Здоровье Заставят ли душевнобольных лечиться?

Заставят ли душевнобольных лечиться?

Общественный совет при президенте РФ по защите традиционных семейных ценностей требует вернуть принудительное лечение душевнобольных людей. С таким заявлением выступила член совета Ирина Медведева, комментируя недавнее убийство шестерых детей в Нижнем Новгороде. Как сообщают информагентства, Олег Белов, которого задержали по подозрению в совершении преступления, ранее лечился в психиатрическом диспансере с диагнозом «шизофрения».

Сегодня Федеральный закон «Об оказании психиатрической помощи» запрещает помещать душевнобольного человека в стационар без его согласия. Единственным доводом для принудительного лечения может быть решение суда.

Напомним, что два года назад Конституционный суд РФ постановил внести доработки в часть 2 статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой прекращались уголовные дела, рассматривавшие нетяжкие деяния. Сегодня общественность просит вернуть наблюдение и принудительные меры по лечению любых пациентов, имеющих психиатрические диагнозы. Однако осуществить на деле это не так просто.

«Раньше, если больной активно упорствовал в своем нежелании регулярно видеться с психиатром, а имеющаяся симптоматика не позволяла махнуть на него рукой, то мы имели право получать сведения о нем у того же участкового милиционера, – пишет в своем блоге врач-психиатр из Тольятти Максим Малявин. – Сейчас – боже упаси, тайна ж личности, и милиционер, то бишь полицейский, пошлет: он теперь нам ничем не обязан».

Взаимодействие психиатрической службы, силовиков (от участковых до прокуратуры) и бдительных граждан (например, старших по подъезду) позволяло раньше держать на контроле состояние психически больных граждан, вовремя отслеживать начинающиеся обострения и вовремя же госпитализировать. Сегодня, когда взаимодействие нарушено – отчасти законом о неприкосновенности частной жизни, отчасти снижением или упразднением некоторых полномочий как врачей, так и полиции, – контролировать и уж тем более корректировать состояние душевнобольных людей очень сложно.

«Теперь, по закону, если к нам привозят буйного гражданина на скорой, мы обязаны взять у него согласие на госпитализацию, – говорит один из врачей ЧОПНБ, пожелавший остаться анонимным. – Если он такого согласия не дает, мы просто медикаментозно купируем острое состояние и отправляем его домой. Удерживать больного против его воли и без решения суда мы не имеем права».

Но что делать, если душевнобольной гражданин пока не проявил себя агрессивно? Например, 27 июля в Санкт-Петербурге 68-летняя Тамара Самсонова убила и расчленила 79-летнюю Валентину Уланову, за которой ухаживала. При задержании Самсонова призналась в еще нескольких убийствах, совершенных несколькими годами ранее.

В последние годы Самсонова вела себя неадекватно, звонила среди ночи в двери и по телефону соседям. Полиция на жалобы не реагировала, и в итоге жители не выдержали и стали собирать подписи, чтобы госпитализировать шумную старушку, но не успели: она совершила убийство.

«Нужно письменно обратиться в районный психиатрический диспансер с просьбой направить врача-психиатра на освидетельствование конкретного человека с конкретным адресом, – советует психиатр Санкт-Петербургской городской станции скорой помощи Олег Аранович. – В этом обращении необходимо аргументированно объяснить, почему возникла такая необходимость. Коллективное письмо со своими подписями соседи по площадке или по дому должны отнести руководителю медицинского учреждения».

Правда, как признаются сами врачи, эта мера не всегда действенна: гражданин, на которого написана жалоба, может отказаться контактировать с врачом, а проводить принудительный осмотр доктор имеет право только по решению суда. Как правило, в таких ситуациях на помощь приходят родственники, которые уговаривают больных, пускаются на разные ухищрения. Но если речь касается одинокого человека, то тут врачи и полиция бессильны.

Если же речь идет о душевнобольных людях, на иждивении у которых находятся несовершеннолетние дети, здесь могут подключиться органы опеки, которые имеют право ходатайствовать перед судом о принудительном обследовании и лечении опасных родителей.

Пока же самые беззащитные граждане – дети и пожилые люди – будут находиться в постоянной опасности, если один из их домочадцев психически болен. Закон сегодня защищает права душевнобольных, и их исполнение часто происходит в ущерб правам остальных граждан.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
37
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления