Родители, которые хотят, чтобы их ребенок развивался гармонично, сегодня стоят перед нелегким выбором: в какой развивающий центр отдать свое чадо. Ведь хочется, чтобы малыш не просто поиграл-порисовал-полепил; хочется, чтобы он научился чему-то важному. Например, научился общаться со сверстниками и со взрослыми, проявлять самостоятельность, слушать и понимать других людей, правильно доносить до них свои желания.
О методике Монтессори я много слышала: читала в Интернете, советовалась с друзьями. Но прежде чем отдать предпочтение той или иной методике, необходимо сравнить все и выбрать именно ту, что будет максимально отвечать запросам ребенка.
Моей Настеньке полтора года. Девочка она тихая, интравертивная. С одной стороны, дома с ней никаких проблем: не шумит, не бегает, не переворачивает квартиру вверх дном. Но с другой – я понимаю, что скоро мне предстоит отдать дочь в садик, и это может стать для такого домашнего ребенка сильным стрессом. Значит, проблему трудностей в общении с другими детьми и взрослыми нужно решать уже сейчас. Для меня именно это и стало решающим фактором в выборе развивающего центра. И свой выбор я остановила на Монтессори-центре «Солнышко».
Понравилось еще и то, что прежде чем взять ребенка в группу, педагоги организовывают небольшую конференцию для родителей, где не просто рассказывают о сути развивающей методики, но и отвечают на вопросы пап и мам, приводят примеры на опыте реальных родителей и детей, которые занимаются в центре. Такая встреча помогла мне рассеять все сомнения, которые, конечно же, были. На встрече я пообщалась с другими родителями. Почти всех нас объединяло одно: наши дети слишком не похожи на среднестатистического ребенка.
У кого-то малыш гиперактивный и ни минуты не сидит на месте, у кого-то, как у меня, наоборот чересчур тихий, пугливый. И у тех, и у других могут возникнуть проблемы с социализацией в детском коллективе. Но руководитель Монтессори-центра «Солнышко» Ольга Чернокнижникова нас успокоила: любой ребенок усвоит правила общения, если взрослые научатся слышать его, а он – взрослых. Ведь зачастую именно неумение слышать близкого человека и рождает проблемы в отношениях даже между взрослыми людьми. Именно из желания правильно слышать своего ребенка я и записалась с в группу «Я+мама».
Первые два похода, конечно, для нас были стрессовыми, но именно потому, что я была рядом с Настенькой, она быстро адаптировалась к обстановке. Впрочем, мы такие были не одни. Я разговорилась с Натальей, мамой полуторагодовалой Анюты. Они ходят в центр «Солнышко» уже три месяца, и поначалу девочка тоже была пугливой, настороженно относилась и к детям, и в взрослым. Однако сейчас Анюта ведет себя спокойно, с интересом наблюдая за нами, новенькими.
Возможно, привыкание проходит гладко из-за сути самой методики. В Монтессори-центре детям ничего не навязывается. Они выбирают тот вид занятий, который их увлекает, и занимаются этим делом столько, сколь долго хватает им интереса. Никаких принудительных, пусть даже и развивающих занятий им никто не предлагает. Этот момент стал решающим для мамы двухлетнего шустрика. «Мы перепробовали несколько развивающих центров, но везде сталкивались с проблемой: ребенку быстро надоедает то, чем занимается вся группа, – говорит Светлана. – У меня очень подвижный мальчик, и, как следствие, у него хромает дисциплина. Из-за этого мы не могли долго ходить ни в один из развивающих центров». Однако в Монтессори-центре мамы гиперактивных детей находят спасение. Именно потому, что ребенку не навязываются ни сами занятия, ни время на их выполнения, он легче усваивает уроки, принимает правила, более настроен на социализацию.
Еще одну существенную деталь я отметила в занятиях группы «Я+мама» – это развитие самостоятельности у детей. Для некоторых мам это, пожалуй, гораздо более важный урок, нежели для ребенка. В этом плане детям дается право не только самостоятельно выбрать занятие по душе, но и самостоятельно познавать новое. Родители в данном случае должны лишь помогать, если у ребенка что-то не получается, или просто следить, чтобы игра не вышла за рамки безопасности. Лично для меня это стало своеобразным испытанием, которое помогло мне понять, что я не всегда готова слышать свою дочь и понимать ее желания.
Там же на втором занятии я познакомилась и с мамой ребенка, которому поставили диагноз «синдром Дауна». По ее словам, сегодня развивающие центры мало чего могут предложить детям, имеющим особенности развития, хотя педагоги понимают, что таких малышей развивать надо. В Монтессори-центре эти дети получают то, что им необходимо для развития, – внимание, общение и самостоятельность. «Мой ребенок здесь развивается и обучается таким темпом, каким удобно ему, – рассказала мама малыша с синдромом Дауна. – Он не задерживает группу и избавлен от участи плестись все время в конце, как это было в других развивающих центрах. Какие-то навыки ребенок усваивает быстрее, для других навыков требуется время, но самое главное – он движется вперед».
Ее слова подтверждаются примером: другая семья, которая тоже приводила в центр ребенка с синдромом Дауна, делала это от случая к случаю. При этом дома с мальчиком никто не занимался, а потому и заметных результатов не было. В результате родители перестали посещать «Солнышко» вовсе, а вот моя собеседница делала это регулярно в течение двух лет и результатами довольна: ее ребенок заметно отличается в лучшую сторону от своих сверстников, имеющих такое же отклонение.
Одним словом, в Монтессори-центре буквально каждый ребенок найдет именно свой путь развития – путь, раскрывающий таланты и помогающий решить болезненные проблемы. Я уверена, что мы будем посещать центр «Солнышко» и дальше.
Комментарии специалистов
«Развивающие методики Монтессори не имеют каких-либо возрастных ограничений, – говорит руководитель Монтессори-центра «Солнышко» Ольга Чернокнижникова. – Хотя у нас в стране принято считать их дошкольными. На Западе существуют целые школы Монтессори, где дети обучаются про данной программе до старших классов. Это говорит лишь о том, что методика максимально приближена к жизни и полезна для любого возраста».
Другой стереотип заключается в том, что методика Монтессори призвана помогать детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии. Да, ее часто используют в реабилитационных центрах, например для детей с ДЦП или задержкой развития, но данная методика универсальна. К нам в центр ходят как совершенно обычные дети, так и малыши с синдромом Дауна. Они посещают одну группу и находят общий интерес в той или иной плоскости. Для детишек с отклонениями в развитии это очень ценный опыт, поскольку такие занятия помогают им социализироваться. А остальные дети учатся смотреть на них как на равных, учатся принимать и понимать их.
«Группа «Я+мама» – это лишь начальный этап занятий по методике Марии Монтессори, – говорит педагог Монтессори-центра «Солнышко» Павел Кузнецов. – У нас есть и группы, где занимаются дети с трех лет, куда ходят дошкольники. Принцип сохраняется во всех группах и для всех возрастов, изменяется только режим и уровень самостоятельности деток. Если в младшей группе «Я+ мама» они учатся взаимодействовать с другими детьми и чужими взрослыми, педагогами, то в более старших группах занятия направлены на развитие потенциала каждого ребенка. И несмотря на то, что занятия групповые, индивидуальные подход к каждому малышу сохраняется».
Монтессори центр «Солнышко»,
пр. Ленина, 17;
тел. (351)777-29-03.