Здоровье Полис ОМС: «синий» и «желтый» равны

Полис ОМС: «синий» и «желтый» равны

Работодатели по старой памяти беспокоятся о том, чтобы все их сотрудники имели действующий полис ОМС, однако такая «забота» уже вне закона. В Челябинском областном фонде обязательного медицинского страхования (ЧОФОМС) предупреждают, что ни работодатели, ни медицинские учреждения не могут требовать от гражданина заменить старый, но действующий полис ОМС на единый полис нового образца, и уж тем более выбирать за него страховую компанию.

Более половины обращений граждан на горячую линию фонда составляют вопросы, касающиеся замены страхового полиса и сроков действия «желтых» документов. В медицинских учреждениях нередки визиты страховщиков, которые запугивают пациентов тем, что срок действия их полиса уже истекает, и его необходимо срочно менять на новый, и лучше в определенной страховой компании. «Хотелось бы успокоить всех южноуральцев – никаких ограничений по действию полисов старого образца нет, – заверяет заместитель руководителя ЧОФОМС Татьяна Инсарская.

По словам специалиста, нововведение в виде «голубых» полисов стало мерой реализации вступившего первого января 2011 года Федерального закона №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». До этого в каждом регионе была своя форма полиса – в Челябинской области он был желтым. Все полисы старого образца имеют номера, эти номера внесены в единый регистр застрахованных как на территории области, так и в федеральный фонд ОМС. Появившаяся новая форма полисов голубого цвета старые документы не отменила. «С 1 мая 2011 года была введена единая форма полиса по стране. «Голубые» полисы универсальны, они одинаковы как для жителей Владивостока, так и для жителей Челябинска и других городов страны. Этот полис также имеет свой номер, который занесен в регистр. Так что оба полиса действуют, и нигде в законодательстве я не встречала сроков окончания действия полисов старого образца», – успокаивает Татьяна Ивановна.

Таким образом, поддаваться на провокации недобросовестных страховщиков не стоит, особенно руководителям компаний, на которых «продвинутые менеджеры» обратили свое пристальное внимание, предлагая бесплатно заменить полисы всем сотрудникам сразу. Еще бы: в этом случае они могут привлечь в свою компанию до нескольких тысяч новых клиентов. В свою очередь работодатель, не вникая в тонкости действующего законодательства, требует от сотрудников предоставить необходимые для замены полиса документы – паспорт, полис, СНИЛС – и написать заявление. «Ключевым словом в таких предложениях, видимо, является слово «бесплатно» – для современных работодателей оно стало просто магическим, хотя медицинские полисы за 20 лет работы системы ОМС никогда не выдавались за деньги», – констатирует специалист.

Такую массовую акцию по замене полисов сотрудникам фонда удалось пресечь буквально на днях. Руководство крупного челябинского завода согласилось на подобное предложение, и приказ о замене документов был опубликован в корпоративной газете. Специалисты ЧОФОМС узнали о готовящемся мероприятии от одного из сотрудников, обратившегося на горячую линию, провели разъяснительную работу с руководством предприятия. «Работодатель не должен определять ту страховую компанию, в которой будет застрахован человек, – предупреждает эксперт. – В новом законе закреплено право гражданина на выбор страховой медицинской организации. Уголовного наказания для работодателя, конечно, не предусмотрено, но он не может диктовать человеку, в какую организацию пойти».

Этот вопрос гражданам уже почти два года приходится решать самостоятельно, однако далеко не все до сих пор понимают значимость данного решения. Как показывает практика, большинство осуществляет выбор по территориальному принципу, а не по тому, на сколько активно компания защищает права своих клиентов. При этом Федеральный ФОМС обращает большое внимание именно на этот показатель, регулярно составляя рейтинг страховых медицинских организаций, самым значимым в котором является этот критерий.

Страховым компаниям действительно нередко приходится отстаивать права пациентов. Самыми распространенными нарушениями являются предоставление платных услуг взамен бесплатных и некачественное оказание медпомощи. В этом случае страховая компания должна защитить клиента, провести все необходимые экспертизы, не оставляя человека один на один с его проблемой. Если это произошло, страховую можно поменять. Правда, не чаще, чем раз в год и до 1 ноября текущего года. Поэтому тем, кто хотел, но не успел сменить страховщика в этом году, теперь придется дождаться следующего года.

Восстановить же потерянный или недействующий полис можно в любое время. Для этого необходимо обратиться в любую страховую организацию, которая в тот же день предоставит временное свидетельство, действующее в течение 45 дней со дня выдачи. По нему гражданин без проблем сможет получать медицинскую помощь в любом учреждении страны, поэтому, собираясь в поездку, лучше проверить, действителен ли ваш полис, на сайте ЧОФОМС. К слову, причин, по которым документ может оказаться недействующим, не так много – если страховая компания, в которой застрахован гражданин, вышла из системы ОМС, либо если работодатель заказал всем сотрудникам предприятия полисы, а работник и не в курсе. В этом случае старый полис утратит свою силу, но база данных фонда обязательно обнаружит и новый документ. Возить же с собой оригинал документа не обязательно – для медицинского учреждения достаточно ксерокопии, чтобы найти его в реестре.

По всем возникающим вопросам, касающимся оказания бесплатной медицинской помощи, специалисты фонда призывают обращаться по телефону горячей линии: 8-800-300-10-03, на сайт фонда, либо лично в ЧОФОМС. До 11 ноября можно обращаться по адресу: площадь Мопра, 8а, а со второй половины ноября сотрудники фонда начнут принимать южноуральцев в новом здании по улице Труда, 156.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления