково предназначение горшка, должно пройти как минимум несколько недель. Будьте постоянны и ласковы, чрезмерная требовательность – ни к чему. Вероятно, в самом начале ребенок будет вам говорить о том, что надо на горшок уже после того, как «событие» произошло, тогда вам нужно объяснить, что на горшок нужно идти тогда, когда еще ничего не сделано и колготки (штаны и т.п.) еще чистые и сухие. Стыдить ребенка нельзя! Объясните, как правильно и скажите, что вы уверены в том, что завтра все будет как надо. Даже если прекрасно понимаете, что это не так. Но говорить, все же, это нужно регулярно и абсолютно искренне. Еще одно важное «но»: когда ребенок сидит на горшке, не рекомендуется давать ему игрушки, важно, чтобы малыш понимал четко и ясно, зачем он сидит тут. И явно не для того, чтобы играть.

Не показывайте ребенку свою нервозность по поводу очередной «промашки», ваше состояние так или иначе передается ему: когда он видит, что заставляет маму нервничать, он начинает переживать еще сильнее, и вероятнее всего, неудачи повторятся еще не единожды.

Не надевайте на двухлетнего ребенка памперсы, пусть ходит в трусиках, когда случится «авария», он это почувствует. В этот момент ему и следует рассказать о том, что это нужно делать в горшок. Кстати, о последнем: горшочек должен быть довольно удобным, ноги ребенка во время «посиделок» должны касаться пола, может быть, это будет «стульчик», кому как удобнее. Когда ребенок сходит в туалет (в горшок), покажите ему, что у него «получилось» и похвалите, как бы смешно и нелепо это не звучало. Когда ситуация менее оптимистична, не следует ругать ребенка за грязные колготы. Как и в случае с другими навыками, при приучении ребенка к горшку важно проявлять завидное постоянство и терпение, и тогда, вероятно, в скором времени ваш малыш уже начнет радовать вас регулярным посещением горшка, и это будет вашим общим достижением.

Мойдодыр в нашей ванной

Следующий навык, который следует освоить в первые четыре года жизни ребенка, это мыть ручки и ножки, сидя в ванной, самостоятельно вытираться и чистить зубки. (Надеюсь, вы помните, что зубки надо чистить с тех пор, когда они появились). А так же вытирать самостоятельно носик, когда это необходимо.

Начинать традиционно нужно с самого простого: когда малыш сидит в ванной, начинайте учить его мыть ручки и ножки. Помните, делаем все последовательно: во-первых, создайте приятную атмосферу для ребенка, пусть будет много пены, в которой он мог бы плескаться, чтобы было множество положительных эмоций. К тому же, сидя в ванной, ребенок без труда сможет учиться мыться, ему удобно, и не нужно соблюдать равновесие. Пункт второй зависит от возраста ребенка. Если дите помладше, то следует подробно объяснять последовательность действий. Если постарше, то можно словесными указаниями направлять его (возьми мочалку, потри там-то), возможно, физически помогать ему до тех пор, пока он не освоится. Можно помыть ребенку одну ногу, а вторую попросить его вымыть самостоятельно под вашим «надзором». Так же с мочалкой и мылом: сначала дайте ребенку их сами, позже, когда он уже будет знать их месторасположение, малыш будет брать их самостоятельно.

После прогулки или перед обедом приучайте мыть руки перед едой и после прогулки: для начала попробуйте предоставить ребенку возможность самому справиться с ситуацией. Включите воду и дайте мыло. Если этот прием не сработает, попробуйте иначе: изо дня в день повторяйте процедуру в одной и той же последовательности:

  1. Открываем кран. Если это делаете вы, необходимо объяснять свои действия ребенку.

  2. Пусть ребенок возьмет мыло.

  3. Подставляет мыло и руки под воду.

  4. Мылит руки.

  5. Трет руку о руку.

  6. Споласкивает руки.

  7. Закрывает кран.

  8. Берет полотенце.

  9. Вытирает руки.

  10. Вешает полотенце на место (или отдает вам).

Не забывайте, обучая своего ребенка правилам гигиены, соблюдать их сами: приходя с улицы или перед обедом, тщательно мойте руки на газах у малыша, так, чтобы пример родителей был показательным. Ведь дети, а особенно маленькие, стремятся во всем быть похожими на маму и папу. В ситуации с навыками самообслуживания этим можно и нужно пользоваться.

Наши дети все-таки абсолютно непредсказуемые создания и, конечно, каждый ребенок индивидуален, но в ваших руках, дорогие родители, возможность сделать так, чтобы мир взрослых привычек не казался ему слишком тяжелым.

Фото: Фото с сайта Vitaminov.net
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления