Крупнейший в регионе частный медицинский центр «Лотос» открыл новую поликлинику в Челябинске в районе Тополиной аллеи. Событие, казалось бы, рядовое. Но не все так просто – частная поликлиника по сути будет выполнять функции обычной муниципальной районной поликлиники и с 1 сентября начинает прием пациентов с прикрепленной территории по полисам обязательного медицинского страхования. О новом уровне партнерства частной и государственной медицины рассказывает директор ООО «Медицинский центр «Лотос» Вячеслав Сушин.
– Вячеслав Анатольевич, давайте сразу уточним: новая поликлиника «Лотоса» берет на себя функции обычной муниципальной поликлиники, так?
– Наша новая поликлиника работает уже с 18 августа, принимая поток пациентов как частная клиника. Однако действительно с 1 сентября она начала работать по страховым полисам и тарифам системы обязательного медицинского страхования. Это значит, что осуществляется прием жителей прикрепленной к ней территории на основании полисов ОМС. И если говорить проще, поликлиника оказывает им бесплатно все те услуги, которые положены по государственному стандарту и должны оказываться в муниципальных поликлиниках. И для нас, и для Челябинска, и для властей города и даже области это первый опыт подобного сотрудничества.
– А как появилась идея создания такой поликлиники?
– Во многом наши интересы и интересы властей совпали. До недавнего времени на этой территории своей муниципальной поликлиники не было, а жители микрорайона Тополиной аллеи были приписаны к поликлинике ГКБ №1 Челябинска. А она расположена почти в центре города. Согласитесь, это неудобно. В свою очередь, мы расширяли свою филиальную сеть в Челябинске. Взвесив все за и против, посоветовавшись с городским и областным управлением здравоохранения, приняли решение об открытии этой поликлиники.
– Что она представляет собой?
– Это помещения площадью 700 квадратных метров, полностью отвечающие всем необходимым стандартам для медицинских учреждений. 22 рабочих кабинета, оснащенных современным профессиональным оборудованием. Прием по полисам ОМС будут вести все положенные по стандарту профильные специалисты – терапевты, хирурги, отоларингологи, гинекологи и так далее. Всего в поликлинике будет работать около 40 человек. Часть специалистов на прием пациентов мы перераспределим из других филиалов нашего центра, а порядка 20 человек мы нанимаем дополнительно. Пока к поликлинике прикреплено около 13,5 тысяч человек, а наши мощности позволяют обслуживать около 15 тысяч человек.
Кроме того, на базе новой поликлиники жителям прикрепленных территорий по полисам ОМС будут предоставляться услуги еще и по неотложной и скорой медицинской помощи. К существующим экипажам дополнительно закуплены и выведены на маршрут еще два современных реанимобиля, оснащенных по последнему слову техники, на которых осуществляют лечение и доставку четыре бригады высококлассных специалистов.
– Если вы берете на себя функции муниципальной скорой помощи, значит, организуете своего рода подстанцию?
– По государственным нормам и стандартам на 10 тысяч населения должен приходиться один экипаж. Все необходимые договоренности о взаимодействии с нашими коллегами из муниципальной скорой помощи достигнуты. То, что мы переходим на работу по стандартам ОМС, позволяет нам еще лучше страховать и выручать друг друга в экстренных случаях, тем более что на наши реанимобили установлены приборы навигации и связи с городской станцией скорой помощи. Вызовы к нам будут приходить с номера 03, как на обычную скорую.
– В чем смысл передачи функций муниципальной поликлиники в частные руки? Для городских властей – понятно. Они не тратят бюджетные деньги на создание и содержание нового лечебного учреждения. Но в чем ваш интерес? «Лотос» – все-таки коммерческая структура.
– С одной стороны, мы рассчитываем на тот поток пациентов, который после визита в поликлинику и первичных осмотров или процедур, дальше пойдет в головной филиал на улицу Труда для получения, в том числе стационарной помощи.
С другой стороны, мы надеемся, что пациенты, которые будут обслуживаться нами по полисам ОМС, испытав на себе, насколько качественно и эффективно мы работаем, в конечном итоге начнут пользоваться и нашими платными услугами, которые выходят за рамки госстандартов. Говоря бизнес-языком, мы надеемся на появление новых, лояльных нам клиентов – пациентов.
– Руководители лечебных учреждений, как правило, жалуются, что тарифы обязательного медицинского страхования, скажем так, невысоки, а вы беретесь по ним работать. Почему?
– В целом это так. Если мы будем работать с пациентами только по тарифам ОМС, то это существование на грани рентабельности. Доход мы можем получать только с коммерческих пациентов. Наша задача – создать их устойчивый поток. Сделать это мы можем, только наглядно продемонстрировав уровень услуг и качество обслуживания пациентов.
– Каков объем вложений в новую поликлинику?
– Инвестиции составили 60 миллионов рублей – это покупка и ремонт помещения, приобретение необходимого оборудования. На два дополнительных реанимобиля потрачено еще около десяти миллионов.
– Появление такой поликлиники – это разовый шаг или часть планов по развитию «Лотоса»?
– Это большая и серьезная часть нашей стратегии роста и развития. В ближайших наших планах – выход в города области и в другие регионы России. В октябре мы открываем поликлинику в Чебаркуле, зимой планируем открыть еще одну в Озерске, активно изучаем возможность открытия центра в Магнитогорске. Также мы расширяем сеть наших филиалов в Республике Башкортостан, Пермском крае, Свердловской и Тюменской областях. Это будут медицинские центры с полным комплексом поликлинических услуг – лабораторией и диагностическим центром, включая аппараты МРТ, КТ и отделение рентгенологии.
– Они так же будут работать по стандартам ОМС?
– Пока нет, это чисто коммерческие учреждения. Но мы не исключаем, что в дальнейшем, если наш челябинский опыт будет успешен, то и в других городах, возможно, также начнем работать по стандартам ОМС. Частно-государственное партнерство может и должно быть выгодно для всех – властей, медицинского бизнеса и прежде всего пациентов.
– Однако экономическая ситуация в стране не состыкуется с такой выгодой, не так ли?
– Мы проводим серьезные исследования рынка в тех регионах и городах, куда собираемся заходить. Они показывают, что несмотря на сложности в экономике спрос на качественную медицину есть, в том числе платежеспособный спрос, и он постоянно растет. При этом наша повседневная практика показывает, что вместе со спросом растет и требовательность пациентов. Люди становятся разборчивее, они четко, до деталей понимают, что им нужно, как и где они могут получить эту помощь с максимальным качеством и скоростью. Доходит до того, что анализируют, какие именно расходные материалы или даже иглы используются при той или иной процедуре. Информация в эпоху Интернета доступна, да и на рынке медуслуг выбор есть.
К тому же такая разборчивость пациентов приводит к тому, что конкуренция между частными медицинскими центрами усиливается. Но «Лотос» уверен в опыте и эффективности своих процессов и прежде всего в специалистах, которые работают в нем. Именно врачи и медицинский персонал – главная сила медицинского центра и основное конкурентное преимущество. В «Лотосе» внедрена система постоянного профессионального развития, переподготовки, через которую проходят все врачи. Многих из них мы отправляем на учебу за границу, среди наших сотрудников есть профессора, кандидаты и доктора наук. В том числе «Лотос» является клинической базой Челябинского медицинского университета.
– Какие планы насчет Челябинска?
– В Челябинске за десять лет «Лотос» прошел путь от одной небольшой поликлиники до пяти филиалов и многопрофильного центра, где оказывается стационарная помощь и почти все виды хирургической помощи. В наших планах – дальнейшее развитие, прежде всего в кардиохирургии и онкологии. Мы рассчитываем создать такой комплекс, который позволит проводить операции на сердце любого уровня сложности, уже в следующем году.
Кроме того, в сентябре этого года в нашем головном центре мы открываем отделение экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), расширяем поликлинику и отделение пластической хирургии. Уже открыли отделение химиотерапии, которое также работает по тарифам обязательного медстрахования.
– Появилась информация, что «Лотос» продал часть бизнеса, связанного с оказанием услуг по диализу, известной немецкой компании. Почему, и как это согласуется с планами по развитию?
– Распыляться сразу на всё неразумно: тут же теряется и экономическая эффективность, и, самое главное, качество помощи людям. Значит, надо было сосредотачивать усилия на чем-то одном. Когда «Лотос» начинал свой проект, связанный с диализом, уровень оказания этого вида помощи в Челябинской области оставлял желать лучшего. За эти годы удалось создать сеть диализных центров и поднять на новый уровень качество диализа. Мы помогли очень многим людям, кому-то даже спасли жизнь. Но диализ – это прежде всего технология, уровень оборудования и расходных материалов, применяемых при этой процедуре. И преимущество в этом всегда будут иметь те компании, которые являются мировыми и европейскими лидерами в производстве этого оборудования, расходных материалов и операторами диализных центров. А мы сильнее всего в поликлинической помощи, кардиологии, онкологии, поэтому было решено продолжать развиваться именно в этом направлении, где есть опыт, ресурсы, специалисты, понимание процессов.
Начиная поиск возможных покупателей, мы исходили из двух критериев – это цена и качество оказания помощи, провели переговоры с несколькими потенциальными покупателями. Немецкая компания B.Braun, которая в итоге и получила наше диализное направление, – одна из мировых лидеров в производстве оборудования и расходных материалов для диализа. К тому же у компании развернута по России сеть из собственных центров диализа. Полученные от сделки ресурсы мы перенаправили в развитие наших приоритетных направлений. Кстати, сделка прошла уже после того, как Евросоюз ввел санкции против России, но для настоящего сотрудничества и делового партнерства эти процессы не помеха.
– Как это скажется на пациентах, на тех сотрудниках, которые работали в этих отделениях диализа?
– Уверяю вас, только в лучшую сторону! Качество помощи пациентам не упадет. Что же касается сотрудников, то одним из базовых условий, которые в том числе прописаны в соглашении, было сохранение персонала. К тому же наши партнеры по сделке – разумные люди и понимают, что без местных врачей и медперсонала они ничего не смогут сделать. Не привезут же они всех врачей из Германии! Кроме того, есть вероятность, что немцы откроют в Челябинской области собственное производство.
– Получается, что одной из причин того, что пришлось расстаться с диализным направлением, стало отсутствие в стране налаженного производства расходных материалов для такой сложной процедуры. И так обстоит дело не только в медицине…
– Да, но в последнее время стало заметно, что государство меняет свою политику и ставит приоритетом налаживание собственного производства, которое в перспективе было бы способно если не полностью заменить, то хотя бы подстраховать импорт. Но за один день это не сделать. Это должна быть поступательная работа, шаг за шагом, пусть даже на основе зарубежных технологий, если нет хороших российских аналогов. И тогда мы готовы осуществить еще целый ряд очень интересных проектов. Как только будут достигнуты какие-то договоренности и подписаны соглашения, мы об этом сразу расскажем.