В том, что неизлечимые болезни могут подкрадываться незаметно, я узнала на примере моей мамы. До определенного момента я была уверена, что появление глаукомы, как и других глазных болезней, человек ощущает сразу, ведь через глаза мы получаем 80 процентов всей информации. Позже я спрашивала маму: «Может, ты все-таки что-то чувствовала? Может, были симптомы, на которые ты просто не обращала внимания?» Но нет, мама чувствовала себя хорошо, и потому постановка диагноза ее шокировала. Да и сама болезнь, честно признаться, была обнаружена случайно. И если бы не межпозвонковая грыжа шейного отдела позвоночника, мама, может быть, еще несколько лет не знала, что у нее глаукома.
А началось все с невролога, который определил маму в стационар с межпозвонковой грыжей. Перед плановой госпитализацией необходимо было пройти обследование у нескольких врачей, в том числе и офтальмолога. Он-то и решил проверить поля зрения, и, как оказалось, не зря. Тест тут же показал, что часть поля у мамы отсутствует.
Конечно, чтобы подтвердить диагноз, врач назначил более детальное обследование: была измерена роговица и глазное давление, проведены всевозможные компьютерные диагностики. К сожалению, болезнь подтвердилась. Но, к счастью, на ранней стадии, когда еще можно замедлить развитие заболевания. Когда первые сильные эмоции после постановки диагноза схлынули, я поняла, что все не так уж и плохо. Когда мама лежала в стационаре на обследовании, с ней вместе поступал в отделение мужчина. Его глаукома тоже была обнаружена случайно. Он рассказал, как сидел вечером перед телевизором и смотрел хоккей. В какой-то момент у него зачесался левый глаз, и мужчина стал тереть его. И в этот момент он понял, что абсолютно ничего не видит правым глазом. Конечно, он на следующий же день пошел к врачу, ему практически сразу подставили диагноз, но лечение затруднено, потому что болезнь запущена.
Весь прошлый год у мамы не спадало глазное давление. Врач подбирала различные препараты, но улучшения не наблюдалось. Тогда маму направили на операцию. Сейчас ей сделали лазерный дренаж, чтобы улучшить отток жидкости из глаза.
Только когда мама легла в больницу, я узнала, что у моей бабушки по маминой линии тоже была глаукома, а значит, и я нахожусь в зоне риска. Конечно, я сразу обратилась к врачу, мне посмотрели глазное дно и замерили давление. Пока у меня все в норме, но врачи говорят, что такие проверки я должна проходить каждый год, несмотря на то, что мне всего 33 года. Из-за наследственности и работе на компьютере глаукома у меня может начаться в раннем возрасте.
Комментарий специалиста
«Глаукома – заболевание, неуклонно прогрессирующее и, несмотря на имеющиеся сегодня препараты, через какое-то время приводящее к слепоте, – поясняет заведующая дневным стационаром офтальмологического отделения ГКБ №8 Ольга Резницкая. – В нашей стране глаукома стоит на первом месте среди причин инвалидности по зрению. Если болезнь была диагностирована на тяжелой стадии, то помочь пациенту, к сожалению, не в состоянии ни один врач. Однако ранняя диагностика и своевременное лечение помогут существенно замедлить развитие заболевания. Проблема еще в том, что болезнь на ранних стадиях протекает практически бессимптомно, и сам пациент, пока у него не начинают заметно выпадать поля зрения, а это происходит на третьей или четвертой стадиях, к врачу не обращается.
Поводом пройти обследование на глаукому является колебание глазного давления в течение дня больше, чем на три миллиметра ртутного столба. Если не компенсировать такое состояние, то со временем оно может вылиться в открытоугольную глаукому. Если у человека были выявлены изменения в развитии переднего отрезка глаза, то он тоже находится в группе риска по возникновению глаукомы.
Труднее диагностируется и лечится закрытоугольная глаукома. Она протекает стремительнее, чем открытоугольная. При ней фильтрация жидкости из глаза не просто снижается, она резко прекращается, и тогда глазное давление достигает огромных цифр, и человек начинает испытывать сильные головные боли, которые он даже не может локализовать. Боль бывает настолько невыносимая, что мозг человека начинает путать локализацию, и пациента привозят на скорой с подозрением на инфаркт или почечные колики. Нередко на фоне глазного повышается и артериальное давление. Таких пациентов, как правило, оперируют, поскольку состояние является неотложным, а потом они приходят по месту жительства к офтальмологу, и тогда уже разрабатывается тактика лечения».
Людмила УСАЧЕВА