Государственное унитарное предприятие «Медтехника» как крупная торгово-сервисная организация работает на рынке медицинского оборудования и товаров медицинского назначения уже почти 50 лет. На его долю выпадали разные времена и испытания. Были периоды и процветания, и упадка. Метрологическая служба предприятия считалась в свое время одной из самых мощных в стране. Предприятие занималось поставками медоборудования и изделий медицинского назначения, его обслуживанием и ремонтом, обеспечивая бесперебойную работу лечебных учреждений Южного Урала, входило в десятку лучших в Советском Союзе. Однако в 90-е годы лидерские позиции были постепенно утрачены.
Теперь на предприятие пришла молодая амбициозная команда, и «Медтехника» подобно сказочной птице Феникс возрождается и вновь заявляет о себе в полный голос. Какие же изменения происходят на предприятии, чего ожидать южноуральцам, вернутся ли старые-добрые социально ориентированные магазины «Медтехника» – на эти и другие вопросы дал исчерпывающие ответы ее директор Александр Ищенко.
– Александр Валерьевич, как вы оцениваете то хозяйство, которое получили в наследство от старого руководства?
– На момент моего назначения ситуация была непростая. Некогда предприятие «Медтехника» было монополистом по поставкам и ремонту медтехники, медицинского оборудования и товаров медицинского назначения, диктуя свои правила игры лечебным учреждениям региона. Больницам, детским садам, санаториям и другим учреждениям больше некуда было обратиться, соответственно, «план» шел самотеком. Это в чем-то расхолаживало и успокаивало коллектив, предприятие не стремилось нарабатывать новых клиентов, удерживать старых, развиваться, открывать новые направления, что негативно сказалось на результатах финансово-хозяйственной деятельности. С таким негибким партнером стало некомфортно работать. В это время появилось много частных предприятий, и часть клиентов перешла туда. Как известно, избавляться от плохих привычек всегда тяжело, непросто пришлось и «Медтехнике». Как следствие, предприятие потеряло много клиентов и позиций на рынке, перестало продавать технику, оказывать некоторые виды услуг, ушли многие квалифицированные специалисты, обслуживавшие технику. В итоге нам досталось в наследство предприятие, которое можно охарактеризовать понятием «трудный ребенок», которого необходимо перевоспитать, отучить от вредных привычек и дать путевку в жизнь исходя из реалий, которые диктует время.
– Но это же очень сложная задача. Какие методы вы применяли? По каким принципам действовали?
– Нет ничего невозможного. Начали с того, что пригласили молодых и перспективных специалистов с новаторскими идеями. Внесли изменения в организационную структуру: появилось экономическое управление, видоизменили часть старых подразделений. Определили общую стратегию развития предприятия, обозначив конкретные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Благодаря всем этим шагам постепенно мы стали возвращать утраченные позиции. В первую очередь, наладили открытый диалог с потребителем. Коллектив стал более ответственно относиться к выполнению поставленных задач. Произошли серьезные изменения в системе ценностей работников предприятия. Был проведен ребрендинг – смена логотипа, визуального оформления и в целом позиционирования на рынке.
Одним из основных принципов, действующих на предприятии, является то, что оборудование, требующее ремонта, не должно простаивать в лечебных учреждениях. В связи с этим мы решили создать у себя «мобильную сервисную службу». В любое время суток бригада наших специалистов готова выехать в лечебное учреждение и по возможности на месте осуществить требуемый ремонт. Для этого мы приобрели новый спецавтомобиль.
– Кто-то остался из «старичков»?
– Мы сделали все, чтобы сохранить уникальный коллектив, первоклассно знающий свое дело – электромеханики, узкопрофильные технические специалисты, метрологи.
Хочется отдельно сказать о нашей метрологической службе: ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в других крупных городах государственным предприятиям медтехники не удалось сохранить в своем составе метрологическую службу. У многих специалисты ушли в другие сферы, некоторые потеряли клиентов, и данное направление стало неактуальным при всей своей важности и значимости. Поэтому то, что мы сохранили свою метрологическую службу, является одной из наших важных заслуг. Более того, мы развиваем и укрепляем свои позиции в этом направлении.
– Где и как вы набирали команду под свои задачи?
– Команда формировалась долго и кропотливо. В итоге нам удалось привлечь профессионалов, знающих свое дело. Мы начали продавать технику, чего за последние пять лет не было в принципе, возвращать учреждения, которые потеряли, открывать новые розничные точки. На текущий момент отмечается стабильный рост объемов реализации по всем направлениям.
По многочисленным просьбам и пожеланиям жителей региона и при поддержке министерства здравоохранения Челябинской области в декабре мы открыли новый магазин «Медтехника» на автовокзале в ДС Юность. Теперь жителям области не приходится ездить по городу в поисках необходимых товаров медицинского назначения. Это уже наш третий розничный магазин. Первые два открыты на ул. Варненская и в ГКБ №3 (больница скорой помощи).
Все магазины оформлены в едином фирменном стиле. В них вы найдете только качественные сертифицированные товары. В них представлен широкий спектр продукции – мы поставляем как профессиональные аппараты в лечебные учреждения, так и маленькие бытовые для домашнего использования.
– Как же человеку разобраться, что ему нужно в вашем изобилии ассортимента?
– Все наши работники, в том числе и продавцы, в обязательном порядке предоставляют полную консультацию по всему имеющемуся у нас ассортименту и могут четко сориентировать покупателя во всем многообразии товаров как по назначению и характеристикам, так и по противопоказаниям.
– Как «Медтехника» взаимодействует с городскими и областными учреждениями здравоохранения?
– Отмечу сразу, что это не только лечебные учреждения – больницы и поликлиники, – это и детские сады, и санатории-профилактории, и базы отдыха, и школьные медицинские кабинеты. На сегодняшний день мы успешно участвуем в конкурсах на поставку оборудования для медицинских учреждений. У нас заключены эксклюзивные договоры с целым рядом производителей, соответственно, есть гарантийное и постгарантийное обслуживание.
Все оборудование, которое поставляем, мы обслуживаем и ремонтируем. Мы уделяем большое внимание постгарантийному обслуживанию: если мы поставили оборудование, то у больницы больше никаких проблем не будет – все обслуживание, ремонт мы берем на себя.
Наши специалисты – электромеханики, техники, калибровщики, инженеры – проходят обучение у фирм-производителей, в том числе за рубежом, получают сертификаты, подтверждающие их квалификацию и компетентность, свое оборудование мы знаем от и до.
Все это позволяет нам строить большие планы. Например, мы являемся участником программы модернизации здравоохранения, проводимой в Челябинской области.
Также на сегодняшний день «Медтехника» участвует в серьезном проекте по организации обслуживания оборудования, относящегося к категории ядерной медицины. Это совершенно новая технология дистанционного обслуживания техники, аналогов которой в области нет.
– Как осуществляется обслуживание?
– Осуществить небольшой ремонт – лампочку поменять, провод припаять – это можно, конечно, и на месте сделать, но серьезный ремонт мы осуществляем в своих лабораториях и цехах. У нас целый этаж отведен под эти цели. Могу вам ответственно заявить, что таких возможностей нет ни у одного предприятия, занимающегося обслуживанием медицинской техники.
Кроме того, с декабря начала работу радиологическая лаборатория. Это наш первый инвестиционный проект. Теперь мы ремонтируем не только отечественные рентген-аппараты, как это происходило раньше, но и современную технику зарубежных производителей. Мы получили лицензию на этот вид деятельности, подготовили специалистов, закупили необходимое оборудование для ремонта. Планируем и дальше развивать это направление, тем более, что оно очень востребовано и актуально.
– По каким принципам вы подбираете и предлагаете технику для учреждений? Всегда ли можно найти оптимальное решение по соотношению цены и качества?
– Конечно, мы стараемся «услышать» заказчика, понять, какие задачи он хотел бы решить, приобретая тот или иной аппарат. Недорогое оборудование не всегда означает низкое качество. Поэтому мы предлагаем нашим клиентам различные варианты соотношения цены и качества. Мы не занимаемся продажей некачественного оборудования с низкими эксплуатационными характеристиками. Поэтому нам никогда не стыдно смотреть в глаза нашим потребителям. Мы поставляем только то оборудование, за которое готовы нести ответственность, брать на себя обязательства перед заказчиком.
– Являетесь ли вы преемником старой «Медтехники»?
– Конечно. Хотим взять из прошлого все хорошее этого легендарного предприятия, и на этом фундаменте построить новое предприятие, отвечающее современным требованиям.
– Александр Валерьевич, вы достаточно молоды. Как вы попали в руководители?
– У меня два высших образования: техническое – инженер-механик, и экономическое – экономика и управление предприятием, что способствовало моему развитию как руководителя на различных предприятиях. С устройством системы здравоохранения я познакомился, работая в ОГУП «Областной аптечный склад», там занимался инвестициями и снабжением. Работая там, зарекомендовал себя с хорошей стороны (Улыбается.), и мне поступило предложение возглавить ГУП ЧО «Медтехника». Я согласился.
– Как вы считаете, должен ли современный руководитель заниматься политикой, или достаточно просто хорошо делать свое дело?
– То, что руководитель предприятия обязан быть в курсе политической жизни страны и региона, – это однозначно. Невозможно заниматься стратегическим планированием и инвестиционной деятельностью, не понимая макроэкономической ситуации в стране и регионе. И, соответственно, невозможно эффективно руководить предприятием, развиваться и идти в ногу со временем.
– Удается ли при таком напряженном рабочем графике заниматься чем-то еще?
– Конечно же, руководящая должность накладывает свой отпечаток, когда работа и личная жизнь становятся едины, и свободное время зачастую проходит в решении рабочих вопросов «без галстука». Но все же удается выкроить минутку и посвятить досуг семье и друзьям. Предпочитаю активный отдых, это позволяет снять напряжение. Занимаюсь спортом – люблю горы, альпинизм, люблю технические виды спорта – мотоциклы, снегоходы, охоту. С удовольствием провожу время с семьей, с сыном, он у меня в этом году пошел в первый класс.
– В окончание нашего разговора, что бы вы хотели еще добавить?
– Ну, конечно же, хотел бы поздравить всех с наступившим Новым годом, пожелать поскорее вернуться после длительных праздников в рабочее русло. (Улыбается.) Хочу, чтобы наступивший год был полон только хорошими событиями, делами и результатами. Также хотелось бы поблагодарить всех, кто в нас верит и поддерживает.
Адрес: 454076, г. Челябинск, ул. Варненская, 6а;
тел./факс: (351) 260-72-91, 260-72-93;
e-mail: chelmed@yandex.ru.
Medtehnica.com
Лина ХАЗАРОВА