Здоровье Кто крайний?

Кто крайний?

В поликлиниках Южного Урала взялись излечить самую многострадальную и острую болячку – очереди. Сегодня на итоговой коллегии горздрава его руководитель...

В поликлиниках Южного Урала взялись излечить самую многострадальную и острую болячку – очереди. Сегодня на итоговой коллегии горздрава его руководитель Евгений Летягин напомнил коллегам, что губернатор шутить не будет, и у самых нерадивых, очевидно, в случае неисполнения головы полетят. Однако главные врачи к объявленной охоте «на очереди» отнеслись спокойно: запущенные случаи нуждаются в системном подходе.

В понедельник губернатор Михаил Юревич поручил руководителям всех медучреждений Южного Урала в течение месяца ликвидировать очереди, пригрозив им в противном случае увольнением. При этом, как говорится в сообщении пресс-службы губернатора, до 14 апреля текущего года главам муниципальных районов необходимо разработать и принять меры по оптимизации записи пациентов на прием к врачу. Доктора должны также строго соблюдать график приема населения, повысить эффективность и оперативность непосредственно самого приема больных. В случае, если у первых лиц муниципалитетов есть объективные причины, препятствующие выполнению этого поручения, отмечают в пресс-службе губернатора, что они должны письменно сообщить об этом до 1 апреля.

«Работа по ликвидации очередей началась еще полтора-два года назад, – вводит в курс дела глава горздрава Евгений Летягин. – На сегодняшний день сделано следующее: в 48 лечебных учреждениях Челябинска установлены многоканальные телефоны. Для справки – в часы пик на них в минуту поступает 93 звонка. Кроме того, система умной телефонии по команде оператора перенаправляет пациента к тому или иному специалисту. Установлена компьютерная техника в ряде учреждений, можно записаться на прием через Интернет. В ряде поликлиник успешно применяется система самозаписи на неделю, когда можно самому выбрать удобное время и прийти на прием. Опять же для справки – из записавшихся на неделю вперед на прием приходит только 30%».

Специалисты с сожалением отмечают, что ни увеличение числа регистратур, ни самих регистраторов, ни компьютерной техники проблему не изменит, если не изменится сознание самих пациентов. Поэтому, подчеркивает Евгений Иванович, самое главное, что нужно теперь сделать – провести информационную компанию, объясняющую всю систему организации медицинской помощи населению. Например, что в первую очередь надо обратиться за ней к своему участковому терапевту или педиатру. После приема специалист определяет тактику лечения: какие нужны анализы, консультации и так далее. Большинство проблем можно решить уже на этом этапе. «Но люди думают, что если болит, например, голова, то это «нервы», – сетует глава горздрава, – а причин на самом деле может быть множество, начиная с заболеваний ЖКТ и заканчивая офтальмологией или снижением уровня гормонов. И получается, что более 60% обращений к узким специалистам «напрямую», минуя участкового врача, неоправданы: либо обратился не по адресу, либо опять-таки нужны сначала исследования, а только потом консультация».

Сложа руки не сидели и главные врачи. «У себя в поликлинике мы сделали отдельный от регистратуры стол справок, в самой регистратуре ввели четыре окна и должность старшего регистратора, в обязанности которого входит скорейшее решение возникающих трудностей и спорных вопросов, – говорит главный врач ГКБ №5 Алексей Банных. – Кроме того, выделили отдельно регистратуру для льготников, ввели живую очередь к участковому терапевту. Мы посчитали, что так лучше: конечно, это не совсем устраивает работающее население, но зато есть гарантия того, что к врачу человек попадет в день обращения, а не на следующий или через неделю. Исключение – острые состояния. Тут другой алгоритм оказания медпомощи. Кроме того, узким специалистам, таким как окулист, хирург, в пятницу делаем «живую очередь», чтобы те, кто не попал к ним на неделе, а очень надо, все-таки имели эту возможность. Увеличили количество талонов к узким специалистам, подтянув на это внутренние резервы, приняли в штат дополнительно специалистов: теперь у нас четыре окулиста, три хирурга, три кардиолога».

В ГКБ №8 есть своя специфика – два филиала, которые расположены вне самой поликлиники: один по ул. Танкистов, другой – на северо-востоке. «Через Интернет мы их связали между собой, и теперь жителям северо-востока не надо ехать в головной офис, чтобы записаться на прием к узкому специалисту, можно поучить его там, в филиале, – поясняет главный врач ГКБ №8 Олег Фатуев. – Ввели должность администратора поликлиники, который будет разводить очереди – брать за ручку и переводить к другому врачу, менее загруженному. Или организовывать прием вместо заболевшего или задерживающегося врача». В самой поликлинике обновлены все информационные стенды, установлены многоканальные телефоны. Их номера зарегистрированы в общей справочной службе, поэтому они для всех доступны. Кроме того, участковые врачи обошли свои участки, наклеили листовки с этими номерами телефонов, рассказали о них. Это тот не полный перечень мер, которые главные врачи могут сделать самостоятельно, считает Олег Эдуардович. Но есть объективные причины, с которыми руководителям в одиночку не справиться. Например, нехватка узких специалистов, недостаток площадей. «Здания большинства поликлиник и больниц спроектированы и построены в 40–60-х годах, а наша-то вообще в 30-х! – поясняет руководитель «восьмерки». – Они рассчитаны были на поток пациентов в два-три раза меньший, чем есть сейчас. Новых кабинетов у нас пока не прибавится, увеличить время работы поликлиники до бесконечности тоже невозможно – с этим фактором приходится считаться».

Если собственных ресурсов не хватает, значит нужно писать, объяснять, готовить обоснования, аналитические записки, чтобы горздрав аккумулировал все эти запросы и создавал единую программу, считает Олег Фатуев, может быть общегородскую, может даже областную, помощи больницам в ликвидации очередей. В любом случае проблему нужно решать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления